Олеся Ибираева
Лепка «Нерпы и тюлени с бельками» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Культурная практика: продуктивная деятельность.
Форма представленности цели: работа по образцу.
Культурно-смысловой контекст: для совместных игр
Комментарии: проводится после чтения детям книги С. Черткова «Отважный капитан», изготовления картинки «Белёк» способом аппликации, рисования белька и настольной игры «На крайнем Севере» по материалам «Детского календаря».
Материалы: основание для макета с изображением льдин; пластилин, солёное тесто, доски, стеки, тряпочки; фотографии, с изображением бельков в разных позах, нерп и тюленей.
Публикация «Лепка „Нерпы и тюлени с бельками“ для средней группы» размещена в разделах
- Животные севера. ИЗО, поделки, рисование
- Животные севера. Лепка, занятия с пластилином
- Лепка. Все материалы по лепке
- Нерпа, тюлень, морж
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Средняя группа
- Темочки
Ход работы: Для введения в тему воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение С. Черткова «Отважный капитан».
Обсуждает природные особенности Крайнего Севера, описанные в стихотворении (край холода и льда, в котором снег не тает никогда, метут метели) и мир животных (обитают медведи, киты, нерпы). Подводит к мысли о том, что мальчик Вова не случайно выбрал для игры Крайний Север. Предлагает детям последовать примеру мальчика и организовать игру «Крайний Север».
Показывает основание макета с изображением льдин и обсуждает с детьми, чем его можно дополнить для игры. Вносит предложение: начать изготовление макета с того, что «заселить» его нерпами и тюленями с их детёнышами бельками.
Показывает фотографии бельков. Предлагает вспомнить рассказ Геннадия Снегирёва «Белёк» и вылепить их из солёного теста. Объясняет и показывает приёмы лепки :
- ком теста делится на две неравные части: большой ком – для тела белька, а маленький – для головы;
- большой ком раскатывается в овоид, с одной заострённой частью, которая удлиняется (оттягивается пальцами, затем расплющивается и разъединяется посредине на уголки (хвост белька);
- маленький комок раскатывается между ладонями в шар, плотно прижимается к туловищу и примазывается пальцами рук;
-мордочка слегка вытягивается;
- на животе прищипываются и слегка оттягиваются плавники;
- на мордочке стекой обозначаются глаза.
После того, как дети научатся лепить бельков, воспитатель предлагает слепить их родителей – взрослых тюленей и нерп. При рассматривании фотографий обращает внимание на их сходство с бельками и выделяет отличия :
- тюлени и нерпы крупные животные – они больше бельков;
- у тюленей круглая усатая голова, круглые глаза, а вместо лап – ласты;
- спина и бока у тюленей тёмные, в пятнах, а живот светлый.
Предлагает детям для лепки нерп и тюленей выбрать пластилин, который позволит им передать выразительность окраски этих животных.
Объясняет, что при лепке нерп и тюленей дети смогут использовать приёмами аналогичные тем, которыми они лепили бельков, напоминает и показывает их.
Обращает внимание на то, что вылепленные нерпы и тюлени – это взрослые животные и они должны быть по размеру значительно больше бельков.
Напоминает о том, что у тюленей и нерп есть ласты, которые дети могут изобразить путём оттягивания от основной формы пальцами рук или слепить отдельно и плотно прижать, а затем примазать к телу вылепленного животного.
Возможное продолжение занятия. Прорисовка у вылепленных бельков глаз гуашью чёрного цвета и раскрашивание их по желанию детей в серый цвет; внесение дополнений в вылепленные фигурки нерп – изображение усов с помощью щетинок, которые втыкаются детьми в пластилин и т. п. Размещение вылепленных фигурок на макете и игры с ними.