Папки-передвижки

Легоконструирование как средство всестороннего развития детей

Наталья Петрова
Легоконструирование как средство всестороннего развития детей
▼ Скачать

Аннотация:

В статье изложен опыт использования технологии Лего-конструирования в работе с детьми дошкольного возраста, как средства развития творческих способностей дошкольников. Раскрыты сущность, базовые идеи, формы реализации Лего-технологии. Представленный материал аргументировано доказывает эффективность применения техники Лего-конструирования для развития интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста. В разработке описаны этапы работы в технике Лего-конструирования, особенности её практического использования с учётом возраста детей.

Публикация «Легоконструирование как средство всестороннего развития детей» размещена в разделах

Разработка будет полезна в работе как с малышами, так и с детьми старшего дошкольного возраста. Кроме того актуальна и в семейном воспитании для развития у детей образного и пространственного мышления, активизации воображения и фантазии.

«Лего» – умная игра,

Завлекательна, хитра.

Интересно здесь играть,

Строить, составлять, искать!

Приглашаю всех друзей

«Лего» собирать скорей.

Там и взрослым интересно:

В «Лего» поиграть полезно!

(Н. Пауковский)

«LEGO» (в переводе с датского) – означает «увлекательная среда». С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС. Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Именно поэтому было принято решение создать необходимые условия для вовлечения детей в лего-конструирование, увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности ребят.

Хочу представить опыт использования Лего-конструкторов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Расширять и обогащать знания о Лего-конструировании.

Задачи:

• Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать;

• Развивать способность детей к моделированию через познавательный интерес к Лего - конструированию.

• Развивать мелкую моторику рук, воображение, память, внимание, мышление и способность детей к моделированию через познавательный интерес к Лего – конструированию;

• Обучать конструированию по схемам, по собственному замыслу.

Приведём пример объединения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

• Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.

• Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.

• Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).

• Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает ребёнку стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Базовые идеи Лего-конструирования:

• От простого к сложному;

• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей;

• Созидательность и результативность;

• Развитие творческих способностей;

• Комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

• С малышами 3–4 лет использовала Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.

• С детьми 4–5 лет конструирование усложняла: использовали элементы среднего размера, применяли более сложные варианты соединения деталей, использовали цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществлялась по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.

• В 6–7 лет для технического творчества предлагаю разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Способы обучения Лего-конструированию:

• по образцу;

• по модели;

• по условиям;

• по карточкам-схемам;

• по свободному замыслу;

• тематическое конструирование.

Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

В процессе обучения использую такие педагогические приёмы:

• Вступительная беседа.

• Проблемная ситуация.

• Сюжетно-ролевая игра.

• Дидактическая игра.

• Задание по образцу.

• Конструирование с использованием технологических карт и инструкций.

• Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели.

• Вступительная беседа, с помощью которой привлекаю внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе рассказываю увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если вы правильно соберёте фигурку птички по схеме, то поможете ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.

• Проблемная ситуация, которая заинтересовывает, активизирует мышление и вовлекает детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.

• В сюжетно-ролевой игре, как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

• Пример упражнений, в дидактической игре, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего-технологии:

o «Найди деталь, как у меня»;

o «Построй с закрытыми глазами»;

o «Нарисуй деталь»;

o «Разложи по цвету»;

o «Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей);

o «Собери числовую горку».

• В задании по образцу, сопровождаю показом и пояснениями. Пример: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит лягушка, сконструированная из деталей набора Лего. Давайте внимательно рассмотрим и разберём, как она сделана. Глазки сделаны из зелёных кубиков, ротик — это красный кирпичик, лапки из зелёных кирпичиков.

• В конструировании с использованием технологических карт и инструкций, предлагаю детям работу по схемам в игровой форме, например, сообщаю детям, что сегодня им предстоит стать кораблестроителями. Конструкторы кораблестроительного завода прислали чертежи корабля, детям нужно по этим схемам построить модели кораблей. Чтобы попасть в конструкторское бюро, необходимо преодолеть небольшое испытание: найти в мешочке на ощупь деталь и сказать, как она называется.

• Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели, использую в работе со старшими дошкольниками, которые уже освоили основные приёмы, и им можно предложить работу по картинкам, фотографиям с изображением объекта на любимую тему.

Организация занятий по Лего-конструированию

• Ознакомительное – проводится теоретическое знакомство дошкольников с новыми Лего-деталями и приёмами конструирования в зависимости от комплектации набора (в младшей и средней группах — набор «Дупло», со старшего дошкольного возраста - набор «Дакта»).

• Занятие по схеме - изучение основ моделирования по схематическому пошаговому алгоритму. Сначала ребята создают простейшие конструкции лодок, мостов, самолётов, машинок, человечков по образцу, а затем начинают изобретать собственные модели.

• Занятие по памяти - помогает закрепить и усовершенствовать полученные базовые умения и навыки, предоставляет возможность тренировать зрительную память.

• Тематическое - конструирование по определённой тематике, стимулирующее развитие творческого воображения. Примеры тем: «Многоэтажный дом», «Пожарная машина», «Мостик через речку», «Мебель для куклы», «Крыши и навесы», «Человек», «Кораблик», «Волшебные рыбки», «Лего-мозаика».

• Занятие в рамках темы проекта - коллективная свободная творческая деятельность поискового характера. Каждый ребёнок участвует в планировании будущей постройки, отвечает за свой участок выполняемой работы (мостик, светофор, машинка и т. д., имеет возможность высказывать своё мнение о содержании и целях данного проекта. В рамках проекта дети могут получить и интересное задание на дом, выполнить которое им помогут родители. Пример тем для творческих проектов: «Деревенский домик», «Подарки к праздникам», «Путешествие в Африку», «Зоопарк», «Лего-олимпиада», «Робогород». В старшей группе можно провести комплексный проект, например на тему сказок:

o В организационной части проекта читаю сказку, рассматриваю вместе с детьми иллюстрации, дети прослушивают аудиозапись и просматривают мультфильм по мотивам произведения, затем предлагаю сконструировать сюжет сказки и обыграть его.

o Продуктивная деятельность детей - формирую три подгруппы, каждой из которых необходимо будет изготовить по схеме фигурки. Из сконструированных фигурок дети моделируют сюжетную коллективную композицию по мотивам сказки. Направляю деятельность детей с помощью дополнительных вопросов, в случае затруднения - подсказываю и помогаю практически в осуществлении проекта.

o Презентация результатов - распределяю роли, репетиция драматизации сказки, показ спектакля детям и родителям с Лего-персонажами.

• Контрольное - после изучения сложной темы провожу мониторинг знаний и умений воспитанников и выявление детей, которые нуждаются в индивидуальной помощи.

• Конкурсное - соревнование, которое проводится в игровой форме. Дети по жребию или по желанию разбиваются на 3 команды, выбирают главного конструктора или архитектора и приступают к творчеству. Итоги соревнования подводит жюри, в состав которого входят: заведующий, старший воспитатель, воспитатель, двое-трое детей. Темами конкурсного занятия могут стать: «Новый спортивный комплекс», «В гостях у сказки», «Город будущего» и т. д.

• Комбинированное - решает несколько разноплановых учебных задач, например: «Мир сказок», «Раз, два, три или строим цифры», «Геометрическое домино», «Домашние животные», «Подводный мир», «Городской транспорт».

• Итоговое — обобщает результаты определённого учебного периода (полугодие, год, чаще всего проходит в виде презентации творческих работ.

Вывод:

Лего — это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. Разнообразные занятия с применением Лего-технологии предоставляют реальный шанс каждому малышу развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством.

В результате работы, проводимой с дошкольниками, отмечено:

- Повышение способностей детей к моделированию через познавательный интерес к Лего - конструированию.

- Повышение способностей детей к обогащению словарного запаса, диалогической, монологической речи.

На данном этапе можно сделать вывод, что благодаря проведённой работе, происходит закрепление и улучшение знаний детей через Лего-конструирование.

Список литературы:

1. Комарова Л. Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М. ; Линка Прес,2001г.

2. Куцакова Л. В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

3. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation сложные задания, связанные с физикой.

4. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М. ;Академия,2002г. -192с.

5. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.

6. ФешинаЕ. В. Лего-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2012.-114с.

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста»Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Содержание проекта Направление реализации проекта Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Легоконструирование как средство всестороннего развития детей
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 13:37
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Легоконструирование как средство всестороннего развития детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД