Нина Александровна Волкова
Конспект занятия по лексической теме «Животные жарких стран. Пустыня»
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальное путешествие «Пустыня».
Задачи. Расширять представления детей о многообразии животного мира. Познакомить детей с животным и растительным миром пустыни. Формировать представления детей о взаимосвязи животных со средой обитания. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать любознательность детей, динамическую координацию рук.
Материал к деятельности. Презентация «Пустыня».
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Животные жарких стран, Пустыня“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пустыня
- Темочки
Путешествие.
— Дорогие друзья, в виртуальное путешествие приглашаю, удивительные места планеты Земля посетить обещаю. Над планетой пролетаем, пустыню изучаем. Где много света и тепла, и где всегда жара. Вот пустыня – жёлтая земля. Здесь очень мало дождя, гуляют сильные ветра. Сильные ветра песчаные бури вызывают, всё песком засыпают. Днём в пустыне обжигающая жара, ночью – сильные холода. Пустыню пески покрывают, растениям расти мешают. Растения пустыни изучаем, особенности отмечаем. Когда в пустыне дожди выпадают, красивые цветы вырастают. Но жизнь цветов коротка, наступает жара. В жару растения засыхают, самые хитрые выживают. Кактусы в толстых стеблях воду запасают, листья-иголки воду сохраняют. В Аравийской пустыне одинокое дерево растёт, чудом пустыни слывёт. Деревом жизни его называют, законом охраняют. Дерево жизни, саксаул, верблюжья колючка длинным корнем удивляют, воду из глубин корнем они добывают.
— Верблюдов – «кораблями пустыни» называют, людям они помогают. Дети, как верблюды помогают людям?
— Верблюды по пустыням идут, людей и грузы везут. Выносливостью удивляют, без воды и пищи шагают. Верблюды в горбах запасы создают, много дней без еды и воды проживут. Караваны верблюдов от оазиса к оазису шагают, пустыню преодолевают. Оазис – место в пустыне, где есть вода. Финиковые пальмы водоём окружают, от песчаных бурь защищают.
Жизнь в пустыне сложна, но пустыня не пуста. Бегут по пустыне джейраны в поисках пищи и воды. Бегут по пустыне куланы – неприхотливы они. Джейраны и куланы редки, в Красные книги внесены, законом охраняются они. Животные днём в жару засыпают, ночью гуляют. Охотятся в пустыне каракал – дикий кот, гиены, шакал, фенек – маленькая лисица. Живут в пустыни заяц-топай, ушастый ёж, песчанка – грызун, любопытные сурикаты. В песках пустыни прячутся ящерицы, черепахи, змеи, паукообразные. Дети, какой климат в пустыне?
— В пустыне климат жаркий и сухой. Много света и тепла, очень мало воды, сильные ветра, много песка. Дети, что помогает животным выжить в безводном климате пустыне?
— Одни животные быстро бегают, в поисках еды и воды. Многие животные прячутся в песок, в жаркое время впадают в спячку.
Пальчиковая игра «Жаркие страны».
— Дети, в пальчиковую игру играем, животных жарких стран изучаем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия животных.
Над планетой пролетаем, жаркие земли посещаем.
Где много света и тепла, и где всегда жара.
Руки в стороны – вниз (взмахи крыльями).
Вот пустыня – жёлтая земля,
Здесь очень мало дождя.
Руки вперёд, покажем ладони обеих рук.
Пустыню пески покрывают,
Растениям расти мешают.
Ладони вниз, покачивание кистями рук влево-вправо
Живут в пустыне …
Ладони параллельно друг другу.
Верблюды, джейраны, шакалы, песчанки, куланы.
Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу.
Над планетой пролетели, жаркие земли посетили.
Где много света и тепла, и где всегда жара.
Руки в стороны – вниз (взмахи крыльями).
— Дети, что растёт в пустыне?
— В пустыне растут кактусы, верблюжья колючка, саксаул, в оазисах – финиковые пальмы. Дети, кто живёт в пустыне?
— Ушастый ёж, варан, сурикаты, скорпион, шакал, кулан, заяц-топай, фенек – маленькие лисички, джейран, верблюд.
Педагог показывает указкой называемых животных, и называет тех, кого не назвали дети.
— Дети, с пустыней пора нам прощаться. Глаза закрываем, домой улетаем. Дети закрывают, а затем открывают глаза.
— Спасибо, дети! Мне было приятно с вами путешествовать.
— Дети, знания ваши проверяем, на вопросы быстро отвечаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
1. Жёлтая земля, песком засыпана она – это … (пустыня).
2. Днём в пустыне жарко, ночью – … (холодно).
3. В пустыне света много, воды – … (мало).
4. «Корабль пустыни» – это … (верблюд).
5. Лоси – безгорбые, верблюды – … (горбатые).
6. Джейран, каракал, сурикаты – это … (животные).
7. Кактус, саксаул, верблюжья колючка – это … (растения).
8. Кулан – бегает, заяц-топай – … (прыгает).
9. В пустыни спят днём, охотятся – … (ночью).
10. Каракал – дикий кот, фенек – маленькая … (лисичка).
11. Джейраны рогатые, куланы – … (безрогие).
12. В лесу ёж обыкновенный, в пустыне ёж – … (ушастый).
— Отлично! Молодцы, дети! На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли.
Чтение рассказа. Александр Сергеевич Барков «Азбука живой природы».
Задачи. Расширять знания детей о животном мире. Продолжать знакомить детей с обитателями пустыни. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе о животных. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ.
Чтение.
— Дети, я прочитаю вам рассказы русского писателя и путешественника Александра Сергеевича Баркова. Александр Барков любил природу, он изучал жизнь животных. Книга называется «Азбука живой природы». Слушайте, пожалуйста, внимательно.
Верблюд
В степях и пустынях хорошо живётся верблюдам, которых прозвали «кораблями пустыни». Они очень выносливые, стойко переносят как жару, так и холод. Верблюды могут обходиться без пищи пять-семь дней. Имея на спине горб или два (отсюда и название – одногорбые и двугорбые верблюды, они как бы откладывают в эти «мешки» избытки пищи, накапливают жир. Жир позволяет им не испытывать голода при дальних переходах.
Верблюда называют вьючным животным, поскольку, отправляясь в дальний путь, к его спине непременно привязывают – навьючивают всевозможную поклажу. Чтобы человеку взобраться на верблюда, «корабль пустыни» должен подогнуть передние ноги. На ногах верблюда широкие мозолистые подошвы, поэтому он не вязнет в зыбучих раскалённых песках. Не страшны ему и песчаные бури: в непогоду его широкие ноздри плотно смыкаются и предохраняют дыхание. Летом у верблюда шерсть короткая и тонкая, а зимой – длинная и густая. У верблюдицы каждый год рождается один забавный, «плюшевый» верблюжонок.
«Корабли пустыни» дают людям шерсть, а из жирного и питательного верблюжьего молока готовится целебный напиток – шубат. Шубат хорошо утоляет жажду в летний зной, его очень любят ребятишки.
Кулан
В прежние времена в степях и полупустынях паслись тысячные табуны диких куланов, похожих как на лошадей, так и на ослов. От диких лошадей они отличались более длинными ушами и коротким хвостом с кисточкой на конце, а их крик напоминал крик осла: «И-а! И-а!» Словно вихрь, скакали табуны куланов к водопою: глаза горели огнём, каждый мускул играл под тонкой желтоватой кожей под цвет степей. Они легко взбирались на крутые склоны и холмы, отлично плавали. Выносливые скакуны-куланы неприхотливы в еде, они довольствуются степными травами и горьковато-солёной водой. Степные лошади очень чутки и осторожны, не подпускают к себе близко хищных зверей и людей. От настигающих их волков куланы обороняются крепкими копытами.
К сожалению, с годами этих диких степных красавцев-скакунов почти истребили. Теперь их можно увидеть только в заповедниках или зоопарках, где куланы стали доверчивыми, охотно подходят к людям и берут хлеб прямо из рук.
— Дети, о каких животных жарких стран рассказал нам Александр Сергеевич Барков?
— Верблюды, куланы – это животные пустыни. Дети, каких животных пустыни вы ещё знаете?