Ольга Китухина
Диагностика навыков сомообслуживания детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
На основе исследований Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, мы выделили показатели сформированности у детей 2-3 лет навыков самообслуживания, в соответствии с которыми подобраны диагностические задания, представленные в таблице.
Таблица – Диагностическая карта исследования
Показатели Диагностические задания
элементарные представления о предметах, необходимых для формирования навыков самообслуживания Диагностическое задание 1.
– различение частей тела (руки, ноги, голова, туловище);
– различение предметов посуды (тарелки, чашки, ложки);
– различение предметов мебели (стол, стул, кровать);
– различение предметов одежды (футболки, брюк, куртки);
– различение предметов обуви (ботинок, кроссовок, тапок);
– различение продуктов питания (каша, котлета, салат).
умение застегивать и расстегивать «липучки», молнии, пуговицы Диагностическое задание 2.
ребенку предлагалось на специальном полотне застегнуть и расстегнуть сначала «Липучки», затем молнии, затем пуговицы. Полотно лежало перед ребенком на столе. Оценивалось выполнение ребенком данных операций, понимание инструкций, самостоятельность.
навыки приема пищи Диагностическое задание 3.
– садиться за стол;
– пользоваться ложкой;
– пользоваться чашкой;
– вытирать рот салфеткой.
уровень сформированности культурно-гигиенических навыков Диагностическое задание 4.
Перечень санитарно-гигиенических навыков:
– проситься в туалет;
– садиться на горшок (унитаз);
– ходить в горшок (унитаз);
– мыть руки и лицо;
– пользоваться полотенцем.
Охарактеризуем диагностические задания, применяемые в данном исследовании, и рассмотрим результаты выявления уровня сформированности у детей 2-3 лет навыков самообслуживания.
Диагностическое задание 1. «Изучение представлений о предметах, необходимых для формирования навыков самообслуживания» (Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной).
Цель: выявить уровень сформированности у детей 2-3 лет элементарных представлений о предметах, необходимых для формирования навыков самообслуживания.
Сформированность элементарных знаний о предметах, необходимые для формирования навыков самообслуживания включает:
– различение частей тела (руки, ноги, голова, туловище);
– различение предметов посуды (тарелки, чашки, ложки);
– различение предметов мебели (стол, стул, кровать);
– различение предметов одежды (футболки, брюк, куртки);
– различение предметов обуви (ботинок, кроссовок, тапок);
– различение продуктов питания (каша, котлета, салат).
Инструкция: ребенку предлагается показать на рисунке предметы. Обращалось внимание на правильность выполнения задания. Выяснялось, могут ли дети соотносить предметы ближайшего окружения с их названиями. При обследовании представлений о предметах быта, как вспомогательное средство, использовались элементы методики пиктограмм.
Критерии оценки: самостоятельность выполнения ребенком задания, точность различения предметов, правильное называние их или указания на них рукой.
Шкала распределения уровней в соответствии с количеством задач в блоке: сформированность элементарных представлений о предметах, необходимых для формирования навыков самообслуживания (содержит 6 задач, максимально возможное количество баллов – 18).
Количество баллов и уровень сформированности элементарных представлений о предметах, необходимых для формирования навыков самообслуживания:
0-4 балла – низкий уровень;
5-14 баллов – средний уровень;
15-18 баллов – высокий уровень.
Диагностическое задание 2. «Изучение сформированности мелкой моторики» (Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной)
Цель: выявить уровень сформированности у детей 2-3 лет умения застегивать и расстегивать «липучки», молнии, пуговицы.
Инструкция: ребенку предлагалось на специальном полотне застегнуть и расстегнуть сначала «Липучки», затем молнии, затем пуговицы. Полотно лежало перед ребенком на столе. Оценивалось выполнение ребенком данных операций, понимание инструкций, самостоятельность.
Сформированность мелкой моторики (содержит 5 заданий, максимально возможное количество баллов – 15).
Критерии оценки:
0-3 балла – низкий уровень;
4-11 баллов – средний уровень;
12-15 баллов – высокий уровень
Диагностическое задание 3. «Изучение сформированности навыков приема пищи» (Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной)
Цель: выявить уровень сформированности у детей 2-3 лет навыков приема пищи.
Инструкция для воспитателя: Провести наблюдение за детьми во время приема пищи. Обратить внимание на следующие навыки.
Навыки приема пищи:
– садиться за стол;
– пользоваться ложкой;
– пользоваться чашкой;
– вытирать рот салфеткой.
Диагностическое задание содержит 4 задания, максимально возможное количество баллов – 12.
0-3 балла – низкий уровень;
4-9 баллов – средний уровень;
10-12 баллов – высокий уровень.
Диагностическое задание 4. «Изучение санитарно-гигиенических навыков» (Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной)
Цель: выявить уровень сформированности у детей 2-3 лет культурно-гигиенических навыков.
Инструкция для воспитателя: Провести наблюдение за детьми во время пребывания ребенка в группе. Обратить внимание на следующие навыки.
Перечень санитарно-гигиенических навыков:
– проситься в туалет;
– садиться на горшок (унитаз);
– ходить в горшок (унитаз);
– мыть руки и лицо;
– пользоваться полотенцем.
Диагностическое задание содержит 5 заданий, максимально возможное количество баллов – 15: 0-3 балла – низкий уровень;
4-11 баллов – средний уровень;
12-15 баллов – высокий уровень.