Алексеева Ольга Викторовна
Консультация «Лечебная физическая культура в воде»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время увеличение числа детей с нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств их коррекции в условиях ДОУ. У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, ответные реакции носят эмоциональный характер, внимание не устойчиво, и дети быстро утомляются. К 5-6 годам позвоночник соответствует форме его у взрослого, но окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, отсюда и значительная нагрузка на скелет. Формирование свода стопы происходит наиболее интенсивно с началом ходьбы и продолжается в течение всего дошкольного периода. Происходит выраженная перестройка деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем на более экономичный и эффективный уровень функционирования, в связи, с чем возрастают функциональные возможности детей при выполнении мышечной деятельности.
Публикация «Консультация „Лечебная физическая культура в воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Проведение специальных занятий способствует более правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, двигательных качеств и повышению уровня физической подготовленности.
Лечебная физкультура (ЛФК, не только оказывает непосредственное лечебное действие, но и является способом профилактики возникновения некоторых заболеваний.
Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, по этому, упражнения ему выполнять легче, чем на суше, нагрузка на опорно-двигательный аппарат снижается, что позволяет минимизировать возможность травмирования. В тоже время в результате гидростатического давления происходит увеличение усилий при выполнении упражнений, дыхание осуществляется с сопротивлением, что благоприятно влияет на дыхательную и сердечнососудистую систему. Вода – естественный массажист, упражнения в воде стимулируют кровообращение, что приводит к расслаблению, снимает напряжение и физический стресс.
Задачи ЛФК
Обучающие:
- обучить свободно перемещаться в воде
- обучить выполнению основных упражнений
- обучить пользоваться дополнительным инвентарем
- совершенствовать физические качества
- обучить дыхательным упражнениям в воде
Развивающие:
- развивать двигательные навыки
- развивать умения работать со специальным инвентарем
- приобретение разносторонней физической подготовленности
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие
- воспитывать коллективизм
- формировать потребность к самогигиене
Оздоровительные:
- укрепление здоровья
- снижение гипервозбудимости нервной системы
- укрепление мышечного аппарата
- профилактика нарушений осанки
Лечебная физкультура в воде включает в себя следующие упражнения, которые выполняются при различной глубине погружения в воду (до пояса, до плеч, до подбородка) :
- Различные активные и пассивные упражнения дополнительным инвентарем, досками, гантелями для аквааэробики, нудлами и другими
- Упражнения с усилиями у бортика
- Упражнения, выполняемые в упоре на стенку бассейна, о ступени, поручень
- Упражнения на расслабление и вытяжение позвоночника
- Дыхательные упражнения
- Различные виды передвижений, ходьба, бег, прыжки
- Элементы плавания
- Различные игры в воде
Одним из необходимых условий для занятий ЛФК в воде является, наличие основных навыков плавания: умение дышать в воде, нырять, лежать, скользить, свободно передвигаться с дополнительным инвентарем, отсутствие противопоказаний. Рекомендуемая продолжительность 30 минут, температура воды 30-31 градус. Оптимальный возраст для занятий ЛФК в воде – 5-7 лет.
Рекомендации по проведению занятий ЛФК в воде :
- занятие проводить необходимо маленькими группами 5-8 человек
- освоение идет лучше, если дети стоят лицом к инструктору в шеренге
- разучивать упражнение следует на месте, далее в движении
- двигательный режим должен быть рациональным, с учетом возрастных особенностей
- занимающихся следует разделить на группы с учетом наличия/отсутствия заболеваний
- содержание и направленность занятия должны соответствовать цели занятий (профилактика или лечение) и специфике группы
- за основу следует принять следующую структуру занятия, разминка 15%, основная часть 60%, игры 15%, заключительная часть 10%
Примерные упражнения для укрепления организма и профилактики нарушений осанки и плоскостопия, в бассейне с уровнем воды по грудь или шею. Группа здоровья – основная.
Разминка 4-5 минут:
- выдохи в воду, задержка дыхания;
- ходьба и прыжки без помощи рук и с гребковыми движениями рук;
- гребковые движения руками вперед-назад, влево-вправо, по дуге, по кругу, ладонь по ходу движения;
- махи ногами вперед-назад, влево-вправо;
- проплывание небольших отрезков с доской.
Основная часть 15-18 минут:
- бег и прыжки на месте с произвольной работой рук;
- бег и прыжки на месте с жимом вниз, вперед, в стороны по одной руке и одновременно, инвентарь – нудл или аквагантели;
- перешагивание и перепрыгивание нудла;
- приседания и жим двумя ногами, стоя на нудле;
- движения ногами «велосипед», «ножницы», разведения-сведения, жим к животу в сидячем положении, вис на нудле или в аквапоясе;
- гребковые движения руками, жим, разведение-сведение с аквагантелями;
- балансирование на плавательной доске, сидя, лежа;
- работа ног кроль у неподвижной опоры, бортик или разделительная дорожка;
- бег и прыжки на месте, махи, толчковые движение ногами в акваботинках;
- перекаты вперед-назад, влево-вправо, в висе на нудле или в аквапоясе;
- проплывание отрезков с доской или нудлом.
Игры в воде 4-5 минут :
- «Лягушата». По команде «щука» дети подпрыгивают вверх, по команде «утка» ныряют, прячутся под воду;
- «Тоннель». Дети проныривают в обруч, опущенный в воду, или проплывают под аркой из рук;
- «Пятнашки». Дети играют в догонялки, передвигаясь указанным способом;
- «Волейбол в воде». Занимающиеся перебрасывают мяч друг другу, стараясь не уронить его на воду;
- «Лодки». С помощью гребковых движений руками, имитация весел, дети наперегонки продвигаются по бассейну сидя на доске или в аквапоясе.
Заключительная часть 2-3 минуты:
- выдохи в воду;
- лежание на воде «звездочка», «стрелочка» на груди и на спине;
- «поплавок»;
- вытягивание вверх, вперед, наклоны в стороны в сочетании с дыханием.
Основные ошибки на занятиях ЛФК:
- частая смена упражнений, дети быстро переутомляются
- большое число повторений упражнения или недостаточное разнообразие, дети теряют интерес
- при выполнении упражнений инвентарь находится над водой, снижается эффективность, повышается травмоопасность
- нерациональное распределение нагрузки, снижается эффективность занятия, повышается утомляемость
- упражнения не соответствуют уровню умений и навыков занимающихся, дети быстро теряют интерес, если не удается выполнить упражнение
- неверное распределение по группам, наличие в одной группе занимающихся с необходимостью коррекции или лечения, и детей основной группы здоровья.
Следуя этим рекомендациям, грамотно распределяя нагрузку и направленность упражнений, используя систематический подход, можно превратить занятия ЛФК в воде в интересное, а главное доступное средство профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечнососудистой систем, интенсивного развития двигательных качеств и повышения уровня физической подготовленности.