ЕШКЕЕВА Елена
Развивающие возможности дидактических игр для познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность создаёт благоприятные условия для развития познавательных процессов у дошкольников. А. А. Харунжев, Е. В. Харунжева выделили пять базовых компонентов, лежащих в основе развивающей функции игры и развития познавательных способностей дошкольников. Это: мышление, память, внимание, восприятие и развитие речи.
Мышление дошкольников развивается на основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего мира. Развитию мышления способствует деятельность дошкольников, направленная на объединение объектов в группы на основе сходства и упорядочивание на основе различия, когда прямые отношения (сходство) изучаются в единстве с обратными (различия). Освоение детьми умений выполнять практические действия в прямом и обратном порядке позволяют разделять и соединять объекты и их элементы, заменять одни элементы другими, объединять несколько блоков предметов в один, выполнять действия в любой последовательности. На основе сравнения объектов и их элементов по таким характеристикам, как: больше - меньше, дальше - ближе, целое - часть, представление об окружающем мире постепенно дифференцируются и уточняются.
Публикация «Развивающие возможности дидактических игр для познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В процессе игры дошкольники открывают качественные характеристики предметов и явлений окружающего мира. Дети научаются выявлять взаимосвязи предметов по форме, материалу, цвету, размеру, материалу и назначению. С помощью дидактических игр дошкольники научаются находить сходства и различия предметов по выделенным свойствам, овладевают действиями объединения и упорядочивания групп предметов на этой основе. Группируя и систематизируя предметы, изменяя и перемещая их в пространстве, дети постигают и количественные отношения.
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. Дидактическая игра помогает решению таких обучающих задач, которые способствуют формированию и развитию мышления : учить детей видеть предмет как бы со всех сторон: его форму, цвет, расположение в пространстве; выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, то есть, сравнивать их; формировать навыки и умения классифицировать предметы по разным признакам; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения, применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Мышление в дидактической игре формируется поэтапно на всех занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения: при обучении речи, математике, окружающему миру.
Дидактические игры с предметами формируют у детей младшего дошкольного возраста предметные представления и учат анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Использование словесных дидактических игр способствует развитию у детей конкретизации образов предметов и формирует чувственные образы словесных описаний. В результате системного использования таких игр у младших дошкольников формируются умения замечать зависимость между разными свойствами одного и того же объекта, сравнивать изменения, происходящие во времени и в пространстве.
Развитие памяти зависит от условий жизни ребёнка, его воспитания и обучения. Под влиянием внешних воздействий в мозге ребенка начинают образовываться временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются способности к запоминанию и воспроизведению. Память у младших дошкольников является непроизвольной. Непроизвольное запоминание происходит независимо от характера и воли ребёнка и зависит от его деятельности. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития памяти, поэтому необходимо использовать различные дидактические игры для развития различных типов памяти.
Дидактические игры, ориентированные на развитие памяти, как пишет Г. А. Урунтаева, предусматривают определенные требования: процесс запоминания необходимо организовать посредством специально организованного восприятия, ориентированного на такие признаки предметов и объектов, как величина, цвет, форма, количество, пространственное расположение; необходимость опоры на мыслительные операции: обобщение, сравнение, анализ, синтез, выделение существенных свойств; необходимо предусмотреть усложнение дидактических игр, которое может заключаться в изменении количественных или качественных показателей игры; в процессе игры важно обеспечивать рациональное сочетание самостоятельной деятельности детей и руководства этой деятельностью со стороны воспитателя; требуется обеспечивать развитие самоконтроля, который состоит в организации проверки результатов запоминания.
Целенаправленное использование дидактической игры в процессе развития памяти детей дошкольного возраста, как пишут К. В. Ильинова и О. Ю. Логвинова, последовательно проходит три этапа: на первоначальном этапе ключевая дидактическая задача игры состоит в обучении детей осуществлять поставленную взрослым мнемическую цель, обучать детей указывать признаки предметов, сопоставлять выделенные признаки с надлежащим эталоном, подводить к пониманию отличий воспроизведения и запоминания; задача второго этапа состоит в закреплении осознания отличий воспроизведения и запоминания, побуждение дошкольников к самоконтролю при воспроизведении, исследованию причин ошибок при помощи взрослого, а затем самостоятельно; третий этап направлен на последовательный переход ребенка от осмысленного принятия мнемической цели, поставленной взрослыми и координации действий к самостоятельной установке цели на запоминание. В процессе выполнения дидактической игры у детей формируется не только произвольное внимание, возникающее, когда нужно сделать волевое усилие, чтобы сосредоточиться на предмете игры и совершить какие-либо действия, но и послепроизвольное – ребенок погружается в игру, увлекается каким-то видом деятельности. Послепроизвольное внимание позволяет снять волевое напряжение, когда дошкольнику не нужно заставлять себя что-либо делать, задание реализуется без особых усилий. Послепроизвольное внимание является самым продолжительным и эффективным, так как ребенок не напрягается и не устает, а может довольно долгий период времени быть сосредоточенным на своем занятии, не теряя целенаправленности. Дидактические игры оказывают большое влияние на развитие внимания. В дидактических играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности, так же способствуют воспитанию у детей памяти, развитию логической речи.
Дидактические игры также оказывают огромное влияние на развитие произвольного внимания, так как вызывают большой интерес у детей, который и сосредотачивает их внимание. Также они включают в себя и основные средства развития произвольного внимания. Среди игр, формирующих произвольное внимание, можно назвать игры на: Запоминание состава, количества и расположения картинок или предметов, составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, также усложнением содержания, сюжета картинок.
Таким образом, для развития произвольного внимания могут использоваться различные виды игр с правилами. Но, важно, чтобы игра вызывала неослабевающий интерес, любознательность и целеустремленность у ребенка, требовала у него волевых усилий для воплощения целей и задач игры. Дидактическая игра - это единая система воздействий, направленных на формирование самой потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их новым источником, а также и формирование более совершенных познавательных процессов - в том числе и произвольного внимания.
Развитие восприятие начинается с рождения ребёнка. У новорожденного в первые недели жизни возникают лишь ощущения отдельных свойств окружающей действительности. Дальнейшее развитие восприятия происходит на фоне развития и усложнения анализаторов (зрительных, обонятельных, вкусовых и т. д.). Ежедневно взаимодействуя с определенными людьми или окружающими предметами, ребёнок испытывает зрительные, кожные, слуховые и другие раздражения. Эти раздражения постепенно выделяются из всех воздействий окружающих предметов и явлений, связываются между собой, что приводит к возникновению восприятия особенностей данного предмета.
Зрительные действия дошкольников направлены на восприятие таких свойств предметов, как форма и величина. В младшем дошкольном возрасте восприятие активно развивается по следующим направлениям: восприятие формы и цвета, восприятие целого и части, восприятие картинки, восприятие пространства, восприятие времени. Таким образом, эффективность развития восприятия зависит от готовности анализаторов и формируется на протяжении всего периода развития ребёнка от его общего умственного развития. В развитии восприятия предметов, событий из жизни людей огромную роль играют признаки предметов и связи между ними: пространственные и временные. Ребенок познает их постепенно, расширяя свой опыт с помощью взрослых. Процесс развития восприятия является переходом от слитного, синкретического, фрагментарного отражения дошкольниками предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному восприятию вещей, событий и явлений в их пространственных, временных и причинных связях.
Дидактические игры способствуют развитию различных форм восприятия. Зрительное восприятие является основой психических процессов, таких как мышление, зрительная память, чтение и письмо. Для развития зрительного восприятия у младших дошкольников используются различные дидактические игры : «Разрезанные картинки», игра «Выбор недостающего фрагмента изображения» направлено на развитие целостного восприятия, игра «Контуры» предполагает узнавание наложенных друг на друга контуров двух и более изображений. Развитию зрительного восприятия способствуют также игры : «Лабиринты», «Разноцветный мир», «Простые фигуры», «Точечное рисование» и т. д.. Для развития слухового восприятия используют игры: «Кто что услышит» детям предлагают послушать различные звуки колокольчика, дудочки, бубна, трещотки и т. д. Игры на восприятие собственного тела способствуют формированию положительного образа собственного тела, способствуют повышению самоуважения. К дидактическим играм, направленным на развитие представлений о собственном теле, относятся игры: «Прикосновения», «С руки на ногу», «Веселые ножки», «Ласковая спинка» и т. д.
Развитию речи детей младшего дошкольного возраста, в том числе – развитию активного и пассивного словаря, способствуют проводимые воспитателями дошкольных образовательных учреждений дидактические игры. Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения дошкольников. Она способствует расширению представлений, закреплению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.
Развитию речи детей младшего дошкольного возраста, в том числе – развитию активного и пассивного словаря, способствуют проводимые воспитателями дошкольных образовательных учреждений дидактические игры. Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребенка. Также они используются для закрепления словаря детей, культуры поведения, навыков общения. В работе с детьми младшего дошкольного возраста дидактическая игра является наиболее оптимальной формой обогащения чувственного опыта ребёнка. Дидактические игры на воспитание звуковой культуры речи в младшей возрастной группе включают игры на развитие слухового восприятия, звукопроизношения, темпа и интонационной выразительности речи. Эффективной формой обучения признаны игры-инсценировки с игрушками, интерес к которым поддерживается специальными игровыми наборами. При составлении детьми коллективных рассказов происходит развитие навыков связной речи.
Таким образом, с помощью дидактических игр решаются задачи развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста.