МААМ-картинки

Деятельностный подход при организации образовательного процесса с дошкольниками

Ирина Жидкова
Деятельностный подход при организации образовательного процесса с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Лекция на тему: «Деятельностный подход при организации образовательного процесса с дошкольниками».

Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта, деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации всех этапах жизни.

Публикация «Деятельностный подход при организации образовательного процесса с дошкольниками» размещена в разделах

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе…

Школьное обучение - один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Некоторые родители, воспитатели, и сами дети воспринимают этот момент как своеоб-разный экзамен ребёнка за весь дошкольный период жизни

Подготовленный к школе ребёнок хочет учиться ещё и потому, что у него появилось стремление занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир. Кроме того, у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Эти две по-требности способствуют возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника». Сочетание двух потребностей - познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне - позволяет ребёнку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, ему будет трудно в школе.

Деятельностный подход, реализующийся в практике работы ДОУ, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.

Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. (Л. Г. Петерсон)

Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогами:

- создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

- учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

- помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Принципы деятельностного подхода :

- принцип субъектности воспитания:

Воспитанник - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены :

Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития.

- принцип учета сензитивных периодов развития:

Ориентируется на сензитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий.

- принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых :

Особое значение имеет положение, сформулированное Л. С. Выготским:

«… исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

- принцип обогащения, усиления, углубления детского развития:

основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

- принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности :

Деятельность должна быть социально - значимой и общественно - полезной.

принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний.

Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода

Введение в образовательную деятельность (организация детей);

Создание проблемной ситуации:

- целевая установка,

- мотивирование к деятельности;

Проектирование решений проблемной ситуации;

Выполнение действий;

Подведение итогов, анализ результатов деятельности.

1. Введение в образовательную деятельность (организация детей);

предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы.

2. Создание проблемной ситуации:

- целевая установка,

- мотивирование к деятельности;

Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана педагогом, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме.

3. Проектирование решений проблемной ситуации;

Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути ее решения

4. Выполнение действий;

Составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации, используется дидактический материал. Разные формы организации детей. Также данный этап предусматривает: нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка. Предусматривает самопроверку и коррекцию деятельности.

5. Подведение итогов, анализ результатов деятельности включает :

- рефлексию эмоционального состояния детей;

- рефлексию групповой деятельности;

- рефлексию собственной деятельности ребенка.

Методы и формы, используемые при деятельностном подходе в ДОУ :

диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.

Формы самореализации дошкольников :

Выставки (тематические и авторские);

Персональные выставки детских работ;

Презентации;

Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);

Коллекции.

Золотые правила деятельностного подхода.

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному

• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

• Учи анализировать каждый этап работы;

• Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо»Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо» Недавно старший воспитатель нашего детского сада предложила мне выступить на методическом объединении воспитателей с проектом "Посткроссинг.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду»Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду» Интернет-консультация для педагогов на тему «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольникам.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Мастер-класс «Комплексный подход в организации и проведении «оздоровительно-игрового часа» с дошкольниками»Мастер-класс «Комплексный подход в организации и проведении «оздоровительно-игрового часа» с дошкольниками» 30 января 2018 года на базе МБДОУ № 120 состоялась первая в этом учебном году Методическая мастерская по направлению «Физическое развитие.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Деятельностный подход при организации образовательного процесса с дошкольниками
Опубликовано: 14 мая 2021 в 11:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деятельностный подход при организации образовательного процесса с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Жидкова (УИ 2550616) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД