Лидия Бадун
Лаборатория времени. Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
в форме игровой обучающей ситуации
Тема: «Лаборатория времени»
Образовательная область - «Познавательное развитие»
Публикация «Лаборатория времени, Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по развитию элементарных математических представлений (формирование временных представлений, на основе познавательной активности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
ОО «Познавательное развитие» :
-развивать у детей способность понимать суть задания, применять для его выполнения, освоенные ранее приемы и умения; способствовать их систематизации;
- поддерживать детей в стремлении выбирать условия проведения исследования в соответствии с его целью, делать выводы, составлять представления об изучаемых событиях;
- формировать представления детей о названиях и последовательности дней недели; частей суток; времен года; умение наглядно, в определенной последовательности их располагать;
- развивать память, логическое мышление, мелкую моторику;
- воспитывать интерес к математике.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
- Формировать навыки адекватной взаимо- и самооценки;
- продолжать формировать доброжелательные отношения между детьми;
- продолжать формировать умение внимательно слушать и слышать говорящего, не перебивать его;
- продолжать формировать умение делать выводы, высказывать свои предположения, свое мнение;
ОО «Речевое развитие» :
- учить сравнивать, анализировать и передавать в речи суть несоответствия между знакомыми фактами и новой информацией;
- развивать вербальное воображение, активизировать словарный запас;
- совершенствовать умение использовать в речи предложения различных синтаксических конструкций;
- развивать диалогическую и монологическую речь, словесно-образное мышление.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» :
- закреплять умение делить круг на равные части способом сгибания и выполнять штриховку карандашами разного цвета (изготовление модели «части суток»)
ОО «Физическое развитие» :
- Развивать общую моторику, мелкую моторику рук;
- развивать ловкость и координацию движений.
- систематизировать и дополнять представления детей о частях суток, о режиме дня, о важности его соблюдения;
Методы и приё мы:
- практические (игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, моделирование, построение схемы, работа с календарями);
- наглядные (рассматривание, показ способов действий, использование календарей и схем);
- словесные (рассказ педагога и детей, беседы, вопросы-ответы, художественное слово: загадка, объяснения, решение проблемных ситуаций).
Оборудование и материалы : Игрушка Незнайка или "бибабо". Мяч. Демонстрационные пособия: "Режим дня", "Времена года", "Линейка времени". Коллекции: "Часы и часики", "Календари". Таблички: "Лаборатория времени", "Тихо! Работают эксперты!". Раздаточный материал : элементы пособия "Линейка времени" с карточками – символами; д/и "Что сначала, что потом"; белые круги из бумаги и цветные карандаши; карточки для моделирования дней недели. Листы календаря «Апрель 2022 год».
Предварительная работа : чтение В. Носов «Незнайка на Луне», рассматривание коллекций: «Часы и часики», «Календари». Беседа "Как мы дружим со временем". Стихи, загадки на тему: "Временные представления".
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная динамическая пауза "Друг за другом". Игра с мячом "Дни недели называй".
Игровая Игровая ситуация "Поможем Незнайке", "Экспертная лаборатория". Д/и "Что сначала,что потом".
Конструктивно-модельная Моделирование из бумаги "Части суток". Моделирование условными символами "Дни недели".
Познавательно-исследовательская Фронтальные исследования: "Линейка времени"(временные наречия); "Листок календаря. Апрель 2022 год.
.
Коммуникативная Словарная работа: экспертиза, экспертное заключение, дата. Решение проблемной ситуации: «Как помочь Незнайке встретиться с друзьями?» Словесное упражнение «Экспертное заключение».
Восприятие художественной литературы и фольклора Беседа – рассказ по содержанию произведениям В. Носова «Незнайка на Луне», «Незнайка в солнечном городе».
Элементарная трудовая Выполнение поручений
Познавательная Беседа – пояснение «Чем занимаются эксперты?»
Ход образовательной деятельности
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
Игровая ситуация.
В гости к детям приходит Незнайка. (Игрушка или «бибабо»).
Сообщает детям: «Я побывал на Луне и хотел своим друзьям, из Солнечного города, рассказать об этом. Назначил им встречу, а они не пришли. Может быть, с ними что- то случилось?»
Воспитатель: «А когда ты договорился с ними встретиться?» Незнайка: «Вот, я передал им записку. ( читает: «Встретимся утром, во вторник, в середине весны».)
Воспитатель: «Ребята, достаточно ли сведений в этой записке, чтобы прийти в назначенное время?»
Дети: «Нет. Нужны еще сведения. Число. Месяц. Время.»
Незнайка: «Ребята, вы мне поможете встретиться с моими друзьями?»
Дети: «Поможем!»
2. Поисковый этап
Воспитатель: «Я предлагаю провести экспертизу текста записки, т. е. исследовать факты, указанные в записке, сделать вывод-заключение и оказать необходимую помощь, для того, чтобы друзья встретились. Вы, согласны, ребята?» Дети: Да!
Воспитатель: «Приглашайте Незнайку в нашу экспертную «Лабораторию времени».
Фронтально исследование. Пособие «Линейка времени».
«Эксперты» приступают к работе.
Детям предлагается схематично выстроить логический ряд, оперируя временными наречиями : вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.
Вводятся обобщающие понятия «настоящее», «прошлое», «будущее» время. Эта «линейка времени» говорит нам о том, что время движется всегда вперед. Мерка времени – временные понятия. Все события, которые происходят у нас в жизни – происходят во времени. Проводится д/и «Что сначала, что потом?»
Делаем вывод: если Незнайка предлагает друзьям встретиться, то это в каком времени? В прошлом? В настоящем? В будущем времени?
Правильно, в будущем времени. Здесь в записке все верно.
3. Практический этап.
Незнайка: «А как мы заметим, что «сегодня» уже закончилось и наступило «завтра»?
Дети: «Наступит ночь, а утром уже будет завтра».
Незнайка: «А что будет после утра?»
Дети: «День, вечер, ночь и опять утро».
Воспитатель: «Совершенно верно. Это люди заметили еще с древности. А с чем связана смена дня и ночи? (с вращением Земли вокруг Солнца). Могут день и ночь обгонять друг друга? Нет, они идут строго друг за другом. Это части суток».
Динамическая пауза.
Давайте, ребята, мы тоже встанем друг за другом, и пойдем. У нас нет ни первого, ни последнего. Какая, у нас, получается траектория движения? (друг за другом, кругом, кругом).
Моделирование «Части суток».
Возьмем круг из бумаги, и подумаем, на сколько частей его разделить, чтобы обозначить части суток? (на четыре части). Складываем круг пополам, и еще пополам. Проглаживаем изгибы. Разворачиваем. Видим линии, которые делят круг на четыре части.
Практическое задание.
Может быть, мы договоримся какими цветами выделим эти части? (Да! Розовый. Желтый. Синий. Черный).
Возьмем цветные карандаши и выполним штриховку в каждом секторе. Получилась модель частей суток.
Возникает вопрос: в записке написано встретимся утром, а как часто наступает утро? (каждый день).
На нашей модели, в секторе «утро», поставим знак вопроса). Так как, Незнайке, надо точнее знать, на какое утро назначена встреча.
Воспитатель: «А хочется, нам, отдыха? (Да) У нас есть рабочие дни и выходные дни.
Динамическая пауза.
Проводится дидактическая игра с мячом «Дни недели называй».
В ходе игры, ребенок назвавший слово «вторник», делает шаг вперед. Дети делают вывод, что вторник наступает через каждые семь дней. Значит, этот факт тоже требуется уточнения.
Моделирование «Дни недели».
Дети приступают к моделированию. Дни недели, условно, обозначены «мешочками» разными по величине. (карточки)
Какой самый трудный, тяжелый, день недели? (Понедельник). Сравниваем «мешочки», расставляем, комментируем. Как расположились «мешочки», в порядке возрастания или убывания? Какой самый легкий день? На каком месте находится вторник? Ставим знак вопроса).
Мы, уже сказали, что здесь требуется уточнение.
Незнайка: «Ребята, вы не забыли, я в записке написал, что очень люблю весну, и хочу встретиться с друзьями в середине весны, когда уже солнечно и тепло».
Воспитатель: «Ребята, а какое время года наступит после весны? А что было впереди весны? Когда наступит осень? Сколько всего времен года?
Ребята, назовите весенние месяцы. Какой месяц стоит в середине? (Апрель)
Где мы можем подтвердить этот факт?
Дети: «В «Лаборатории времени» есть модель «Времена года». (Обращаются, подтверждают).
Воспитатель: Мы закончили экспертизу записки, которую написал Незнайка своим друзьям. Где у нас возникли вопросы?
Смотрят на модели, уточняют вопросы («Когда это «утро». Когда, этот, «вторник»).
Воспитатель: «Какое заключение можно сделать?»
В записке недостаточно, временных сведений. Советуем уточнить даты и время (часы).
Незнайка: «Ребята, расскажите мне, что такое дата, где это можно увидеть?»
Дети: «Дата – это порядковое число дня в месяце. Это можно увидеть в календаре.
Практическое задание: работа с листом календаря «Апрель 2022 год».
Рассматривают календарь, выделяют «вторники» (5,12,19,26).
Воспитатель: «Какое число посоветуем Незнайке выбрать? Что интересное вы заметили? Молодцы! Конечно, 12 апреля – День космонавтики.»
Незнайка: «Спасибо, я согласен! И бегу переписать записку.»
Воспитатель: «Стой, Незнайка! Нужно уточнить время. Дети, что у нас есть для этого? (Часы). Как у нас занято время утром?»
Дети: Подъем, завтрак, зарядка, занятия, прогулка.
Воспитатель: «Мне кажется, что прогулка, подходящее время для встречи с друзьями. Как, вы, считаете? (Да). Я подскажу вам время, 11 часов. (ставит стрелки на циферблате в «В «Лаборатории времени»).
4. Рефлексивно – оценочный этап.
Повторим правильный текст записки: Встретимся в 11 часов утра, во вторник, 12 апреля.
Незнайка: «Спасибо! Буду внимателен ко времени. Я понял, что необходимо правильно пользоваться временем, но это не просто. Буду приходить к вам в «Лабораторию времени».
Воспитатель: «Ребята, как эксперты, вы сегодня работали замечательно. Весь наш исследовательский материал поместим в «Лабораторию времени», где всегда можно уточнить свои знания.»
Последующая работа. Детям предлагается, дома с родителями, найти и выучить пословицы и поговорки о времени, чтобы научиться ценить время и бережно к нему относиться.