Ирина Тихонова
Лего-конструирование как средство развития творческой личности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Лего- конструирование как средство развития творческой личности у дошкольников
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения.
Публикация «Лего-конструирование как средство развития творческой личности у дошкольников» размещена в разделах
Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Разнообразие образовательных конструкторов, их цветовой гаммы — способствует проявлению детского творчества и раскрывает творческий потенциал личности каждого дошкольника.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным, интеллектуальным и творческим развитием ребенка. Дети начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков, развитию логического и пространственного мышления, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.
Цель моего опыта: Развитие творческого потенциала личности дошкольника через работу с конструктором Лего.
Для достижения цели я обозначила следующие задачи:
развивать индивидуальные способности ребенка; творческую активность, определить наиболее эффективные целесообразные методы, приемы, средства, педагогические технологии обучения детей Лего-конструированию.
Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста будет реализовано, если создать условия для создания развивающей предметно-пространственной среды, обогащенной конструкторами Лего,
Работу по реализации поставленной цели, начала с знакомства детей с конструктором -лего, его разновидностями и свойствами. В работе использую игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы, стихотворения про лего, что делает интересным и занимательным любое задание, а так же следующие методы и приё мы для реализации поставленных задач: наглядно-практические, проблемные ситуации, систематизация знаний и умений, игровые, беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования, самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий,
коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе,
Моя работая с детьми по Лего -конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала и активности, самостоятельности, способности к целеполаганию и познавательным действиям, развитию интереса к конструированию и моделированию. Занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом
В своей педагогической практике широко используются разнообразные виды конструкторов, разных по – размеру, конструктивной направленности,
включающих в себя не только детали для конструирования, но и фигурки человечков, животных, растений. Это позволяет ребёнку моделировать в различных тематиках : сооружать домик, зоопарк, замок, больницу, полицейский участок, фермерское хозяйство, пожарную часть, железную дорогу; разыгрывать сказочные, бытовые, фантастические истории. Развитие творческих способностей при этом проходит путь от раскрытия творческого потенциала к актуализации способностей к конструированию и моделированию
В начале совместной деятельности с детьми включаю серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними.
. Затем с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу. – когда есть готовая модель того, что нужно построить, по условиям (образца нет)- задаются только условия, которым постройка должна соответствовать, можно предложить карточки с цветным изображением будущей постройки, по которым они должны ее выполнить что является эффективным средством развития творческих способностей детей.
Работу с детьми начинаем с самых простых построек, учу правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности и творчества Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша. Но главное - конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный неповторимый мир, воплощают свои задумки, строя города, станции и обыгрывая свои изобретения, что способствует развитию мышления у детей.
Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи. Хорошим дополнением является специально подобранная музыка и похвала ребенка во время работы. •.
Работа с ЛЕГО – деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Таким образом, ЛЕГО–конструирование – это вид моделирующей творчески–продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как ребенок и педагог могут с ней справиться
Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей. На родительском собрании познакомила родителей с данным направлением работы, рассказала о видах конструктора «Лего», с тем какие образовательные задачи планирую решать при использовании его на занятиях и в совместной деятельности. Проводились консультации на темы: «Значение Лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста», «Чем полезны конструкторы Лего?», «Что такое легоконструирование?» Постепенно и дети и родители увлеклись этой темой, приносили в детский сад самые различные «Лего»- конструкторы
Лего-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, способствуют стимуляции воображения и творческих способностей ребёнка, развивают у него навыки самостоятельного решения жизненных задач.