Получи документы

Лепка как средство развития творческих способностей детей

Ольга Пергалова
Лепка как средство развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

В. А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

Как показывает практика, приблизительно 70% детей сталкиваются с проблемой не достаточно развитым уровнем мелкой моторикой рук, что, несомненно, приводит к тому, что дети часто при написании чувствуют слабость и дискомфорт в руках. Все это оказывает на ребенка сильное влияние на: развитие речевой функции и усвоение школьной программы. И поэтому, все большее значение приобретают учреждения дополнительного образования, которые с помощью своей разнообразной деятельности способствуют формированию необходимых для ребенка умений и навыков.

Темочки:

Учреждения дополнительного образования направлены на создание благоприятных условия для всестороннего развития ребенка, с учетом его способностей, интересов; формирование лидерского потенциала, личности и личностных качеств, творческого мышления. УДО реализует образовательную деятельность по разным направленностям: Изо – деятельность, игра на гитаре, пианино, эколога – биологический кружок, лепка из глины и т. д.

Лепка – одно из древнейших видов искусства, который направлен на придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, и друг.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. [1, c.104]

С древних времен, у греков и египтян, индейцев Америки, мусульман и христиан указываются поверья о том, что человек был сотворен из глины. Легенда гласит, что впервые человек догадался лепить, когда увидел, какой след оставляет его нога на мокрой земле. Люди заметили, что глина становиться податливой и мягкой, если ее намочить. С этого и началась история искусства лепки. В начале люди покрывали глиной плетенные из лозы корзины для прочности, затем лепили посуду, предметы быта, статуэтки, в дальнейшем они научились обжигать изделия, и придумали гончарный круг.

В настоящее время, лепка из глины является одним из самых распространенных народных промыслов, в том числе и в Дагестане. Но, каково же влияние лепки на развитие ребенка? Ответ на этот вопрос прост: Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков; развивает чувство прекрасного, нравственных чувств.

Лепка – это одно из художественных средств для эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Ребенок, рано начавший лепить, опережает своих сверстников в освоении различных навыков, так как лепка способствует развитию имеющихся у ребенка интеллектуальных и творческих задатков.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

Изучив основы лепки, дети сами комбинируют фигуры, творчески подходят к выполнению изделия. Изготовив его (изделие, дети сами выбирают оформление для своей поделки, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение. [3, c.112].

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой [7, c.46]. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и т. д.

В качестве примера можно привести наш небольшой опыт ознакомления с искусством лепки. Занятия лепкой в Махачкале проходят в УДО, таких как: во Дворце детского творчества. Дети активно посещают занятия. В учреждение обучение проходит на основе рабочей программы, составленной ведущим педагогом дополнительного образования, по группам от одного до трех лет обучения.

Дети первого года обучения, в основном, лепят глиняную посуду: тарелки и блюдца с цветочным орнаментом, а также небольшие поделки в виде цветов и т. д. Дети второго и третьего года обучения – лепят более сложные изделия: статуэтки, амулеты и изображения животных и т. д. Но, прежде чем приступить к самому процессу лепки, педагог ознакомительное занятие, с помощью которого он вводит детей в историю возникновения лепки из глины, рассказывая им о свойствах глины, тонкостях работы с глиной, инструктаж работы.

Мы опросили детей о занятиях : Нравиться ли им лепка? Чем больше они любят лепить: глиной или пластилином? Как проходят занятия? Чему они научились и что узнали нового? Демонстрировали ли они свои поделки на выставках? И т. д. Дети отвечали честно и с воодушевлением, что, уже говорило о том, что детям нравиться лепить. На занятиях дети продемонстрировали нам увлеченность процессом, свое мастерство и свои изделия.

Такое занятие требует от детей полной сосредоточенности и внимания, аккуратности, владения умением видеть результат своего труда, а разнообразные формы, простая композиция придает выразительность лепке и вызывает у детей элементарные эстетические эмоции. Поэтому, обучая детей, педагог каждый раз должен опираться на выразительные особенности художественного материала, приобщать детей к различным видам изобразительной деятельности.

В лепке дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что лепка – как вид декоративно – прикладного искусства:

- Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- Синхронизирует работу обеих рук;

- Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- Развивает творческие способности ребенка.

Характерной же чертой лепки является создание выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой – то мере способностью передавать в лепке присущие предметам свойства: форму, строение и т. д. Красота и выразительность зависят от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

Но не только интерес к содержанию лепки побуждает детей выполнять ее лучше, стремиться к достижению выразительности образа - большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, - задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности

Список литературы:

1. Бурдейный М. А. Искусство лепки. – М. : Профиздат, 2009. – 104 с.

2. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». - М., 2005.

3. Лыкова И. А. Лепим, Фантазируем, играем. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)

4. Соломенникова О. А. Радость творчества : Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: Программа дополнительного образования. - М. : Мозаика-Синтез, 2006-132с.

5. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. М. : Просвещение, 1980

6. Левин В. А. "Воспитание творчества" М. : Просвещение, 1987.

7. Художественное творчество в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1972.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лепка как средство развития творческих способностей детей
Опубликовано: 9 февраля 2020 в 17:33
+81Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лепка как средство развития творческих способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пергалова (УИ 202631) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД