Кубанова Ольга
Личностная готовность ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Личностная готовность ребенка к школе
По данным разных авторов, в состоянии дезадаптации находятся до 40% учащихся начальных классов [6]. Одна из основных причин такого состояния - неподготовленность личности дошкольника к обучению. Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой определенное новообразование, необходимое для школьного обучения. Данное новообразование многокомпонентное. В научной литературе, посвященной анализу школьной зрелости, чаще всего обозначены три компонента психологической готовности : интеллектуальный, личностный и волевой.
Публикация «Личностная готовность ребенка к школе» размещена в разделах
Общеизвестно, что становление личности ребенка начинается в дошкольном возрасте. В процессе игры, как ведущей деятельности в дошкольном детстве, ребенок апробирует разные социальные роли, научается подчинять свои действия правилам. Это способствует дифференциации в сознании ребенка двух планов его образа-Я: Я-реального и Я-идеального. У старшего дошкольника появляется способность к адекватной самооценке, в основе которой лежит оценка действий ребенка взрослым. При отсутствии дифференциации двух планов образа-Я у ребенка могут возникнуть трудности в восприятии и выполнении требований, предъявляемых к нему в процессе обучения, а также в адекватности оценки результатов своих действий.
По мнению Л. И. Божович, А. В. Запорожец, важнейшей составляющей личностного развития ребенка шести-семи лет является мотивационная готовность к школе. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения, отношения к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Переход в школу характеризуется сменой социальной ситуации [4, 10, 11]. Меняется место ребенка в системе общественных отношений, что приводит к изменению его отношений с окружающими. В исследованиях Л. И. Божович показано, что при переходе из дошкольного в младший школьный возраст у детей появляется «внутренняя позиция школьника» (ВПШ) — стремление занять новое социальное место «школьника» [3], т. е. желание ребенка пойти в школу, выполнять общественно значимую деятельность, иметь определенные права и обязанности. В работах Л. И. Божович и дальнейших исследованиях отмечается, что ВПШ как осознанная внутренняя направленность предполагает активное отношение к двум аспектам действительности — учебной деятельности и социальным отношениям [3, 5, 9]. Осознанность стремлений и активное отношение к действительности считаются основными характеристиками субъектности. Следовательно, ВПШ как личностное новообразование связано с формированием субъектности
1) в учебной деятельности,
2) в социальных отношениях.
В первом случае речь идет о направленности, отношении к содержанию деятельности и освоению деятельностной позиции. Содержание учебной деятельности при наличии этой направленности у ребенка имеет самостоятельный побудительный характер, он не просто хочет повзрослеть, формально заняв место школьника, но и научиться писать, читать и т. д. Во втором случае речь идет об осознанном стремлении к освоению социального места и выстраиванию отношений со значимыми участниками ситуации. Появление осознанной мотивации социального характера, по мнению Л. И. Божович, делает ребенка субъектом социальных отношений [3]. Ребенок при появлении у него этой направленности сознательно стремится занять новое место в социальных отношениях (место «школьника») и выстроить отношения с другими участниками ситуации. Эта социальная мотивация дополняется осознанным стремлением действовать «как надо», соответствовать требованиям взрослого. С точки зрения Л. И. Божович, именно данный осознанный мотив начинает приобретать самостоятельную побудительную силу к концу дошкольного возраста в отношениях не только с близким взрослым (родителем, но и с «далеким» взрослым (учителем) [3]. При этом, несмотря на то, что отношения со сверстниками приобретают самостоятельное значение, установление отношений с взрослым остаются ключевыми. В своих исследованиях Л. И. Божович говорит о формировании социального субъекта к концу дошкольного возраста в период смены социальной ситуации [3]. Дальнейшие исследования детей этого возраста показали, что появляются такие существенные новообразования, как потребность в признании, социальные эмоции [8, 12]. Субъектность предполагает не только осознанные стремления, но и активные осознанные действия по реализации этих стремлений. Ребенок не только хочет, но и должен выстроить отношения, чтобы соответствовать требованиям новой социальной ситуации. Дошкольник имеет как осознанную социальную мотивацию, так и способы выстраивания социальных отношений, в которых происходит освоение норм взаимодействия.
Процесс появления внутренней позиции школьника можно рассматривать как создание необходимой предпосылки для последующего формирования у ребенка социальной идентичности, т. е. отнесение себя к определенной социальной группе – группе школьников [1]. Первым шагом в обретении ребенком социальной идентичности является начало учебы в школе, непосредственное включение его в тот социальный контекст, о котором у него существует некоторое представление. У ребенка появляется возможность действовать в этой новой для него социальной ситуации.
Таким образом, личностная готовность является важнейшим компонентом в структуре психологической готовности к школе. Диагностика этого компонента представляется актуальным направлением в деятельности педагога-психолога.
Литература
1. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М. : Аспект Пресс, 1997. - 239 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982
3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. М., 1995
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии //Собр. соч. : В 6 т. Т. 4. М., 1982.
5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2004
6. Диагностика школьной дезадаптации : Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. - М. :Редакционно-издательский цент Консорциума “Социальное здоровье России”, 1995
7. Лубовский Д. В. Введение в методологические основы психологии: Учебное пособие. М. ; Воронеж, 2005.
8. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 5.
9. Нежнова Т. Д. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестн. Моск. ун_та. Сер. 14. Психология. 1968. №1.
10. Особенности психического развития детей 6 - 7летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988.
11. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. №1.
12. Развитие социальных эмоций у детей дошкольноговозраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича. М. ,1986.