Антонина Некрасова
Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Некрасова Антонина Геннадьевна
Воспитатель
г. Северодвинск
Лепка — это создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов — пластилина, теста, глины, снега и других. Так же лепка является одним из полезнейших занятий для детей. Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой - сама совершенствует эти ощущения и восприятия.
Публикация «Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Лепить из пластилина – это лучшее средство для развития у детей не только мелкой моторики рук, но и воображения, изучения цветов, а так же их сочетаний.
Сегодня во всем мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях это будет протекать, будет зависеть будущее ребенка. Однако, проблеме развития мелкой моторики рук посредством обучения лепке детей раннего дошкольного возраста не уделяется должного внимания. Поэтому мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить теоретические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Выделить средства развития мелкой моторики рук.
Выявить уровень развития лепки у детей 2-3 лет.
Разработать перспективное планирование и серию занятий по обучению детей 2-3 лет лепке.
Проверить эффективность работы.
Работа по выявлению уровня развития навыков лепки проводилась в группе детей 2-3 лет в количестве 20 человек. В работе мы учитывали критерии, представленные в программе под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» :
Раскатывание пластилина прямыми движениями;
Раскатывание пластилина круговыми движениями;
Отламывание маленьких комочков;
Сплющивание;
Соединение концов.
По результатам выявления уровня навыков лепки мы сделали следующие выводы: раскатывают пластилин прямыми движениями 15% детей, раскатывают круговыми движениями 0%, отламывают небольшие кусочки 30%, сплющивает пластилин 5%, соединяют концы раскатанного пластилина 10%. Таким образом, необходимо организовать работу по обучению детей 2-3 лет работе с пластилином.
Для этого мы определили следующие этапы работы:
создание условий,
работа с детьми,
работа с родителями.
На занятиях с детьми мы использовали такие пластичные материалы, как пластилин и тесто. Кроме того, материалом для лепки на прогулке зимой нам служил снег, а летом — влажный песок. Помимо этого в группе имеются цветной картон, дощечки для лепки, различные стеки, наборы форм для лепки, а также мелкие игрушки для обыгрывания поделок.
Всем известно, что достижение положительных результатов по формированию навыков лепки у детей невозможно без участия родителей. Задача их заключается в создании в семье условий, благоприятных для развития у ребенка навыков лепки и в проведении целенаправленной и систематической работы. Поэтому нами были проведены семинары-практикумы по знакомству родителей с приемами лепки, консультации («Игры с пластилином», папки-передвижки («Соленое тесто», открытые занятия. В нашей группе проводились выставки на лучшую поделку, например «Осенние дары», по сюжетам сказок и т. д. Кроме этого, мы использовали индивидуальные беседы, в которых давали рекомендации родителям как научить ребенка лепить.
Таким образом, нами была проведена целенаправленная и систематическая работа по формированию навыков лепки у детей 2-3 лет.
Результат и успешность проделанной работы по решению проблемы, связанных с формированием навыков лепки были выявлены при проведении обследования детей. Они показали, что 80% детей могут раскатывать пластилин прямыми движениями, 20% делают с помощью взрослого; раскатывают круговыми движениями 30% детей, с помощью взрослого 70%; отламывают небольшие кусочки 100% детей; сплющивают кусочек пластилина 70%, 30% детей выполняют задание с помощью взрослого; соединяют концы раскатанного пластилина 50%.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: организованная работа по формированию умений работать с пластилином с детьми 2-3 лет дала положительные результаты и возможна для дальнейшего развития мелкой моторики рук у дошкольников.
Созданная и апробированная система занятий и перспективное планирование по лепке позволили доказать, что лепка является необходимой продуктивной деятельностью и оказывает большое влияние на развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.