Ольга Шихотарова
Лекция-практикум «Дети с повышенной активностью»
▼ Скачать + Заказать документы
7 декабря в саду успешно прошло первое занятие в «Школе компетентного родителя».
Тема лекции-практикума звучала: «Дети с повышенной активностью».
Подгурская А. В., педагог-психолог
Шихотарова О. Б., воспитатель 2-й младшей группы «Васильки»
Часть 1. Теоретическая
Активные или гиперактивные?
Граница нормы и патологии
1. Активные дети
Поведение ребенка, скорость реакции, черты характера обусловлены врожденным типом нервной системы:
Публикация «Лекция-практикум „Дети с повышенной активностью“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
У активных, импульсивных детей чаще всего встречается холерический тип темперамента, который является основным и определяет его поведение. Раскроем особенности поведения и характера ребенка, у которого преобладает данный тип темперамента.
Черты характера и особенности поведения ребенка-холерика:
Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения. Эдакий мистер Фикс - не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности.
Ежедневные проблемы:
- часто он настолько увлечен очередной своей идеей, что просто не слышит ваших указаний;
- задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок;
- с трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив и агрессивен не в меру;
- излишняя самостоятельность, любовь к риску и склонность к необдуманным поступкам может привести к неприятным приключениям;
- холерик очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности. В начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно получающий замечания от учителей, легко может стать отверженным в детском коллективе;
- проблемы с общением в подростковом возрасте часто приводят к истерическим реакциям, угрозам суицида. К счастью, эти угрозы редко исполняются.
Обратная сторона импульсивного поведения – способность к рефлексии, которую как раз нужно формировать у ребенка с импульсивным поведением.
Несмотря на то, что импульсивность и рефлексивность (способность к обдумыванию решения перед его принятием) являются обусловленными темпераментом, множество фактов свидетельствуют о том, что решающий вклад в их развитие у ребенка вносят условия воспитания.
На выраженность импульсивности оказывает влияние социальный класс: дети из менее обеспеченных слоев реагируют преимущественно импульсивно, тогда как дети из высших слоев чаще, раньше и более выраженно начинают демонстрировать рефлексивную стратегию поведения.
Особенности познавательной деятельности родителей (как родных, так и приемных) также влияют на тип реагирования детей. Иначе говоря, матери импульсивных детей обычно сами импульсивны. То же можно сказать и про рефлексивных детей и родителей.
Авторитарно-директивное семейное воспитание препятствует формированию у ребенка рефлексивности и затрудняет этот процесс.
Воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее обдумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, что способствует формированию рефлексивности.
2. Гиперактивные дети
В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что – нибудь ломает беспричинно. И родители, измучившись, идут психологам, врачам. И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Сейчас все чаще звучит этот диагноз. Статистика (Заваденко Н. Н.) говорит о том, что в России таких детей 4 - 18 %, в США – 4 - 20 %, Великобритании – 1 - 3 %, Италии – 3 - 10 %, В Китае – 1 - 13 %, в Австралии – 7 - 10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.
СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД, то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными.
В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.
Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении, слабом его контроле.
Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.
Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга. (Сиротюк А. Л. ,2003)
По статистике (Заваденко Н. Н.) дети с СДВГ 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61% - дискалькулию. Психическое развитие отстает на 1.5-1.7 года.
Также при гиперактивности у детей слабая моторная координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при несформированности внутренней речи, контролирующей социальное поведение.
Среди таких детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают нарушения развития. Нескомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом проявляется с одной стороны в соматической сфере, с другой стороны в особенностях поведения. Так как закрепившиеся шаблоны такого отклоняющегося поведения (из-за несовершенства сдерживающих центров) ведут к тому, что эти дети во взрослом возрасте сохраняют их, хотя перестают быть расторможенными и внимание уже могут концентрировать.
Отклоняющееся поведение проявляется в том, что дети бывают агрессивными, взрывчатыми, импульсивными. Импульсивность остается сквозной чертой. Такие дети склонны к правонарушениям, к различным формам группирования, так как подражать плохому поведению легче, чем хорошему. А так как воля, высшие эмоции и высшие потребности не дозрели, то жизнь складывается таким образом, что идут уже личностные проблемы.
Причины возникновения органических нарушений
Обычно осложнения в развитии ребенка подразделяют по времени возникновения вредных факторов, влекущих за собой нарушения, и классифицируют как пренатальные (внутриутробные, натальные (повреждения в процессе родов) и постнатальные (осложнения первых лет жизни ребенка) патологии. Вредных факторов много:
• Общее ухудшение экологической ситуации.
• Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период.
• Пищевые отравления будущей матери. Принятие ею алкоголя, наркотиков, курение, травмы, ушибы в области живота.
• Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
• Угрозы выкидыша.
• Хронические заболевания матери.
• Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
• Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
• Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго.
• Позвоночник младенца может быть травмирован, когда его приучают сидеть до того, как он сам начинает садиться, когда ребенок еще мало ползал, и мышцы спины еще не окрепли. Также к этим травмам приводит ношение в «рюкзачке».
• Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств.
• Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга. (Ясюкова Л. А. ,2003 г.)
Возникновение СДВГ из-за раннего повреждения ЦНС в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – 57%, негативные воздействия внутрисемейных факторов – 63%. (Заваденко Н. Н.) В семье дети неосознанно начинают копировать в поведении своих собственных родителей. Хорошо, если модели воспитания родителей были схожи. Если нет, то возникают патологические формы воспитания, которые сказываются не только на психологии ребенка, но и его психофизиологии. Так происходит в развитии приобретенной гиперактивности и наследственной. Хотя глубинные психологические причины возникновения очень похожи. (Подхватилин Н. В. ,2004)
Часть 2. Практическая
Решение педагогических задач
1. Четырёхлетняя Наташа громкими воплями оглашает квартиру:" Хочу на улицу!Гулять ещё! Хочу прыгать через верёвочку!" Она цепляется за своё пальто, пытаясь не дать его снять с себя, не слышит уговоров мамы, что уже пора обедать и спать, что все дети тоже ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Казалось, что мама вот-вот потеряет терпение, но она сдерживает себя, уходит в комнату, плотно закрыв за собой дверь, а Наташа остаётся в прихожей. Вскоре крик прекращается. Но как только мама открывает дверь, крики возобновляются с удвоенной силой. Мама снова возвращается в комнату и через приоткрытую дверь наблюдает за дочерью. Та, несмотря на своё возбуждение, следит в свою очередь за мамой: почему она не берёт её на руки? Почему неуговаривает? Почему совсем не обращает внимания? Крики затихают.
Мама спокойным тоном, как бы рассуждая вслух, говорит:
- Теперь уберу в прихожей. Там грязно, сегодня ещё пыль не вытирала.
Услышав это, Наташа сразу садится: ведь на ней новое платье, которое она надела в первый раз!Всё ещё всхлипывая, она спрашивает сквозь слёзы:
- А платье можно выстирать?
Мама хладнокровно молчит, продолжая делать вид, что занята своим делом. Наташа снова:
- А его можно выстирать?
- Можно, только после стирки оно уже не будет новым и таким красивым, - говорит спокойно мама.
Наташа поспешно встаёт с пола, отряхивается, разглядывая платье, бежит к маме:
- Сними.
- Вот это правильно! Переоденем платье, вымоем руки, лицо и будем обедать. уже пора. "
Вопросы для обсуждения:
- Как можно расценить поведение ребёнка?
- Многие родители говорят в подобных случаях: нервный ребёнок, и начинают всячески утешать и уговаривать его. Правильно ли они поступают?
- Как бы поступили вы в аналогичном случае?
- Проанализируйте в описанной ситуации использованные приёмы воспитания ребёнка. В чём их педагогическая ценность?
- Приведите примеры подобных проявлений у вашего ребёнка (если они случались). Какими приёмами педагогического взаимодействия вы пользовались?
2. "Мать пришла на игровую площадку со своими двумя детьми - четырёхлетним Сашей и двухлетним Игорем. Вот Саша насыпал горку песка и зовёт маму посмотреть на "вулкан", мать лишь на секунду бросает взгляд в сторону сына. Саша направляется к брату и высыпает из его ведёрка песок, который попадает брату в глаза. Тот начинает плакать. Мать строго отчитывает старшего сына, хватает за руку и оттаскивает его в сторону. "
- Предложите свой способ родительского поведения в данной ситуации.
3. "Рассерженный ребёнок шумно захлопывает дверь своей комнаты перед матерью (отцом, раздражённо крича при этом "уходи, ты плохая (плохой!"
- Отреагируйте на поведение ребёнка так, как считаете правильным.
4. "Насупившийся ребёнок обиженно выговаривает матери: "Да, мамочка, ты говоришь, что любишь меня, а сама не разрешаешь делать то, что я захочу. "
- Изобразите свою реакцию в данной ситуации.
5. "Девочка Таня во время обеда говорит: "Не хочу суп". Она постоянно высказывает бабушке своё недовольство тем, что суп тёплый, "в нём пенки" и др. Бабушка идёт у неё на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т. д. - всё бесполезно. Девочка остаётся голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.
Вопросы для обсуждения:
- Что в данной ситуации проявляется в большей степени - упрямство или каприз? Обоснуйте ответ.
- В чём причина такого поведения ребёнка?
- Были ли у вас подобные ситуации?
- Как вы из них выходили?
Проблемные ситуации:
Ситуация 1.
Миша - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму.
Обед. Мише предложили борщ, котлету, компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу компот, -заявляет он решительно, - и еще с котлеткой я люблю картошку». Мама терпеливо объясняет, что нужно есть по порядку: первое, второе, третье, не капризничать, а есть, что дают. Мальчик твердо стоит на своем: «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено!» Миша не отступает: «Сначала я буду компот». Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает кормить мальчика супом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренная кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется на тарелке. А компот вообще не получишь!» Миша отталкивает тарелку и при этом проливает часть супа на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает две сразу, восклицая: «И за что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот…»
Варианты:
- Мама не должна ставить на стол все сразу;
- Можно частично пойти ребенку на встречу: отпить глоток компота до еды. Не акцентируя на этом внимания: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить».
Ситуация 2.
Леночке три года. Родители заметили, что в последнее время девочка стала капризной. Как только мама уходит из комнаты, чтобы заняться домашними делами, она начинает плакать, прерывает игру и просит, чтобы мама поиграла с ней. Родители пытались повлиять такими словами: «Перестань хныкать! Ты уже большая девочка и умеешь играть одна». Лена отвечала: «Я не люблю одна! С тобой интереснее». Мама: «Если будешь продолжать, я запру тебя в комнате».
Варианты:
- Не бросать домашние дела, а общаться с ребенком в процессе выполнения. Предложить ребенку участвовать в домашних делах, разговаривая с ним, читать стихи, загадывать загадки, обогащать его словарь.
Ситуация 3.
Родители, беспокоясь, ограничивают свободу ребенка. Ему отвели отдельную комнату и не разрешили ходить в другие места (на кухню, в гостиную). Они запретили ему бегать, потому, что он мог упасть и удариться о батарею.
Но любопытные ребенок не смирился со сложившейся ситуацией и стремился в запрещенные места всякий раз, когда мама и папа отвлекались от его персоны. Он боялся быть замеченным, поэтому старался все делать быстро. Каждый раз при этом что-то падало, билось и ломалось. Родители пытались отвлечь его внимание от опасных предметов при помощи сладостей. Когда ребенка начинал интересовать какой-либо запрещенный предмет, они давали ему что-то вкусное.
Сынишка очень быстро это усвоил и стал намеренно создавать подобные ситуации. Только его требования все возрастали: и плакал он все сильнее, и кричал все громче.
Варианты:
- Ребенок должен иметь возможность изучать окружающий мир.
- Успокоить плачущего ребенка можно, отвлекая внимание. Для этого необходимо иметь «неожиданные пустяки» (шарик, колечко, камушек). Отвлечение надо сыграть.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конкретные рекомендации для родителей активного, импульсивного ребенка
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержаннее, спокойно, мягко.
4. Давайте ребенку, только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
6. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, занятий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
7. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
8. Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
9. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию активности.
10. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе -длительная прогулки, бег, спортивные занятия.
11. Чтобы снизить врожденную возбудимость ребенка, родители (возможно после дополнительной консультации с невропатологом) могут использовать, например траволечение, легкий массаж перед сном, ванны с солями и травами, ароматерапию.
Терпение, последовательность и настойчивость - вот три основных принципа, постоянно придерживаться которых, следует родителям, воспитывающим детей с повышенной активностью.
Игры для импульсивных детей.
Час тишины и час «можно»
(Н. Л. Кряжева, 1997)
Возраст: от 4 лет.
Цель: развитие умения регулировать свое состояние и поведение.
Инвентарь: не требуется.
Участие взрослого: обязательно.
Содержание. Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать,конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делатьвсе: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы.
Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
Рекомендации: с помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослые адресуют активному ребенку (а тот их «не слышит»). Ребенок получает возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослый – способ управлять его поведением.
Игра «Разговор с руками»
Возраст: от четырех лет.
Цель: научить ребенка контролировать свои действия.
Участие взрослого: обязательно.
Содержание. Если ребенок подрался, сломал чужую игрушку, причинил кому-то боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладони. Затем предложить ему «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.
После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина.
Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела – мастерить, здороваться, играть – и не будут никого обижать.
Игра «Расскажи стихи руками»
Мама и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения.
Игра «Что нового»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Содержание: Взрослый рисует на листе бумаги любую геометрическую фигуру. Далее по очереди нужно пририсовывать какие-либо детали, создавая картину. В то время, когда мама рисует. Ребенок закрывает глаза, и, открывая их по команде, говорит, что изменилось и так по очереди. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.