Приложение МААМ

Лексико-грамматические упражнения для детей с ОНР «Овощи»

Светлана Игнатьева
Лексико-грамматические упражнения для детей с ОНР «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» у детей с ОНР.

Задачи:

- уточнение, обогащение и активизация словаря детей;

- развитие навыка подбора антонимов;

- развитие навыка образования Род. п. и В. п. имен существительных;

- развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными и числительными;

- развитие навыка образования множественного числа имен существительных;

- развитие навыка словообразования (существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; относительных прилагательных);

Публикация «Лексико-грамматические упражнения для детей с ОНР „Овощи“» размещена в разделах

- развитие навыка составления рассказа-описания;

- развитие навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок;

- развитие навыка звукового анализа слов;

- развитие навыка деления слов на слоги;

- развитие внимания, мышления, памяти.

Содержание презентации

1. Загадки об овощах. (Слайды № 4-11)

2. «Узнай по тени» (Слайд № 12)

3. «Четвёртый лишний» (Слайды № 13-14)

4. Подбери признаки (Слайд № 15-16)

5. «Один – много» (Слайды № 17-19)

6. «Чего не стало?» (Слайд № 20)

7. «Назови ласково» (Слайды № 21-22)

8. «Скажи наоборот» (Слайды № 23-24)

9. «Посчитай …» (Слайды № 25-26)

10. «Какой сок?» (Слайды № 27-28)

11. «Какое пюре?» (Слайд № 29)

12. «Какая икра?» (Слайд № 30)

13. «Вершки - корешки» (Слайды № 31-32)

14. Составь предложение (Слайды № 33-35)

15. Рассказ-описание (Слайд № 36)

16. Рассказ по серии картинок (Слайды № 37-38)

17. Раздели слова на слоги (Слайд № 39)

18. Составь схему слова (Слайд № 40)

Основные направления коррекции и описание слайдов.

Слайды № 4-11

«Отгадай загадки»

Задачи:

- Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.

- Отгадывание названий овощей по их описанию.

- Развитие чувства рифмы.

- Развитие воображения, мышления.

Описание:

На слайдах загадки об овощах (помидор, огурец, редис, репа, лук, чеснок, баклажан, кабачок, картофель, капуста, горох, тыква, морковь, свёкла, перец). Логопед читает загадку. Дети отгадывают. Появляется изображение угаданного овоща.

Слайд № 12

«Узнай по тени»

Задачи:

- Развитие зрительного восприятия и воображения.

- Закрепление навыков согласования личных местоимений с глаголами.

- Развитие умения образовывать винительный падеж имен существительных.

Описание:

На слайде «тени» овощей (капуста, перец, баклажан, лук, помидор).

Дети говорят:

«Я узнал капусту». «Я узнал перец». «Я узнал баклажан». «Я узнал лук». «Я узнал помидор».

Слайды № 13-14

«Четвёртый лишний»

Задачи:

- Развитие логического мышления.

- Развитие умения обобщать.

- Развитие умения составлять сложные предложения.

Описание:

На слайдах изображения овощей и фруктов.

Помидор, яблоко, огурец, лук.

Чеснок, лук, перец, редис.

Логопед спрашивает, что лишнее, почему?

Дети отвечают сложными предложениями:

«Лишнее яблоко, потому что это фрукт».

«Лишний перец, потому что он растёт на земле, а другие овощи – в земле».

Слайды № 15-16

«Подбери признаки»

Задачи:

- Активизация словаря признаков.

- Развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными.

- Развитие зрительного восприятия, внимания.

Описание:

На слайдах изображение моркови и вопрос «Какая?», изображение помидора и вопрос «Какой?».

Дети рассматривают овощи и называют слова-признаки (Морковь – оранжевая, сладкая, твердая, большая, овальная,. Помидор – вкусный, красный, сочный, круглый, спелый,).

Слайды № 17-19

«Один – много»

Задачи:

- Уточнение и активизация словарного запаса.

- Развитие умения образовывать множественное число имён существительных.

- Развитие внимания и памяти.

Описание:

На слайде изображение одного овоща. Дети образуют множественное число и говорят: «огурец – огурцы», «помидор – помидоры», «перец – перцы», «баклажан – баклажаны», «кабачок – кабачки», «тыква – тыквы».

Появляются изображения называемых овощей.

Слайд № 20

«Чего не стало?»

Задачи:

- Развитие умения образовывать родительный падеж имен существительных.

- Развитие зрительного восприятия.

- Развитие внимания и памяти.

Описание:

На слайде изображения овощей (помидор, свёкла, лук, огурец, капуста, кабачок). С каждым кликом мышки один из овощей исчезает. Дети говорят, чего не стало: «Не стало помидора», «Не стало лука», «Не стало капусты», «Не стало свёклы», «Не стало кабачка», «Не стало огурца».

Слайды № 21-22

«Назови ласково»

Задачи:

- Развитие умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Описание:

На слайде изображения овощей (помидор, огурец, перец, баклажан, лук, чеснок, морковь, репа, тыква).

Ребенок выбирает (кликает мышкой) любой овощ, называет его ласково: «помидорчик», «огурчик», «перчик», «баклажанчик», «лучок», «чесночок», «морковка», «репка», «тыковка».

При этом изображение овоща уменьшается.

Слайды № 23-24

«Скажи наоборот»

Задачи:

- Развитие умения подбирать и употреблять антонимы.

- Развитие умения составлять сложные предложения со значением противопоставления (с союзом а).

Описание:

На слайдах изображения животных:

Тыква – редиска.

Помидор – огурец.

Морковь – лук.

Перец (сладкий) – перец (острый).

Дети сравнивают овощи и называют слова-антонимы. (Тыква большая, а редиска маленькая. Помидор круглый, а огурец овальный. Морковь сладкая, а лук горький. Этот перец – сладкий, а этот – острый.)

Появляются таблички со словами-антонимами.

Слайды № 25-26

«Посчитай»

Задача:

- Практическое усвоение навыка согласования имен существительных с числительными.

Описание:

На слайдах изображения кабачков и помидоров. Дети считают, согласовывая числительные с существительными: «Один кабачок, два кабачка,, , пять кабачков», «Один помидор, два помидора,, , пять помидоров,, семь помидоров».

Появляются таблички с надписями «5 кабачков», «7 помидоров».

Слайды № 27-30

«Какой сок? Какое пюре? Какая икра?»

Задачи:

- Образование относительных прилагательных от названий овощей.

- Уточнение и активизация словарного запаса.

Описание:

На слайдах изображения стаканов с соком, тарелок с пюре и икрой. С каждым кликом мышки появляются изображения овощей, из которых сделаны сок, пюре и икра. Дети называют сок, пюре, икру, употребляя относительные прилагательные: «Морковный сок», «Свекольный сок», «Тыквенный сок», «Томатный сок», «Картофельное пюре», «Гороховое пюре», «Кабачковая икра», «Баклажанная икра».

Появляются таблички с надписями.

Слайды № 31-32

«Вершки и корешки»

Задачи:

- Развитие умения составлять предложения с предлогами НА, В.

- Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.

Описание:

На слайдах предлоги НА, В. С каждым кликом мышки появляется изображение овоща. Дети составляют предложения с предлогами. ( Например: «Помидор растёт на кустике», «Огурец растёт на земле», «Морковь растёт в земле» и т. п.)

Слайды № 33-35

«Составь предложения»

Задачи:

- Развитие умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

- Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.

Описание:

На слайдах сюжетные картинки. Дети рассматривают их и составляют предложения. ( Например: «Дети собирают урожай», «Мама и папа несут корзину с капустой» и др.)

На слайде № 35 предлагается сюжетная картинка и схема предложения. Дети составляют предложение с опорой на схему: «Зайчиха грызёт морковку, а зайчонок ест капусту».

Слайд № 36

«Составь рассказ-описание»

Задачи:

- Развитие умения составлять рассказ-описание по картинному плану.

- Активизация словарного запаса.

Описание:

На слайде картинный план:

1. Что это? 2. Фрукт это или овощ? 3. Где растёт (на земле или в земле?

4. Цвет. 5. Форма. 6. Размер. 7. Какой овощ на ощупь? 8. Что можно приготовить?

Дети по картинному плану рассказывают об овощах (по выбору).

Слайды № 37-38

«Составь рассказ»

Задачи:

- Уточнение и активизация словарного запаса.

- Развитие связной речи.

Описание:

На слайде серия сюжетных картинок.

Дети рассматривают картинки и составляют рассказы.

Слайд № 39

«Раздели слова на слоги»

Задачи:

- Развитие умения делить слова на слоги.

Описание:

На слайдах изображение овощей и корзин. На каждой корзине табличка со слоговой схемой слова. Логопед предлагает «разложить» овощи по корзинам. В синюю корзину надо положить овощи, в названии которых два слога, а в красную – где три слога. Дети называют овощ по слогам, кликают мышкой на него.

Ребё нок: «пе-рец», «по-ми-дор», «о-гу-рец», «мор-ковь» и т. д.

Овощи «отправляются» в соответствующую корзину.

Слайд № 40

«Составь схему слова»

Задачи:

- Расширение и активизация словарного запаса.

- Развитие навыка звукового анализа слов.

Описание:

На слайде загадка. Логопед читает загадку и просит отгадать её. Ребёнок называет отгадку. Логопед даёт задание составить схему слова. Ребёнок даёт характеристику каждого звука. На слайде появляется схема слова.

Слайд № 41

Спасибо за работу!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий «Насекомые» Уважаемые коллеги! Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное.

Дыхательные упражнения для детей Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста. Дыхательные упражнения можно использовать, как на занятиях, так и во время других.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях Игры и упражнения, которые можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и подгрупповых. Применение игровых приемов на развитие.

Кинезиологические упражнения для детей Развиваем интеллект через движение. Предлагаю комплексы кинезиологических упражнений, которые могут использовать мамы для своих детей,.

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе на тему «Овощи. Труд людей в огороде» Конспект занятия на тему: Овощи. Труд людей в огороде. Цель: ознакомление детей с понятием овощи, трудом людей в огороде. Задачи: коррекционно.

Лексико-грамматические игры для детей дошкольного возраста. Система коррекционной работы по развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи посредством дидактических игр разработана.

Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшей группы Тема: «День Победы!» Родителям рекомендуется: Закончить предложения: 9 Мая –___ Все поздравляют ветеранов с ___ В этот день ветеранам дарят.

Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшей группы Лексическая тема: «Зима» Родителям рекомендуется: «Подбери признак» (уметь согласовывать прилагательные в роде и числе): Снег (какой).

Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшей группы Лексическая тема: «Мебель.» Родителям рекомендуется: Пальчиковая гимнастика «НАША КВАРТИРА» В нашей комнате – стол – (на каждое название.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лексико-грамматические упражнения для детей с ОНР «Овощи»
Опубликовано: 17 сентября 2016 в 17:59
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лексико-грамматические упражнения для детей с ОНР «Овощи»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Игнатьева (УИ 222660) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД