Светлана Игнатьева
Лексико-грамматические упражнения для детей с ОНР «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» у детей с ОНР.
Задачи:
- уточнение, обогащение и активизация словаря детей;
- развитие навыка подбора антонимов;
- развитие навыка образования Род. п. и В. п. имен существительных;
- развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными и числительными;
- развитие навыка образования множественного числа имен существительных;
- развитие навыка словообразования (существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; относительных прилагательных);
Публикация «Лексико-грамматические упражнения для детей с ОНР „Овощи“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
- развитие навыка составления рассказа-описания;
- развитие навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок;
- развитие навыка звукового анализа слов;
- развитие навыка деления слов на слоги;
- развитие внимания, мышления, памяти.
Содержание презентации
1. Загадки об овощах. (Слайды № 4-11)
2. «Узнай по тени» (Слайд № 12)
3. «Четвёртый лишний» (Слайды № 13-14)
4. Подбери признаки (Слайд № 15-16)
5. «Один – много» (Слайды № 17-19)
6. «Чего не стало?» (Слайд № 20)
7. «Назови ласково» (Слайды № 21-22)
8. «Скажи наоборот» (Слайды № 23-24)
9. «Посчитай …» (Слайды № 25-26)
10. «Какой сок?» (Слайды № 27-28)
11. «Какое пюре?» (Слайд № 29)
12. «Какая икра?» (Слайд № 30)
13. «Вершки - корешки» (Слайды № 31-32)
14. Составь предложение (Слайды № 33-35)
15. Рассказ-описание (Слайд № 36)
16. Рассказ по серии картинок (Слайды № 37-38)
17. Раздели слова на слоги (Слайд № 39)
18. Составь схему слова (Слайд № 40)
Основные направления коррекции и описание слайдов.
Слайды № 4-11
«Отгадай загадки»
Задачи:
- Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.
- Отгадывание названий овощей по их описанию.
- Развитие чувства рифмы.
- Развитие воображения, мышления.
Описание:
На слайдах загадки об овощах (помидор, огурец, редис, репа, лук, чеснок, баклажан, кабачок, картофель, капуста, горох, тыква, морковь, свёкла, перец). Логопед читает загадку. Дети отгадывают. Появляется изображение угаданного овоща.
Слайд № 12
«Узнай по тени»
Задачи:
- Развитие зрительного восприятия и воображения.
- Закрепление навыков согласования личных местоимений с глаголами.
- Развитие умения образовывать винительный падеж имен существительных.
Описание:
На слайде «тени» овощей (капуста, перец, баклажан, лук, помидор).
Дети говорят:
«Я узнал капусту». «Я узнал перец». «Я узнал баклажан». «Я узнал лук». «Я узнал помидор».
Слайды № 13-14
«Четвёртый лишний»
Задачи:
- Развитие логического мышления.
- Развитие умения обобщать.
- Развитие умения составлять сложные предложения.
Описание:
На слайдах изображения овощей и фруктов.
Помидор, яблоко, огурец, лук.
Чеснок, лук, перец, редис.
Логопед спрашивает, что лишнее, почему?
Дети отвечают сложными предложениями:
«Лишнее яблоко, потому что это фрукт».
«Лишний перец, потому что он растёт на земле, а другие овощи – в земле».
Слайды № 15-16
«Подбери признаки»
Задачи:
- Активизация словаря признаков.
- Развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными.
- Развитие зрительного восприятия, внимания.
Описание:
На слайдах изображение моркови и вопрос «Какая?», изображение помидора и вопрос «Какой?».
Дети рассматривают овощи и называют слова-признаки (Морковь – оранжевая, сладкая, твердая, большая, овальная,. Помидор – вкусный, красный, сочный, круглый, спелый,).
Слайды № 17-19
«Один – много»
Задачи:
- Уточнение и активизация словарного запаса.
- Развитие умения образовывать множественное число имён существительных.
- Развитие внимания и памяти.
Описание:
На слайде изображение одного овоща. Дети образуют множественное число и говорят: «огурец – огурцы», «помидор – помидоры», «перец – перцы», «баклажан – баклажаны», «кабачок – кабачки», «тыква – тыквы».
Появляются изображения называемых овощей.
Слайд № 20
«Чего не стало?»
Задачи:
- Развитие умения образовывать родительный падеж имен существительных.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие внимания и памяти.
Описание:
На слайде изображения овощей (помидор, свёкла, лук, огурец, капуста, кабачок). С каждым кликом мышки один из овощей исчезает. Дети говорят, чего не стало: «Не стало помидора», «Не стало лука», «Не стало капусты», «Не стало свёклы», «Не стало кабачка», «Не стало огурца».
Слайды № 21-22
«Назови ласково»
Задачи:
- Развитие умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание:
На слайде изображения овощей (помидор, огурец, перец, баклажан, лук, чеснок, морковь, репа, тыква).
Ребенок выбирает (кликает мышкой) любой овощ, называет его ласково: «помидорчик», «огурчик», «перчик», «баклажанчик», «лучок», «чесночок», «морковка», «репка», «тыковка».
При этом изображение овоща уменьшается.
Слайды № 23-24
«Скажи наоборот»
Задачи:
- Развитие умения подбирать и употреблять антонимы.
- Развитие умения составлять сложные предложения со значением противопоставления (с союзом а).
Описание:
На слайдах изображения животных:
Тыква – редиска.
Помидор – огурец.
Морковь – лук.
Перец (сладкий) – перец (острый).
Дети сравнивают овощи и называют слова-антонимы. (Тыква большая, а редиска маленькая. Помидор круглый, а огурец овальный. Морковь сладкая, а лук горький. Этот перец – сладкий, а этот – острый.)
Появляются таблички со словами-антонимами.
Слайды № 25-26
«Посчитай»
Задача:
- Практическое усвоение навыка согласования имен существительных с числительными.
Описание:
На слайдах изображения кабачков и помидоров. Дети считают, согласовывая числительные с существительными: «Один кабачок, два кабачка,, , пять кабачков», «Один помидор, два помидора,, , пять помидоров,, семь помидоров».
Появляются таблички с надписями «5 кабачков», «7 помидоров».
Слайды № 27-30
«Какой сок? Какое пюре? Какая икра?»
Задачи:
- Образование относительных прилагательных от названий овощей.
- Уточнение и активизация словарного запаса.
Описание:
На слайдах изображения стаканов с соком, тарелок с пюре и икрой. С каждым кликом мышки появляются изображения овощей, из которых сделаны сок, пюре и икра. Дети называют сок, пюре, икру, употребляя относительные прилагательные: «Морковный сок», «Свекольный сок», «Тыквенный сок», «Томатный сок», «Картофельное пюре», «Гороховое пюре», «Кабачковая икра», «Баклажанная икра».
Появляются таблички с надписями.
Слайды № 31-32
«Вершки и корешки»
Задачи:
- Развитие умения составлять предложения с предлогами НА, В.
- Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.
Описание:
На слайдах предлоги НА, В. С каждым кликом мышки появляется изображение овоща. Дети составляют предложения с предлогами. ( Например: «Помидор растёт на кустике», «Огурец растёт на земле», «Морковь растёт в земле» и т. п.)
Слайды № 33-35
«Составь предложения»
Задачи:
- Развитие умения составлять предложения по сюжетным картинкам.
- Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.
Описание:
На слайдах сюжетные картинки. Дети рассматривают их и составляют предложения. ( Например: «Дети собирают урожай», «Мама и папа несут корзину с капустой» и др.)
На слайде № 35 предлагается сюжетная картинка и схема предложения. Дети составляют предложение с опорой на схему: «Зайчиха грызёт морковку, а зайчонок ест капусту».
Слайд № 36
«Составь рассказ-описание»
Задачи:
- Развитие умения составлять рассказ-описание по картинному плану.
- Активизация словарного запаса.
Описание:
На слайде картинный план:
1. Что это? 2. Фрукт это или овощ? 3. Где растёт (на земле или в земле?
4. Цвет. 5. Форма. 6. Размер. 7. Какой овощ на ощупь? 8. Что можно приготовить?
Дети по картинному плану рассказывают об овощах (по выбору).
Слайды № 37-38
«Составь рассказ»
Задачи:
- Уточнение и активизация словарного запаса.
- Развитие связной речи.
Описание:
На слайде серия сюжетных картинок.
Дети рассматривают картинки и составляют рассказы.
Слайд № 39
«Раздели слова на слоги»
Задачи:
- Развитие умения делить слова на слоги.
Описание:
На слайдах изображение овощей и корзин. На каждой корзине табличка со слоговой схемой слова. Логопед предлагает «разложить» овощи по корзинам. В синюю корзину надо положить овощи, в названии которых два слога, а в красную – где три слога. Дети называют овощ по слогам, кликают мышкой на него.
Ребё нок: «пе-рец», «по-ми-дор», «о-гу-рец», «мор-ковь» и т. д.
Овощи «отправляются» в соответствующую корзину.
Слайд № 40
«Составь схему слова»
Задачи:
- Расширение и активизация словарного запаса.
- Развитие навыка звукового анализа слов.
Описание:
На слайде загадка. Логопед читает загадку и просит отгадать её. Ребёнок называет отгадку. Логопед даёт задание составить схему слова. Ребёнок даёт характеристику каждого звука. На слайде появляется схема слова.
Слайд № 41
Спасибо за работу!