Анастасия Димитриева
Лексико-грамматические упражнения по теме «Мебель»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексико-грамматические упражнения по теме
1. «Один - много» (употребление существительных в единственном и множ. числе)
Стол - столы
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
2. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)
Стол - столик
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
3. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже) :
Один стол, два стола, пять столов
Публикация «Лексико-грамматические упражнения по теме „Мебель“» размещена в разделах
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
4. «Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)
Для чего нужен стул?
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
5. «Найди нужную часть» (усвоение предлога для)
Крышка нужна. для (стола)
Спинка нужна. для (стола, стула, кресла, дивана).
Дверца нужна. .для (шкафа, тумбочки)
Ящики нужны. для (стола, тумбочки, комода) Матрац нужен. для (кровати)
Подлокотники нужны. для (кресла, дивана)
6. «Какая мебель?»
- Шкаф для кухни, это шкаф (какой) – Кухонный
для книг – книжный, для посуды – посудный
Из дерева – деревянный, стекла – стеклянный, железа – железная. пластмассы – пластмассовая
Стол для письма – письменный, кухни – кухонный,обеда – обеденный, журналов – журнальный.
7. «Не ошибись»
- У какой мебели есть ручки? – у стола, у шкафа…
У какой мебели есть ножки? (спинка? ящики? дверца? крышка? полки)
8. «Наоборот»
прочная – хрупкая, дорогая – дешёвая, гладкая – шершавая, чистая – грязная, сломанная – целая, полезная – вредная, мягкая – жёсткая, тяжёлая – лёгкая, светлая – тёмная, новая – старая.
Коррекционно-развивающее занятие
Цель: составление пересказа «О том, как покупали диван» по тексту и серии сюжетных картин.
Задачи:
-активизировать словарь по теме «Мебель», учить называть части мебели;
-учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме множественного числа;
-учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
-развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление;
- расширять словарь антонимов;
-развивать глазодвигательные функции глаз
Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением мебели, игрушечная мебель : стол, стул, шкаф, кроватка и др. ; картинно-графические схемы предложений (см. задание на дом 99, 101, картинно-графический план рассказа. (см. задание на дом 102.)
Литература:
1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Альбом 3. Мир человека / Н. Е. Арбекова. – М. : Издательство ГНОМ, 2013. – 32 с. стр. 12 – 17
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа / Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с. Занятие 106, 107
3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2012 (Картинка 11, «Мебель»)