Наталья Петрова
Легоконструирование как средство всестороннего развития детей
▼ Скачать
Аннотация:
В статье изложен опыт использования технологии Лего-конструирования в работе с детьми дошкольного возраста, как средства развития творческих способностей дошкольников. Раскрыты сущность, базовые идеи, формы реализации Лего-технологии. Представленный материал аргументировано доказывает эффективность применения техники Лего-конструирования для развития интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста. В разработке описаны этапы работы в технике Лего-конструирования, особенности её практического использования с учётом возраста детей.
Публикация «Легоконструирование как средство всестороннего развития детей» размещена в разделах
Разработка будет полезна в работе как с малышами, так и с детьми старшего дошкольного возраста. Кроме того актуальна и в семейном воспитании для развития у детей образного и пространственного мышления, активизации воображения и фантазии.
«Лего» – умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«Лего» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «Лего» поиграть полезно!
(Н. Пауковский)
«LEGO» (в переводе с датского) – означает «увлекательная среда». С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС. Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Именно поэтому было принято решение создать необходимые условия для вовлечения детей в лего-конструирование, увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности ребят.
Хочу представить опыт использования Лего-конструкторов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: Расширять и обогащать знания о Лего-конструировании.
Задачи:
• Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать;
• Развивать способность детей к моделированию через познавательный интерес к Лего - конструированию.
• Развивать мелкую моторику рук, воображение, память, внимание, мышление и способность детей к моделированию через познавательный интерес к Лего – конструированию;
• Обучать конструированию по схемам, по собственному замыслу.
Приведём пример объединения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:
• Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
• Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
• Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
• Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает ребёнку стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.
Базовые идеи Лего-конструирования:
• От простого к сложному;
• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
• Созидательность и результативность;
• Развитие творческих способностей;
• Комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.
Особенности практического использования с учётом возраста детей:
• С малышами 3–4 лет использовала Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
• С детьми 4–5 лет конструирование усложняла: использовали элементы среднего размера, применяли более сложные варианты соединения деталей, использовали цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществлялась по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
• В 6–7 лет для технического творчества предлагаю разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.
Способы обучения Лего-конструированию:
• по образцу;
• по модели;
• по условиям;
• по карточкам-схемам;
• по свободному замыслу;
• тематическое конструирование.
Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора
В процессе обучения использую такие педагогические приёмы:
• Вступительная беседа.
• Проблемная ситуация.
• Сюжетно-ролевая игра.
• Дидактическая игра.
• Задание по образцу.
• Конструирование с использованием технологических карт и инструкций.
• Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели.
• Вступительная беседа, с помощью которой привлекаю внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе рассказываю увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если вы правильно соберёте фигурку птички по схеме, то поможете ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
• Проблемная ситуация, которая заинтересовывает, активизирует мышление и вовлекает детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
• В сюжетно-ролевой игре, как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.
• Пример упражнений, в дидактической игре, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего-технологии:
o «Найди деталь, как у меня»;
o «Построй с закрытыми глазами»;
o «Нарисуй деталь»;
o «Разложи по цвету»;
o «Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей);
o «Собери числовую горку».
• В задании по образцу, сопровождаю показом и пояснениями. Пример: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит лягушка, сконструированная из деталей набора Лего. Давайте внимательно рассмотрим и разберём, как она сделана. Глазки сделаны из зелёных кубиков, ротик — это красный кирпичик, лапки из зелёных кирпичиков.
• В конструировании с использованием технологических карт и инструкций, предлагаю детям работу по схемам в игровой форме, например, сообщаю детям, что сегодня им предстоит стать кораблестроителями. Конструкторы кораблестроительного завода прислали чертежи корабля, детям нужно по этим схемам построить модели кораблей. Чтобы попасть в конструкторское бюро, необходимо преодолеть небольшое испытание: найти в мешочке на ощупь деталь и сказать, как она называется.
• Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели, использую в работе со старшими дошкольниками, которые уже освоили основные приёмы, и им можно предложить работу по картинкам, фотографиям с изображением объекта на любимую тему.
Организация занятий по Лего-конструированию
• Ознакомительное – проводится теоретическое знакомство дошкольников с новыми Лего-деталями и приёмами конструирования в зависимости от комплектации набора (в младшей и средней группах — набор «Дупло», со старшего дошкольного возраста - набор «Дакта»).
• Занятие по схеме - изучение основ моделирования по схематическому пошаговому алгоритму. Сначала ребята создают простейшие конструкции лодок, мостов, самолётов, машинок, человечков по образцу, а затем начинают изобретать собственные модели.
• Занятие по памяти - помогает закрепить и усовершенствовать полученные базовые умения и навыки, предоставляет возможность тренировать зрительную память.
• Тематическое - конструирование по определённой тематике, стимулирующее развитие творческого воображения. Примеры тем: «Многоэтажный дом», «Пожарная машина», «Мостик через речку», «Мебель для куклы», «Крыши и навесы», «Человек», «Кораблик», «Волшебные рыбки», «Лего-мозаика».
• Занятие в рамках темы проекта - коллективная свободная творческая деятельность поискового характера. Каждый ребёнок участвует в планировании будущей постройки, отвечает за свой участок выполняемой работы (мостик, светофор, машинка и т. д., имеет возможность высказывать своё мнение о содержании и целях данного проекта. В рамках проекта дети могут получить и интересное задание на дом, выполнить которое им помогут родители. Пример тем для творческих проектов: «Деревенский домик», «Подарки к праздникам», «Путешествие в Африку», «Зоопарк», «Лего-олимпиада», «Робогород». В старшей группе можно провести комплексный проект, например на тему сказок:
o В организационной части проекта читаю сказку, рассматриваю вместе с детьми иллюстрации, дети прослушивают аудиозапись и просматривают мультфильм по мотивам произведения, затем предлагаю сконструировать сюжет сказки и обыграть его.
o Продуктивная деятельность детей - формирую три подгруппы, каждой из которых необходимо будет изготовить по схеме фигурки. Из сконструированных фигурок дети моделируют сюжетную коллективную композицию по мотивам сказки. Направляю деятельность детей с помощью дополнительных вопросов, в случае затруднения - подсказываю и помогаю практически в осуществлении проекта.
o Презентация результатов - распределяю роли, репетиция драматизации сказки, показ спектакля детям и родителям с Лего-персонажами.
• Контрольное - после изучения сложной темы провожу мониторинг знаний и умений воспитанников и выявление детей, которые нуждаются в индивидуальной помощи.
• Конкурсное - соревнование, которое проводится в игровой форме. Дети по жребию или по желанию разбиваются на 3 команды, выбирают главного конструктора или архитектора и приступают к творчеству. Итоги соревнования подводит жюри, в состав которого входят: заведующий, старший воспитатель, воспитатель, двое-трое детей. Темами конкурсного занятия могут стать: «Новый спортивный комплекс», «В гостях у сказки», «Город будущего» и т. д.
• Комбинированное - решает несколько разноплановых учебных задач, например: «Мир сказок», «Раз, два, три или строим цифры», «Геометрическое домино», «Домашние животные», «Подводный мир», «Городской транспорт».
• Итоговое — обобщает результаты определённого учебного периода (полугодие, год, чаще всего проходит в виде презентации творческих работ.
Вывод:
Лего — это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. Разнообразные занятия с применением Лего-технологии предоставляют реальный шанс каждому малышу развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством.
В результате работы, проводимой с дошкольниками, отмечено:
- Повышение способностей детей к моделированию через познавательный интерес к Лего - конструированию.
- Повышение способностей детей к обогащению словарного запаса, диалогической, монологической речи.
На данном этапе можно сделать вывод, что благодаря проведённой работе, происходит закрепление и улучшение знаний детей через Лего-конструирование.
Список литературы:
1. Комарова Л. Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М. ; Линка Прес,2001г.
2. Куцакова Л. В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation сложные задания, связанные с физикой.
4. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М. ;Академия,2002г. -192с.
5. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.
6. ФешинаЕ. В. Лего-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2012.-114с.