Евсеева Юлия
Конспект занятия «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема
«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью»
Коррекционно-образовательные задачи. Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень» (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, дерево, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна', осенний, сентябрьский, октябрьский, ноябрьскийерИранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный, пурпурный, падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, собирать, заготавливать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть). Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением). Совершенствование певческих навыков.
Публикация «Конспект занятия „Осень, Осенние месяцы, Периоды осени, Деревья осенью“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов, дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности.
Оборудование. Магнитофон, запись пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года» и звуков ночного леса, музыкальное сопровождение к упражнению «Ветер и листья», репродукция картины Ф. Васильева «Болото в лесу», репродукция картины И. Левитана «Сумерки. Луна», музыкальный крутящийся модуль с подвешенными на тонких нитях разноцветными листьями, ваза с букетом из осенних листьев и астр, контейнер с цветными карандашами, мяч, контейнер с фишками для звукового анализа.
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы. Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Обучение узнаванию деревьев по коре, листьям, семенам. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке. Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года» на музыкальном занятии. Разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья» на музыкальном занятии. Чтение сказки К. Ушинского «Спор деревьев», рассказа С. Воронина «Моя береза. Осенью».
Ход занятия
Организационный момент. [Создание эмоционального положительного фона занятия. Развитие обоняния. Объявление темы. ]
Логопед приглашает детей пройти в кабинет, где тихо звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского. Над головами детей крутится модуль с разноцветными листьями. На полу в вазе стоит осенний букет. На ковре разбросаны листья. Дети входят в кабинет и останавливаются возле стульчиков, стоящих перед экраном. На экране — репродукции картин И. Левитана и Ф. Васильева. Через 1—2 минуты логопед выключает магнитофон.
Логопед.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Так писал об осени русский поэт Аполлон Майков. Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени, рассмотрим картины русских художников.
Логопед ставит на стол осенний букет.
Логопед. А сейчас понюхайте, чем пахнет осень.
Дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плечи.
Д ети. Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами, сыростью и прохладой.
Логопед. Ну что ж. Это действительно так. Садитесь поудобнее. Давайте рассмотрим осенние пейзажи.
Логопед убирает букет на пол.
Рассматривание репродукций картин И. Левитана и Ф. Васильева. [Развитие эмоционального мира и образного строя речи. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Развитие всех видов восприятия. ]
Логопед берет в руки указку и привлекает внимание детей к репродукциям картин.
Логопед. Первая картина называется «Сумерки. Луна». Ее написал Илья Левитан. Вторая картина называется «Болото в лесу». Это работа русского художника Федора Васильева. Как вы думаете, почему я выбрала для сегодняшнего занятия именно эти картины? Что их объединяет? Какое время года изобразили на них художники?
Д е т и. На этих картинах художники изобразили золотую осень.
Логопед. Верно. Художники изобразили на своих полотнах самую прекрасную пору осени, которую называют золотой. Что вы видите на переднем плане картины Левитана?
Дети. Мы видим лесное озеро. В озере отражаются лес и луна.
Логопед. Что растет по берегам озера?
Логопед указкой привлекает внимание детей к тем частям картины, о которых говорит.
1-й ребенок. Справа вдоль берега растет высокая трава. Она пожелтела и кажется золотой.
2-й ребенок. На высоком берегу стоят березы в ярких желто-оранжевых платьях и темно-зеленые сосны.
3-й ребенок. Вдалеке слева мы видим темный лес. Он кажется коричневым. Только кое-где видны яркие оранжевые пятна.
Логопед. Опишите небо, которое нарисовал художник. Как вы думаете, какое время суток изображено на картине?
1-й ребенок. Небо высокое и чистое, но уже темнеет. Художник нарисовал вечер.
Логопед. Обратите внимание, что и небо, и луна кажутся золотистыми и как будто светятся. Как вы думаете, там, в лесу, изображенном на картине, тепло или холодно?
Дети. Кажется, что стоит теплый осенний вечер.
Логопед. А вода в озере кажется теплой или холодной?
Дети. Вода в озере кажется теплой.
Логопед. А теперь давайте послушаем, что слышится в лесу, изображенном на картине.
Логопед включает запись звуков ночного леса. Запись звучит 1—2 минуты.
Логопед. Что вы услышали?
Дети. Кричала сова. Стрекотали кузнечики. Шумел ветер в камыше.
Воспитатель. Правильно. А теперь посмотрите на вторую картину. Что художник изобразил в центре?
1-й б е н о к. Художник нарисовал болото в лесу.
Логопед. Что мы видим по краям болота? Что его окружает?
2- й ребенок. Вокруг болота растет высокая трава. Она желтая, оранжевая, коричневая.
3-й ребенок. В траве видны большие белые цапли и маленькие кулики. Они готовятся к отлету в теплые края.
Логопед. Что художник изобразил справа и слева на пригорках?
1 -й р е б е н о к. На пригорках художник нарисовал березовую рощу. Листья на березах желтые, поэтому роща кажется золотой.
Логопед. Какие деревья мы видим на переднем плане?
2-й -ребенок. На переднем плане мы видим клены с яркими оранжевыми листьями.
Логопед. Какое небо мы видим над болотом?
1- й ребенок. Небо хмурое, покрытое густыми темными облаками.
Воспитатель. Но, несмотря на это, картина не кажется мрачной. Золотые лес и трава создают праздничное настроение.
Как вы думаете, какое время суток на этой картине?
1-й ребенок. Наверное, это день.
Воспитатель. Верно. А теперь давайте послушаем, какие звуки раздаются в лесу возле болота.
Воспитатель включает запись звуков леса? Запись звучит 1—2 минуты.
Воспитатель. Что вы услышали?
2-й ребенок. Квакают лягушки, шумит ветер в камыше, кричат птицы.
Воспитатель. Правильно.
З) Игра «Осенние листья». [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает встать в круг. Он берет в руки мяч.
Логопед. Вы узнали на картинах разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях? Например, на березе — березовые. А на клене? Логопед бросает детям мяч по очереди и задает им вопросы. В ходе игры образуются пары слов: на клене — кленовые; на осине — осиновые, на рябине — рябиновые, на дубе — дубовые. (И т. п.)
Воспитатель.
4. Упражнение «Ветер и листья». [Координация речи с движением. Совершенствование певческих навыков. ]
Ветер по лесу летал, Бегут по кругу на носочках и взмахивают
Ветер листики считал. руками
Вот дубовый, Встают лицом в крут, загибают по одному
Вот кленовый, пальцу на обеих руках на каждую строку.
Вот рябиновый резной, Бегут по кругу на носочках и взмахивают
Вот с березки золотой. руками.
И последний лист с осинки Встают лицом в круг, загибают по
Ветер бросил на тропинку. одному.
Ветер по лесу кружил, пальцу на обеих руках на каждую строку
Ветер с листьями дружил. Кружатся на носочках на месте
Вот дубовый, Приседают, опустив руки.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой.
К ночи ветер-ветерок Сидят лицом в круг и загибают по одному Рядом с листьями прилег пальцу на обеих руках на каждую строку
Вот дубовый, Ложатся на спину, расслабляются
Вот кленовый, закрывают глаза,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Тихо дремлет на тропинке.
5. Сравнение репродукций картин И. Левитана и Ф. Васильева. [Совершенствование систаксической стороны речи (освоение сложноподчиненных предложений с противопоставлением).]
Логопед. А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его. На первой картине изображено лесное озеро.
1-й ребенок.. а на второй картине нарисовано болото.
Логопед. На первой картине изображен поздний вечер.
2-й ребенок.. а на второй картине — день.
Логопед. На первой картине изображено ясное чистое небо.
3-й р е б е н о к.. а на второй картине — небо, покрытое густыми облаками.
Логопед. А теперь сами составьте предложение о деревьях на обеих картинах.
4-й ребенок. На первой картине изображены березы и сосны, а на второй — березы и клены.
Л о г о п е д. Но на той и другой картинах изображена прекрасная золотая осень.
Воспитатель.
Обводка и штриховка кленовых листьев. [Развитие тонкой моторики. ] Воспитатель приглашает детей за стол, на котором лежат листы бумаги, кленовые листья, стоит контейнер с карандашами.
Воспитатель. А вот и кленовые листья с картины «Болото в лесу». I Приложите их к листам бумаги, обведите по контуру, а потом заштрихуйте; горизонтальными линиями красными, оранжевыми и желтыми карандашами так, чтобы они казались золотыми, как клены на картине Федора Васильева. Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу.
Логопед.
Упражнение «Составь схему». [Развитие фонематических представлений (совершенствование навыка звукового анализа слов).]
Логопед ставит на стол контейнер с фишками. И последнее задание сегодня. Раз мы сегодня так много говорим о деревьях, выложите звуковую схему слова дубы. Дети выполняют задание и выкладывают схему:
Рис. 1
Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо выполнили задание, а теперь скажите, сколько звуков в слове дубы? Дети. В этом слове четыре звука. Логопед. Произнесите их по порядку. Дети. [Д], [у], [б], [ы].
Логопед. Сколько гласных звуков в этом слове?
Дети. Два. Это звуки [у], [ы].
Логопед. Сколько согласных звуков?
Дети. Два. Это звуки [д], [б].
Логопед. Какие это согласные? Расскажите о них.
й ребенок. Звук [д] — согласный твердый звонкий.
й ребенок. Звук [б] — согласный твердый звонкий.
Логопед. Отлично! Вы выполнили все мои задания.
Логопед предлагает детям сложить фишки в контейнер и убирает его.
Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] ' Логопед предлагает каждому из детей рассказать о том, которая из картин ему понравилась и почему. Потом дети вспоминают, чем они занимались, а логопед оценивает их работу.