Ольга Пергалова
Лепка как средство развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
Как показывает практика, приблизительно 70% детей сталкиваются с проблемой не достаточно развитым уровнем мелкой моторикой рук, что, несомненно, приводит к тому, что дети часто при написании чувствуют слабость и дискомфорт в руках. Все это оказывает на ребенка сильное влияние на: развитие речевой функции и усвоение школьной программы. И поэтому, все большее значение приобретают учреждения дополнительного образования, которые с помощью своей разнообразной деятельности способствуют формированию необходимых для ребенка умений и навыков.
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Учреждения дополнительного образования направлены на создание благоприятных условия для всестороннего развития ребенка, с учетом его способностей, интересов; формирование лидерского потенциала, личности и личностных качеств, творческого мышления. УДО реализует образовательную деятельность по разным направленностям: Изо – деятельность, игра на гитаре, пианино, эколога – биологический кружок, лепка из глины и т. д.
Лепка – одно из древнейших видов искусства, который направлен на придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, и друг.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. [1, c.104]
С древних времен, у греков и египтян, индейцев Америки, мусульман и христиан указываются поверья о том, что человек был сотворен из глины. Легенда гласит, что впервые человек догадался лепить, когда увидел, какой след оставляет его нога на мокрой земле. Люди заметили, что глина становиться податливой и мягкой, если ее намочить. С этого и началась история искусства лепки. В начале люди покрывали глиной плетенные из лозы корзины для прочности, затем лепили посуду, предметы быта, статуэтки, в дальнейшем они научились обжигать изделия, и придумали гончарный круг.
В настоящее время, лепка из глины является одним из самых распространенных народных промыслов, в том числе и в Дагестане. Но, каково же влияние лепки на развитие ребенка? Ответ на этот вопрос прост: Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков; развивает чувство прекрасного, нравственных чувств.
Лепка – это одно из художественных средств для эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Ребенок, рано начавший лепить, опережает своих сверстников в освоении различных навыков, так как лепка способствует развитию имеющихся у ребенка интеллектуальных и творческих задатков.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.
Изучив основы лепки, дети сами комбинируют фигуры, творчески подходят к выполнению изделия. Изготовив его (изделие, дети сами выбирают оформление для своей поделки, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение. [3, c.112].
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой [7, c.46]. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и т. д.
В качестве примера можно привести наш небольшой опыт ознакомления с искусством лепки. Занятия лепкой в Махачкале проходят в УДО, таких как: во Дворце детского творчества. Дети активно посещают занятия. В учреждение обучение проходит на основе рабочей программы, составленной ведущим педагогом дополнительного образования, по группам от одного до трех лет обучения.
Дети первого года обучения, в основном, лепят глиняную посуду: тарелки и блюдца с цветочным орнаментом, а также небольшие поделки в виде цветов и т. д. Дети второго и третьего года обучения – лепят более сложные изделия: статуэтки, амулеты и изображения животных и т. д. Но, прежде чем приступить к самому процессу лепки, педагог ознакомительное занятие, с помощью которого он вводит детей в историю возникновения лепки из глины, рассказывая им о свойствах глины, тонкостях работы с глиной, инструктаж работы.
Мы опросили детей о занятиях : Нравиться ли им лепка? Чем больше они любят лепить: глиной или пластилином? Как проходят занятия? Чему они научились и что узнали нового? Демонстрировали ли они свои поделки на выставках? И т. д. Дети отвечали честно и с воодушевлением, что, уже говорило о том, что детям нравиться лепить. На занятиях дети продемонстрировали нам увлеченность процессом, свое мастерство и свои изделия.
Такое занятие требует от детей полной сосредоточенности и внимания, аккуратности, владения умением видеть результат своего труда, а разнообразные формы, простая композиция придает выразительность лепке и вызывает у детей элементарные эстетические эмоции. Поэтому, обучая детей, педагог каждый раз должен опираться на выразительные особенности художественного материала, приобщать детей к различным видам изобразительной деятельности.
В лепке дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что лепка – как вид декоративно – прикладного искусства:
- Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- Синхронизирует работу обеих рук;
- Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- Развивает творческие способности ребенка.
Характерной же чертой лепки является создание выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой – то мере способностью передавать в лепке присущие предметам свойства: форму, строение и т. д. Красота и выразительность зависят от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.
Но не только интерес к содержанию лепки побуждает детей выполнять ее лучше, стремиться к достижению выразительности образа - большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, - задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности
Список литературы:
1. Бурдейный М. А. Искусство лепки. – М. : Профиздат, 2009. – 104 с.
2. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». - М., 2005.
3. Лыкова И. А. Лепим, Фантазируем, играем. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)
4. Соломенникова О. А. Радость творчества : Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: Программа дополнительного образования. - М. : Мозаика-Синтез, 2006-132с.
5. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. М. : Просвещение, 1980
6. Левин В. А. "Воспитание творчества" М. : Просвещение, 1987.
7. Художественное творчество в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1972.