Иноземцева Татьяна
Конспект занятия «Орудия труда. Инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и систематизация представлений об инструментах и орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью. Уточнение и активизация словаря по теме «Орудия труда. Инструменты» Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, составления и чтения слов.
Публикация «Конспект занятия „Орудия труда, Инструменты“» размещена в разделах
- Инструменты, орудия труда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, координации речи с движением, артикуляционной и тонкой моторики.
Ход занятия
1. Организационный момент. Загадывание детям загадок об орудиях труда и инструментах. Сообщение темы занятия. Создание эмоционального фона.
Логопед. На протяжении нескольких недель мы с вами говорили о профессиях, о том, для чего работают люди. Сегодня мы продолжим этот разговор и будем говорить об инструментах и орудиях труда, которыми пользуются представители разных профессий. Вы узнаете, для чего нужны те или иные инструменты, что с их помощью делают люди. А сейчас отгадайте загадки:
1. Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска,
— Знать, невкусная доска (Пила)
2. Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска,
— Знать, невкусная доска (Молоток и гвозди)
3. Огородник Федот
С длинным носом живет.
Где наклонится,
Там вода течет (Лейка)
4. Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться
- Только пыль вокруг клубится (Метла)
5. Зубы имеют,
А зубной боли не знают (Грабли)
2. Игра «Кому что нужно?» (Уточнение и активизация словаря по теме «Орудия труда. Инструменты». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).)
Логопед. Рассмотрите картинки. Подумайте, для чего нужны эти предметы. Составьте предложения об этом со словами потому что.
1-й р е б е н о к. Шприц нужен медсестре, потому что шприцем она делает уколы.
2-й ребенок. Мел и доска нужны учителю, потому что мелом он пишет на доске.
3-й ребенок. Молоток и гвозди нужны плотнику, потому что он молотком сколачивает доски.
4-й ребенок. Нитки и иглы нужны портному, потому что он шьет одежду.
5-й ребенок. Защитный костюм, перчатки, шланг нужны пожарному, потому что он тушит пожар.
6-й ребенок Ножницы нужны парикмахеру, потому что ножницами он подстригает волосы.
Логопед. Молодцы! И с этим заданием вы справились
3. Игра «Что без чего?» (Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах). Развитие зрительного внимания и восприятия.)
Логопед. Посмотрите на эти инструменты. Запомните, как они выглядят.
Через одну минуту логопед показывает другую страницу.
Логопед. Расскажите, как изменились предметы, что без чего.
1 -й р е б е н о к. Лопата без черенка.
2-й ребенок. Ведро без ручки.
3-й ребенок. Нож без лезвия.
4-й ребенок. Метла без прутьев.
5-й р е б е н о к. Перчатка без пальцев.
6-й р е б е н о к. Кастрюля без крышки.
7-й ребенок. Грабли без зубьев.
4. Физминутка: Игра «Есть — нет». (Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже).)
Логопед. Теперь давайте вспомним игру «Есть—нет», в которую мы играли. Дети становятся в круг.
1-й ребенок. У меня есть две лейки.
2-й ребенок. А у меня нет двух леек, но зато есть пять молотков.
3-й ребенок. А у меня нет пяти молотков, но зато есть три рубанка.
4-й ребенок. А у меня нет трех рубанков, но зато есть шесть шприцов.
5-й ребенок. А у меня нет шести шприцов, но зато есть две пилы. И т. д.
5. Упражнение «Что лишнее?» (Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).)
Логопед. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете, какие предметы нужны для работы представителям разных профессий. Слушайте меня, определяйте, что лишнее из названных мною предметов, объясняйте, почему.
- Секатор, лейка, калькулятор, лопата,. Что лишнее?
1-й р е б е н о к. Лишний калькулятор, потому что он не нужен садовнику, а грабли, лопата и секатор нужны.
Логопед. Верно.
- Мастерок, нитки, раствор кирпичи. Что лишнее?
2-й ребенок. Лишние нитки, потому что они не нужен каменщику, а раствор, мастерок и кирпичи нужны.
Логопед. Доска, фонендоскоп, градусник, лекарство, Что лишнее?
3-й ребенок. Лишняя доска, потому что она не нужна врачу, а фонендоскоп, лекарство и градусник нужны.
Логопед. Нож, кастрюля, сковорода, рубанок. Что лишнее?
4-й ребенок. Лишний рубанок, потому что он не нужен повару, а нож, кастрюля, сковорода нужны.
6. Разгадывание ребуса. (Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа)
Логопед. Вам предстоит разгадать два ребуса, в которых спрятаны названия орудия труда. Что это за слова?
Дети. Первое слово молоток.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. От слова молоко остаются слоги [моло] и плюс добавляет слово ТОК. Если все это сложить, получается слово молоток.
Логопед: А что же за орудие труда скрывается во втором ребусе?
Дети. Второе слово лопата.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. От слова ложка остается слог [ло]. От слова лапа остается слог [па]. И от слова таз остаются две буквы [та]. Если все это сложить, получается слово лопата.
Логопед. Великолепно! Вы порадовали меня!
7. Игра: «Подскажи словечко»: (Развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста).
Дровосеки рубят бор- есть у каждого …
Папе гвоздь забить помог деревянный …
Пыль на полу- подавайте ….
Возле школы все ребята убирают снег …
8. Окончание занятия (Оценка работы детей)