Надия Галимзянова
Личностно — ориентированное развитие познавательных способностей детей младшего возраста в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель научно-исследовательской работы:
1. Обеспечение оптимальных условий обучения и развития дошкольников на основе учета их индивидуальных особенностей и возможностей.
2. Создание скоординированной системы научно-методической, диагностической и организационно – развивающей работы семьи, дошкольного учреждения и школы, позволяющей максимально раскрыть потенциал детей с высокими умственными способностями и устранить ряд затруднений детей, нуждающихся в коррекции результатов обучения и развития.
Публикация «Личностно — ориентированное развитие познавательных способностей детей младшего возраста в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
Объект научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности школы: триединый процесс обучения, воспитания и развития ребенка в условиях семьи и дошкольного учреждения.
Предмет деятельности ДОУ: способы и условия раннего выявления и развития умственных способностей ребенка, специфика организации групповой и индивидуальной работы развивающего типа в семье и дошкольном учреждении.
Научно-педагогические задачи ДОУ
1. Создание и экспериментальное апробирование аппарата ранней диагностики развития ребенка младшего возраста.
2. Выявление детей с опережающим развитием и организация интенсивной развивающей работы с ними.
3. Выявление детей с отставанием в развитии и организация коррекционной работы.
4. Организация информационного обеспечения родителей детей дошкольного возраста и будущих родителей в вопросах диагностики и развития ребенка.
5. Создание оптимальных условий раннего обучения и развития ребенка, его подготовки к школьному обучению.
6. Модернизация системы методической работы, руководства и контроля инновационными образовательными процессами в ДОУ.
7. Предоставление воспитателям ДОУ необходимой информационной и методической базы, ознакомление с новыми прогрессивными идеями организации работы.
8. Стимулирование творческой инновационной деятельности работника.
Актуальность проблемы
Актуальность проблемы. Развитие ребенка особенно интенсивно происходит в раннем возрасте, и упущение возможностей проведения такой работы затем нельзя восполнить. Вместе с тем, слабая информированность родителей в вопросах особенностей дошкольника на разных стадиях его возрастного становления, способах его диагностики и интенсивного развития мешает реализации этих возможностей ведет к завышению требований, дефектам умственного, речевого, физического и эмоционального развития ребенка.
Необеспеченность дошкольных учреждений системной проработкой проблемы отслеживания, своевременной коррекции и возможного ускорения умственного развития ребенка также создают много проблем с адаптацией выпускника дошкольного учреждения к условиям школы и тормозят раскрытие его природного потенциала.
Не проработаны вопросы организации обучения и развития дошкольников, предположительно проявляющих признаки одаренности, в посильном для них темпе. Полноценное же формирование умственных способностей, особенно одаренных детей, охватывающей все этапы возрастного развития личности, в системе индивидуального по темпу, характеру и уровню развития. В решении этой задачи роль дошкольного звена наиболее важная.
Особенно остро стоит проблема неготовности родителей и воспитателей к раннему выявлению одаренных детей, невооруженность их методиками и материалами для работы с ними, а также отсутствие специальных кадров и условий для осуществления этой работы в самих дошкольных учреждениях.
Развитие познавательных способностей дошкольников
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Как же развивать познавательные способности дошкольников?
К детсадовскому возрасту, дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.
Естественно, интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет нам в развитии познавательных способностей дошкольника.
Подбирая развивающие игры для ребенка, мы помним, что важнейшим фактором развития познавательных способностей дошкольников является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Так не лучше ли, если ребенок будет иметь перед глазами больше положительных образцов для подражания?
Чтобы новый навык закрепился, необходимо достаточное количество повторений одного и того же действия. Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же сказку или играют с ними в одну и ту же игру. Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие. Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольника, мы учитываем уровень его развития и его опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам ребенку.
Также на развитие познавательных, или интеллектуальных способностей влияет восприятие, память и внимание. Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Игры для развития восприятия которые мы используем в своей группе такие как - игра «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Найди предмет», «Найди игрушку». и мн. другие.
Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!
Список литературы
1. Айдашева Г. А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г. А. Айдашева, Н. О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. – С. 326.
2. Арапова-Пискарева Н. А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации [Текст] / Н. А. Арапова-Пискарева, Н. Е. Веракса, А. В. Антонова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. – С. 57.
3. Веракса Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве : Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с.
4. Голицына Н. С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы [Текст]/Н. С. Голицына. - М. : Скрипторий, 2007. – С. 53.
5. Губанова И. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
6. Денисенкова Н. С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л. С. Выготского [Текст] / Н. С. Денисенкова, Е. Е. Клопотова. - Москва – Бирск, 2004. -С. 80 – 89.
7. Дыбина О. В. Образовательная среда в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников. М., 2008.
8. Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2007.- 421 с.
9. Колесникова Л. Учение без утомления [Текст] / Л. Колесникова// Дошкольное образование. - 2008. – №5.–56–60 с.
10. Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Э. Кригер. – Барнаул, 2000.- С. 32.
11. Степаненкова Э. Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольника. – М., 2001.
12. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Фортуна, М., 2013. – 207с.