Галина Попелышко
LEGO-технологии как средство сенсорного развития детей со сложной структурой дефекта в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский
Сенсорное развитие – неотъемлемая часть общего развития ребенка, основа формирования его умений и навыков, развитие восприятия окружающего мира, представлений и знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве.
Публикация «LEGO-технологии как средство сенсорного развития детей со сложной структурой дефекта в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В нашей группе дети со сложной структурой дефекта, как правило, имеют сенсорные нарушения, они сложнее воспринимают окружающий мир, поэтому очень важно грамотно построить их психолого-педагогическое сопровождение, что позволяет максимально скорректировать процесс развития такого ребенка и его дальнейшую адаптацию к внешним факторам.
Поэтому я поставила такую цель и задачи.
Слайд 3
Цель:
Содействовать сенсорному развитию через Лего – технологии.
Задачи:
-формировать пространственное мышление, учить анализировать предмет, выделяя его характерные особенности, основные части, устанавливать связь с их назначением и строением;
-развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
-развивать мелкую и крупную моторику, ориентироваться в пространстве;
-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Лего-конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором «Лего», как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно – игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей. Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. Лего- конструирование позволяет нашим детям учиться играя.
Слайд 4
С помощью конструктора LEGO у детей со сложной структурой дефекта, в игровой форме формирую и закрепляю знания о цветах, формах, знакомлю с величиной предметов. Для эффективной реализации коррекционной работы с такими детьми, имеющими сенсорные нарушения, я использую следующие методы и формы работы:
1. Конструирование по модели.
2. Конструирование по условиям.
3. Конструирование по образцу.
4. Конструирование по замыслу.
5. Конструирование по теме.
6. Каркасное конструирование.
7. Конструирование по чертежам и схемам.
Слайд 5
С Липатниковым Стасом использую ряд дидактических игр, направленных на изучение цвета.
• Разложи по цвету (сортировка деталей по разным емкостям)
• Змейка (дорожка, башня и т. п)
По мере того, как Стас освоит основные цвета, буду усложнять задачи и составлять с ним различные узоры.
Слайд 6
С применением LEGO у Стаса успешно формируется представление о величине.
С детьми 2 -3 лет используются LEGO - наборы, преимущественно крупного размера, имеющие несложные соединения деталей, с мальчиками подготовительной группы – и с крупными, и с мелкими деталями.
Разнообразие деталей конструктора позволяет строить не только башни разных размеров, но и разнообразные постройки. Изучаем сравнение величины построек (выше/ниже, длиннее/короче, больше/меньше).
Слайд 7
С помощью конструктора LEGO знакомлю с понятием форма. Основная масса – кирпичи, различающиеся высотой и количеством кнопок. Помимо них существуют так называемые фасонные детали, которые имеют различные названия (клювики, мостики, арки, сапожки, и т. д).
Тут на помощь приходит замечательная игра «Волшебный мешочек», «Мешок-подарок» (определи деталь на ощупь, найди такую же в контейнере и т. п) Определи количество кирпичей в мешке – какая цифра, составить кирпичи в столбик, выходит ли то число.
Поскольку в конструкторе LEGO разнообразное множество деталей, которые могут быть одинаковых цветов, но разной формы и тут провожу классификацию по цвету и форме.
Также использую диктанты, с помощью которых Серёжа и Стас учатся распознавать нужную деталь не только по цвету, но и по форме, выкладывая эти детали в определенной последовательности на строительных платах.
Слайд 8
Закрепляю с мальчиками подготовительной группы представление о количестве и счете, цифрах и числах, очень доступно и наглядно закрепляем представление о составе числа. Применяю ряд дидактических игр, направленных на формирование знаний в этом направлении.
Количество и счет (формирование представлений о числе и количестве).
• собери цифру по образцу
• собери цифру по памяти
• закончи цифру и т. д.
Слайд 9
При формировании у ребенка пространственных представлений и усвоении их словесных обозначений использую кирпичики разных цветов и размеров, однако в работе большим успехом пользуются фигуры животных из тематических наборов.
Сначала учу показывать, какие фигуры располагаются вверху и внизу от центральной фигуры, а какие — справа и слева от неё. В последующем, по словесной инструкции, дети сами располагают фигуры на пластине. Данные задания помогли Стасу и Серёже в игровой форме усвоить такие понятия, как «вверху — внизу», «выше — ниже», «справа – слева». Собирая постройку, мальчики познали трёхмерное пространство и усвоили предлоги: «над», «под», «между», «возле», «перед», «около» и другие.
Все описанные виды работ активизируют зрительное внимание ребёнка, приучают его присматриваться к предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия.
Дидактическая игра «Волшебная лесенка».
Слайд 10
Дидактическое пособие для индивидуальной работы
К каждому ребенку подбираю и осуществляю индивидуальный подход, в зависимости от его интересов. Для Золотова Стаса, увлекающегося машинами, были сделаны индивидуальные карточки в виде машинок разных цветов, у которых белые окошки в форме кирпичиков LEGO двух форм и они используются совместно с конструктором LEGO DUPLO.
Первоначально при работе подбирались кирпичики к окошкам по форме, потом по цвету. Далее задания усложнялись, машины считали, сравнивали, определяли лишние, делали для них дорожки из кирпичей на плато, грузили кирпичики по цвету, счету.
Слайд 11
Благодаря данной разработке, Стас и Сергей активно включаются в образовательный процесс, и есть положительная динамика в их развитии познавательных способностей.
Слайд 12
Вывод:
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития детей нашей группы.
Работа по развитию сенсорных эталонов с применением лего- технологий делает обучающий процесс более результативным. Серёжа и Станислав Золотов воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, к точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала, а в дальнейшем и готовности к школьному обучению.
Слайд 13
В ходе деятельности с конструктором совершенствуется точность цветовосприятия, тактильных качеств, восприятие формы и размеров объекта, пространства. Так же у мальчиков происходит развитие мышления, потому что при выполнении построек они учится анализировать, сопоставлять и представлять.
Слайд 14
Важно учитывать то, что если деятельность реб нка носит творческий характер, она заставляет его думать и становится привлекательной.
Слайд 15
Литература:
1. Лего-конструирование в детском саду, Фешина Е. В., М. : ТЦ Сфера, 2012. — 144с.
2. Лего Книга. М. : Эксмо, 2013. — 202 с.
3. Лусс Т. В. (авт. -сост). Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО