Ирина Носкова
Лента времени в работе с детьми раннего возраста в период адаптации
В период адаптации ребёнок раннего возраста часто испытывает тревогу по поводу разлуки со значимым взрослым. Помимо того, что ребёнок боится новых лиц, он также боится быть брошенным. Когда он не видит своего взрослого, он думает, что взрослый ушёл навсегда. Ему кажется, что, если он не видит человека или предмет, то этот человек или предмет перестаёт существовать.
Публикация «Лента времени в работе с детьми раннего возраста в период адаптации» размещена в разделах
Чтобы уменьшить беспокойство ребёнка, родители (или бабушка) не должны уходить незаметно. Ребёнок может воспринять это как то, что его бросили. Лучше, если родитель попрощается и объяснит, почему уходит и что будет происходить во время его отсутствия. А также пообещает, что обязательно вернётся, когда, например, ребёнок погуляет или пообедает. Очень важно, чтобы взрослый сдержал своё обещание и пришёл, когда пообещал. Иначе в следующий раз ребёнок не поверит и его тревога только усилится.
Так как ребёнок в раннем возрасте не ориентируется во времени, мы можем в своей работе использовать временную ленту.
Она представляет собой иллюстрации режимных моментов детского сада. Ребёнок наглядно видит то, что он будет делать в детском саду.
Временная лента помещается в приёмной и в группе на уровне глаз детей. Такая же выдаётся родителям домой.
Временная лента может выглядеть как круг со стрелкой или как книжка-раскладушка.
Вариант с книжкой-раскладушкой позволит добавлять необходимые иллюстрации режимных моментов, в зависимости от количества времени пребывания ребёнка в детском саду (до прогулки, до обеда, после сна, после ужина).
Ребёнок может наклеивать на каждый режимный момент стикер или отмечать его любым другим способом (стрелочкой или галочкой). Такое наглядное обозначение позволит малышу понять, когда придёт мама (или другой взрослый).
Такую ленту можно сделать в виде карточки.
Чем больше информации у детей, тем меньше тревоги:
- о детском саде, как месте, где он будет находиться;
- о том, куда ушла мама;
- о том, когда вернётся мама и что будет делать ребёнок, пока её не будет.
Постепенно малыш привыкнет к новым ситуациям, новым людям, детскому саду.