Папки-передвижки

Квиллинг как средство развития воображения у детей среднего дошкольного возраста

Туралысова Александра Семеновна
Квиллинг как средство развития воображения у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»

Педагогический институт

Кафедра дошкольного образования

КВИЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Туралысова Александра Семеновна

З-Б-ДО-23с

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлении индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

Решать данную проблему следует именно в дошкольном возрасте. При отсутствии целенаправленной работы по развитию воображения в дошкольном возрасте, в дальнейшем данная функция быстро теряет свою активность.

В рамках дошкольного учреждения творческое воображение детей развивается посредством игры, рисования, лепки, конструирования. Одним из эффективных средств развития творческого воображения является квиллинг. В ее основе лежит художественное конструирование из такого пластичного и доступного материала, как бумага. Это способствует пробуждению у детей интеллектуальной и творческой активности, обучению планирования своей деятельности, освоению новых способов изготовления поделок.

Анализ методической литературы по теме исследования позволил выделить противоречие: между возможностями занятий квиллингом в развитии творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста и недостаточностью методического сопровождения этого процесса на практике. В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей среднего дошкольного возраста также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А. Н Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Ф. И. Фрадкина, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, Е. М. Гаспарова и др., а также с овладением детьми дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися "творческими": конструктивной (А. Р. Лурия, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских и др., музыкальной (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова и др., изобразительной (Л. С. Выготский, И. А. Сакулина, В. С. Мухина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова и др., художественно-литературной (О. С. Ушакова, А. Е. Шибицкая, М. М. Рыбакова, Г. Д. Кириллова и др.).

Наш подход к данной проблеме основан на результатах исследований, проведенных под руководством А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко и др., в которых было показано, что освоение детьми разнообразных средств приводит к развитию различных психических функций, в том числе и воображения. Среди таких средств важное место занимают символические образы и модельные представления. Указанные исследования позволяют по-новому рассмотреть работы, посвященные проблемам развития различных видов воображения дошкольников, в частности, эмоционального (направленного на выражение своего отношения к действительности) и познавательного (направленного на анализ ее свойств).

В настоящее время возрастает интерес к такой технологии как квиллинг. Квиллинг (англ. quilling; от quill «птичье перо», также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги и газет.

Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т. д.

Цель: развитие воображения детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг.

Использование техники Квиллинг в развитии воображения детей

В настоящий момент известно большое количество видов рукоделия. Такие занятия позволяют самостоятельно украсить дом, подготовить подарки ручной работы. Одной из популярных техник является Квиллинг [2].

Это интересное направление в рукоделии, позволяющее создавать разнообразные поделки из предварительно скрученной бумаги. Вы сможете создавать открытки и украшать альбомы, изготавливать вазочки и интересные подарки.

Квиллинг делится на несколько видов: Техника, позволяющая создавать объемные фигуры. Применяется гофрокартон или специальная бумага, позволяет изготовить шкатулки и вазы, а также объемные игрушки.

Объемная техника квиллинга из гофрокартона. Позволяет получить более утонченные и хрупкие решения. Приступать к данному виду творчества следует при наличии определенных навыков. Вам пригодится усидчивость и терпение.

Квиллинг существенно отличается от привычного оригами тем, что в данной технике все фигурки изготавливаются из полосок, которые должны быть предварительно скручены. Получаются небольшие трубочки, которым придается необходимая форма. Из полученных элементов складывается картина[3].

Картина в технике квиллинг. Вы сможете использовать бумагу различных цветов, что позволит создавать яркие орнаменты. Данный вид рукоделия открывает огромный простор для творчества и фантазии. Вам не придется думать о том, что подарить на День рождения.

Квиллинг позволит реализовать яркие идеи, которые, несомненно, доставят удовольствие виновнику торжества.

Открытка в технике квиллинг увлечение данным видом рукоделия позволит сплотить всю семью. Такая техника вызывает интерес у детей и взрослых, позволяет развивать фантазию и творческие способности. Вы всегда сможете порадовать друзей и родственников яркими и необычными подарками.

Искусство бумагокручения возникло в конце XIV — начале XV веков в средиземноморской Европе. Считается, что квиллинг придумали монахи. Обрезая позолоченные края книг, они накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill — в переводе с английского «птичье перо», что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях). В России данное искусство стало популярным только в конце XX века, также квиллинг имеет большую популярность в Германии и Англии. Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и, конечно, выработать навыки скручивания качественных модулей. В XV—XVI веке бумагокручение считалось искусством, в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне [11].

Корейская школа бумагокручения отличается от европейской. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей. Как правило, это большие и сложные картины. В Корейской школе квиллинга не принято использовать стержни для накручивания. Все выполняется вручную. Корейские работы в технике квиллинга чаще бывают объёмными.

В Европе для скручивания полосок используют пластмассовый или металлический стержень с прорезью на конце. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки. В этом случае при скручивании получается деталь со слишком крупным и неровным отверстием в центре.

Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила, при этом кончик бумаги проскальзывает. Подобие его можно смастерить из толстой иглы и пробки. Так же можно накручивать бумагу на зубочистки. Существуют линейки с отверстиями разного диаметра, позволяющие создавать элементы точно заданного размера. Для этого скрученные спирали кладутся в отверстия линейки. Также используются пинцет (для точного закрепления деталей на основе, ножницы, клей ПВА (или любой другой достаточно густой клей, обычно берётся бутылочка с небольшим отверстием, чтобы было легче контролировать количество клея[3].

Самый универсальный вариант — сделать инструмент для накручивания полосок из иглы с большим и длинным ушком. Для этого надо просто клещами отрезать самый кончик ушка, чтобы получилось разветвление (подобие вил).

Для большего удобства можно вставить получившееся устройство в

обратный конец карандаша острием иголки.

Также, сейчас в некоторых магазинах для творчества возможно купить специальное приспособление для накручивания полосок (наподобие самодельной иглы).

Для бумагокручения используется бумага различной плотности (от 116 до 160 г/м, окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги для бумагокручения (разноцветные и однотонные) можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно составляет 1—15 миллиметров, длина от 15 до 60 сантиметров.

Часто в ходе работы полоски для бумагокручения разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если того требует размер детали. Иногда мастера соединяют полоски разных цветов для создания разноцветных спиралей[11].

Специальные полоски для бумагокручения могут быть самых разных цветов и оттенков: белые, чёрные, цветные, блестящие, перламутровые, с постепенно изменяющимся по длине цветом, с двойным тонированием (одна сторона светлее, чем другая).Инструментами для бумагокручения могут быть специальные приспособления с деревянной, пластиковой или металлической ручкой и тонкой «вилочкой» на конце. В такую «вилочку» удобно вставлять полоску бумаги и постепенно её закручивать в ролл, поворачивая ручку. Кроме «вилочек» для бумагокручения используют шило с тонким жалом, в этом случае после скручивания бумажного элемента практически не остаётся центральное отверстие, что ценится при создании миниатюрных работ.

К инструментам для бумагокручения относят также: линейки с кругами для создания одинаковых элементов, машинки для нарезки бумажной бахромы, машинки для гофрирования бумаги (состоит из двух шестерёнок, между которыми пропускается полоска бумаги для бумагокручения, машинки для нарезания полосок из листа бумаги.

В повседневной жизни у каждого хотя бы раз возникал вопрос «А чем занять себя в свободное время?». Заняться, несомненно, можно многими вещами, и для этого есть занятие квиллинг. Сразу назревает вопрос «А что такое квиллинг?».

Хотя данное занятие требует от человека усидчивость и аккуратность, но результат того стоит.

Обычный бумажный ролл в технике квиллинг может принимать самые различные формы. Существует невероятное количество форм в квиллинге:

«Спираль»

«Капля»

«Листик»

«Месяц»

«Квадрат»

«Лапка»

«Крыло»

И многие другие, с чьей помощью можно творить невероятные поделки, которые удивят каждого. Вы даже можете с помощью Вашей собственной фантазии создать свои новые формы[3].

Что нужно для квиллинга.

Для того чтобы приступить к изготовлению поделок по технике квиллинг нам будут необходимы некоторые материалы.

Самое интересное и удобное – это то, что данная техника абсолютно неприхотлива и не требует существенных материальных вложений. Для стандартной поделки Вам понадобятся

Не очень тонкая цветная бумага, которую в своей работе над поделками вы будете разрезать на узкие полоски. Есть даже специальные наборы для квиллинга, в которые входит специальная бумага.

Инструменты, чтобы накручивать бумагу: фигурная линейка или трафарет с разными за диаметром отверстиями, пинцет с острыми и гладкими концами, маникюрные ножнички для нарезания маленьких деталей, клей ПВА, ножницы, циркуль, линейка, карандаш. Если у Вас нету специального стержня, то подойдет обычная деревянная палочка или шило[11].

Таким образом, квиллинг – это одна из древних техник бумагокручения, с помощью которой вы можете создать невероятные поделки из бумаги своими руками. Теперь мы убедились, что для того чтобы создать красоту ненужно ничего особенного, а только несколько красивых полосок бумаги, фантазия и ловкость рук.

Заключение

Воображение – это психический процесс создания образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

Данному вопросу посвящены труды Л. С. Выготского, П. В. Симонов, П. К. Анохин, А. Р. Лурия, А. В Запорожец, Я. З. Неверович, В. Я. Ляудис, Н. Ю. Посталюк, Г. К. Середа, В. А Тюрина, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес и другие) педагогов и психологов;

– работы А. В. Бакушинского, Д. Б. Богоявленской, А. А. Венгера, Г. А. Урунтаевой о значении занятий художественной деятельностью в развитии творческого воображения у детей;

– методические разработки по организации детского изобразительного творчества Г. А. Урунтаевой, Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, А. В. Рождественской, Л. Ю. Субботина, Н. П. Сакулиной.

Развитию творческих способностей придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления – является продуктивная художественно-творческая деятельность.

Квиллинг – процесс очень «живой», красочный и творческий, поэтому весьма важно выбирать не только внешне красивые, но и качественные материалы для создания его элементов.

Квиллинг – это отличное занятие для всей семьи. Этой техникой легко заинтересовать маленьких деток на уроках рукоделия и труда, ведь именно квиллинг развивает пространственное мышление, что необходимо для правильного развития ребенка.

Использованная литература

1. Букина, С. И. Квиллинг: мастерство бумажных завитков / С. И. Букина. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2010.- 270с. -Текст: непосредственный.

2. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества / Н. Ю. Венгер. -Текст: непосредсвенный // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 11. – C. 32-38.

3. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. – Москва: Педагогика, 2016. – 287 с. – Текст: непосредственный.

4. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие / В. И. Волынкин. – Москва: Феникс, 2017. – 448 с. – Текст: непосредственный.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Режиссёрская игра как средство развития воображения у ребёнкаРежиссёрская игра как средство развития воображения у ребёнка "Моя педагогическая находка - режиссёрская игра, как средство развития воображения у ребёнка" Меня зовут Демидович Наталья Александровна,.

Образовательный проект «Устное народное творчество как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»Образовательный проект «Устное народное творчество как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста» Актуальность Развитие речи детей дошкольного возраста является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Квиллинг как средство развития воображения у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 февраля 2025 в 14:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Квиллинг как средство развития воображения у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Туралысова Александра Семеновна (УИ 3534579) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД