Папки-передвижки

Лечебно-восстановительный период и его взаимосвязь с коррекционно-педагогической деятельностью в детском саду

Дарья Угланова
Лечебно-восстановительный период и его взаимосвязь с коррекционно-педагогической деятельностью в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из важных критериев развития зрительного восприятия ребенка является отлаженная система работы педагогического коллектива. Все структуры направлены на четкое взаимодействие между собой. Педагогический коллектив ДОУ работает по трем основным направлениям:

Лечебно-восстановительное :

«Создание банка лечебных игр и игровых упражнений, способствующих повышению эффективности лечения и осуществляющих связь между лечением и педагогическим процессом»;

Психолого-коррекционное :

Публикация «Лечебно-восстановительный период и его взаимосвязь с коррекционно-педагогической деятельностью в детском саду» размещена в разделах

«Развитие психических процессов и коррекция вторичных (или сопутствующих) отклонений у детей с нарушением зрения»;

Коррекционно-педагогическое :

«Формирование социальной компетентности у детей с нарушением зрения через гармоничное развитие личности».

В специализированном образовательном учреждении (группе) для дошкольников с патологией зрения в основе коррекционно-педагогической работы лежит медицинская коррекция.

Вся педагогическая работа строится в соответствии с плеоптическим, ортоптическим и стереоскопическим этапами восстановления зрительных функций у детей.

Из опыта работы мы знаем, что особые проблемы возникают у детей младшего возраста на плеоптическом и плеопто-ортоптическом этапах лечения.

Аппаратное лечение требует от ребенка определенных знаний, умений и навыков:

а) умение опознавать и называть предмет в силуэтном изображении (при определении остроты зрения ребенка);

б) наложение объекта на контур, совмещение объекта по контуру (для работы на синаптофоре, рисование с подсветкой);

в) обводка, штриховка (при работе на стероскопе зеркальном, бивизиотренере, рисовании с подсветкой);

г) оперирование понятиями «вверх», «вниз», «влево», «вправо» (для работы на тестере);

д) оречевление своих действий, понимание инструкций взрослого (при занятиях на синаптофоре, определении характера зрения).

У детей раннего и младшего дошкольного возраста (а у вновь поступивших – и среднего возраста) многие из этих умений не сформированы. И на данном этапе задача учителей-дефектологов и воспитателей – наиболее успешно и в как можно более короткий срок подготовить детей к аппаратному лечению.

В решении этой задачи огромную помощь оказывают игры и упражнения на:

развитие мелкой моторики руки;

развитие цветоразличения;

локализацию предмета в пространстве в различном пространственном расположении;

развитие ориентировки на листе бумаги;

узнавание предмета в силуэтном и контурном изображении;

развитие глазомера;

Лечебно-воспитательная работа в ДОУ для детей с нарушением зрения осуществляется врачами и медсестрами-ортоптистками.

Главная задача этого направления – развитие сохранных зрительных функций у слабовидящих детей и восстановление до нормы зрительных функций у детей с амблиопией и косоглазием.

Содержание работы врача-офтальмолога и медсестер-ортоптисток определяется составом детей по степени и характеру нарушения зрения, перспективой лечения и возрастом. Вся лечебная работа направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения детей.

Но одного только лечения недостаточно для осуществления полной реабилитации зрительных функций у детей. И здесь важную роль играют разработанные учителями-дефектологами так называемые лечебные игры и игровые упражнения, способствующие повышению и закреплению эффективности лечебного процесса. Эти игры соответствуют каждому этапу лечения и описываются по специально разработанным критериям:

Цели:

офтальмологические;

коррекционные;

дидактические;

воспитательные;

Градация по остроте зрения и характеру зрения.

Условия проведения с офтальмологической и педагогической точки зрения (инструкция, правила).

Время проведения и гигиенические рекомендации.

Вариативность по интеллектуальным возможностям детей, возрасту.

Оборудование, необходимое для данной игры или игрового упражнения.

Плеоптический этап лечения. На данном этапе лечения при очень низкой остроте зрения (0,01-0,3) медицинская и педагогическая коррекция направлена на повышение остроты зрения плохо видящего глаза выше 0,3.

Основные действия:

-постоянное ношение очков

-окклюзия лучше видящего глаза

-засветы глаз на аппарате БО

-упражнения на компьютере

-просмотр мультфильмов

В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи-офтальмологи предлагают проводить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, выкладывание из мозаики и т. д.

Маленьким детям для обводки даются крупные предметы (шар, мяч, яблоко, флажок и т. д., детям постарше - сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Очень интересны задания на рассматривание, обводку картинок через освещённый экран.

Во все общеобразовательные занятия индивидуально включаются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Используются следующие дидактические игры: " Найди такой же предмет" (по форме, цвету, размеру, "Найди различия в предметах, рисунках", " Что от тебя ближе, дальше", " Составь из частей целое".

В период плеоптического лечения детей младшего возраста рекомендуется использовать игры с матрёшками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например: " Собери башенку", Собери пирамидку", "Собери корзинки", " Составь матрёшку".

Нанизывание бус, шаров, плетение следует использовать с игровым компонентом: "Кто скорее нанизает шары", "Наряди куклу в бусы" и др.

Один из вариантов методик - воспроизведение изображений по образцу при непосредственном его восприятии, краткосрочном предъявлении, по словесному описанию и собственному представлению предмета. Все эти упражнения способствуют развитию различительных возможностей зрения, моторики рук, зрительно-моторной координации. Шнуровку можно внести в одежду кукол, т. к. такая шнуровка носит игровой характер и представляет для детей больший интерес, чем шнуровка простой планки.

Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрёшки, пирамидки, разрезное лото и т. д.) заставляет детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания.

Активно влияют на развитие остроты зрения игры - лабиринты, например: на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии. Дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают то, чем питаются эти животные. Коза любит капустку, заяц - морковку и т. д. содержание таких картинок может быть разнообразным.

Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изображения для занятий даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения пособия уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т. к. у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики.

Для активизации зрения детей с косоглазием и амблиопией в период плеоптического лечения очень полезны упражнения с использованием электрофицированных игрушек: "Где зажёгся фонарик?", "Сосчитай, сколько раз зажёгся ", "Сколько горит лампочка на панели?", "Проследи за огоньками". На занятиях в качестве физкультурных минуток можно предложить задания: "Посчитай, сколько раз включилась настольная лампа", "Где горит огонёк?" и т. д.

Хорошо использовать в этот период лечения рассматривание цветных слайдов и диафильмов. В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применяются пособия и материалы мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная перегрузка, пособия и материалы даются более крупного размера. (Плаксина Л. И., Григорян Л. А. "Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения" стр. 38-41).

Зрительные нагрузки - это система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на повышение зрительных функций амблиопичного глаза. Одна часть их используется для повышения остроты зрения, другая - для зрительной гимнастики, (таблица зрительной нагрузки для детей 5-ти лет смотри в приложении.) назначаются врачом-офтальмологом с учётом возраста, степени амблиопии.

Ортоптический этап лечения. Ребёнок продолжает лечение на аппаратах, формируется умение видеть двумя глазами одновременно.

Лечение на синоптофоре, занятия «EYE» на компютере.

На данном этапе используется накладывание одного изображения на другое (цвет на контур, а также игры на попадание в цель, конструкторы, мозайки!Хорошо использовать игры-лабиринты.

Стереоскопический этап лечения зрения. После появления одновременного зрения, ведётся работа по формированию бинокулярного зрения. Учитель-дефектолог использует игры на развитие глубинного зрения. Воспитатели организуют деятельность детей в группе таким образом, чтобы все компоненты созданной в группе развивающей среды способствовали закреплению и развитию полученных на аппаратах результатов лечения.

Использование дидактического материала в условиях индивидуального дифференцированного подхода у детей с различными зрительными патологиями.

Цель : Научить детей пользоваться слуховым, осязательным и другими видами восприятия, дополняющими неполноценное зрение.

Только в этом случае возможно формирование у данной категории адекватных представлений об окружающем мире.

На каждом этапе лечения ребёнка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используются соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

Игры для детей с нарушениями зрения (пример) :

Этап лечения Название игры Цель игры Задачи игры

Лечебно-востановительные Коррекционно-педагогические

1. Плеоптический "Новогодние бусы" Повышение остроты зрения амблиопичного глаза. Развитие мелкой моторики рук, скоординированных действий обеих рук. Ребенку предлагается сделать украшение для елки - бусы. Для этого ему нужно нанизать бусинки на нить.

Этап лечения Название

игры Цель игры Задачи игры

Лечебно-востановительные Коррекционно-педагогические

2. Ортоптический "Цифры и порядок" Развитие подвижности глаза. Развитие устойчивости и концентрации внимания. В таблице расположены цифры в случайном порядке. Ребенку необходимо отыскать и подчеркнуть цифра по порядку.

Этап лечения Название

игры Цель игры Задачи игры

Лечебно-востановительные Коррекционно-педагогические

3. Стереоскопический "Кольцеброс" Развитие стереоскопического зрения. Развитие глазомера. Ребёнку дают кольца и стержень, который ставят на определенном расстоянии от ребенка. Ему предлагается нанизать кольца на стержень бросая их

Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб. : “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002 г.

Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие – СПб. : КАРО, 2007 г.

Григорян Л. А., Кащенко Т. А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. М. ,1994 г.

Григорян Л. А., Плаксина Л. И. Содержание медико- педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М. ,1998 г.

Жохов В. П., Кормакова И. А., Плаксина Л. И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. М. ,1998г.

Никулина Г. В. Фомичева Л. В., Арткжевич Е. В. Дети с амблиопией и косоглазием. С-Петербург,1999г.

Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. Методическое пособие. С-Петербург, "Образование",1995 г.

Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010 г.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Отмечаем День рождения в детском саду в период карантинаОтмечаем День рождения в детском саду в период карантина День рожденья - особая дата, Этот праздник ни с чем не сравнить, И волшебник придумал когда-то Имениннику радость дарить. Пусть лицо Твое.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?»Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?» Для того, чтобы маленький ребенок быстро и без видимого нервного напряжения привыкал к пребыванию в новой для себя обстановке, взрослым.

Консультация для педагогов «Оформление участка в детском саду в летний период»Консультация для педагогов «Оформление участка в детском саду в летний период» Лето – это интересное и познавательное пребывание детей в детском саду. Деятельность детей самая разнообразная, увлекательная, способствующая.

Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду»Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду» Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Консультация для воспитателей «Организация игр-эстафет в детском саду в летний период»Консультация для воспитателей «Организация игр-эстафет в детском саду в летний период» Движение для ребёнка – важный аспект его развития, поскольку через него он познаёт себя, учится управлять своим телом, совершенствует работу.

Взаимосвязь воспитателя с родителями в период пандемии. Фото и видео отчётВзаимосвязь воспитателя с родителями в период пандемии. Фото и видео отчёт В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране, педагогам приходится искать новые формы работы с воспитанниками и их.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Лечебно-восстановительный период и его взаимосвязь с коррекционно-педагогической деятельностью в детском саду
Опубликовано: 30 октября 2022 в 14:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лечебно-восстановительный период и его взаимосвязь с коррекционно-педагогической деятельностью в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Угланова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД