Оксана Ковенко
Сценарий квеста «В поисках клада»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Сценарий квеста разработан с учётом способностей и интересов детей, проходит в одном игровом сюжете (поиск клада).
Для достижения цели квеста были подобраны методы и приёмы:
Наглядный: показ картинок - заданий,
Словесный: объяснение воспитателем заданий, вопросы к детям.
Практический: выполнение заданий: изготовление подзорной трубы, раскрашивание пазлов, выкладывание картины.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Но, к сожалению, не все родители беседуют с детьми о деньгах, о том откуда они берутся и их разумной трате.
И если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение, которое может привести к серьёзным потерям для бюджета семьи в будущем.
Актуальность
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке дошкольного учреждения, а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Новизна
Новизна КВЕСТ заключается в возможности включения квест-игры в образовательный процесс, как средство оптимальной модели совместной непринужденной партнёрской деятельности взрослого и ребёнка, и помогающая правильно организовать экономическое воспитание дошкольника с его вхождением в социально-экономическую жизнь.
МБДОУ «Благодарновский детский сад»
Старшая разновозрастная группа детей 5-7 лет
Воспитатель первой квалификационной категории Ковенко О. В.
Образовательная деятельность в детском саду – Художественно – эстетическое развитие
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная обл. Художественно – эстетическое развитие
2. Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности Квест по финансовой грамотности «В поисках клада»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Объяснение, диалог, рассуждение, наглядный метод, практический метод.
4. Цель: Совместно с родителями создать атмосферу приключения для развития любознательности и познавательной мотивации, используя квест – технологию и нетрадиционный метод рисования, способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры.
5. Задачи:
5.1 Образовательные:
- продолжить закреплять представления у детей о монетах;
- закрепить понятия «доход» и «расход»;
- продолжить формировать умения складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях;
-обучить новому способу получать объёмные краски с помощью пены для бритья;
- закрепить использование нетрадиционной техники рисования «пальчиками»;
-продолжить обучать способам действий по образцу на «Цветной полянке»;
- продолжить формирование умения из частей собирать целую картину;
- закрепление у детей умения ориентирования на местности, определять направление, маршрут;
- формировать основы финансовой грамотности.
5.2 Развивающие:
- способствовать развитию формирования мыслительных операций, внимания, действуя по подсказкам;
- способствовать развитию логического мышления, используя метод рассуждения, формированием умения делать умозаключения;
- способствовать развитию общения и взаимодействия в коллективной творческой работе, в том числе и в команде со взрослыми;
- способствовать развитию творческих способностей детей и родителей, фантазии, воображения;
- способствовать формированию умения правильно оценивать результаты своей деятельности посредством игры «Чудесный мешочек».
5.3 Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения, самостоятельность, поддерживать желание работать в команде;
- Воспитывать уверенность в себе, в своих творческих возможностях;
- Воспитывать аккуратность, усидчивость и умение слушать.
6. Планируемые результаты:
6.1 Образовательные:
- детьми освоены способы складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях;
- детьми освоен способ получения объёмной краски с помощью пены для бритья;
- дети самостоятельно рисуют «пальчиками»;
-детьми освоены способы действий по образцу на «Цветной полянке»;
- дети могут из частей собрать целую картину;
- дети ориентируются на местности, могут определять направление, проложить маршрут до предмета;
- дети знают, что такое деньги, как их рационально можно потратить.
6.2 Развивающие:
- дети могут определить действия по подсказкам;
- логически размышляя, используя метод рассуждения, дети могут делать умозаключения;
- в коллективной творческой работе дети общаются, взаимодействуют со сверстниками и со взрослыми;
- в высокой степени проявились творческие способности детей и родителей, фантазия, воображение;
- дети могут правильно оценивать результаты своей деятельности посредством игры «Чудесный мешочек».
6.3 Воспитательные:
- дети проявляют высокую культуру поведения, самостоятельность, поддерживают желание работать в команде;
- дети уверены в себе, в своих творческих возможностях;
- дети проявляют аккуратность, усидчивость и умение слушать.
7. Организация среды для проведения занятия Конверт с письмом, белые листы - А 4; пакет с - пазлами, мешочек с акварельными красками, пена для бритья, кисточки, тарелочки, салфетки, стаканчики с водой, шкатулка с монетами, домик, комод, музыкальная птичка. Рисунок – подзорная труба.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные м. После завтрака в коридоре находим конверт с письмом, решаем, что после гигиенических моментов прочитаем его.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть Приветствие.
Птичка поет и в кружочек нас зовет
Включить музыкальную птичку
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) - Ребята, мы сегодня нашли в коридоре письмо от пиратов. Садитесь поудобнее, сейчас будем читать.
«Здравствуйте дети! Пишут вам пираты. Мы много путешествовали по морям и океанам, повидали много стран и разных чудес на свете, нашли много сокровищ и огромный клад. Мы хотим, с вами поделиться кладом. Он находится в вашей группе и, если вы разгадаете подсказки и выполните все задания, вы его получите!».
Ребята, что вы решили, будем искать клад?
1.2 Мотивация деятельности детей Итак, мы решили отправиться на поиски клада. Справимся? Кого можно взять в помощники?
Что можно сделать с кладом?
Каким способом мы найдем клад?
С чего начнем? Приглашаем родителей.
Дети делают вывод, как можно использовать клад.
Дети предлагают способы поиски клада, напоминаю, что пираты оставили подсказки.
Определяем маршрут.
1.3 Целеполагание Нужно найти подсказки, выполнить задания и найдем клад. индивидуально, затем вместе
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний. умение складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях использование нетрадиционной техники рисования «пальчиками, выкладывать картину из частей
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Ребята, в конверте вместе с письмом лежат белые листы бумаги, для чего они нужны?
Среди листов есть какой-то рисунок, что это?
- Интересно, что пираты хотят показать этим рисунком, как вы думаете?
- Каким способом из бумаги можно сделать подзорную трубу? (изготавливаем подзорную трубу)
- Для чего нам нужна подзорная труба?
1 задание от пиратов - с помощью подзорной трубы найти в группе подсказку, где спрятан клад.
- Отправляемся на поиски подсказки!
- В путь!
- Кто из вас обнаружит не знакомый предмет в группе с помощью подзорной трубы?
- Ура! Нашли 1 подсказку!
- Рассмотрим подсказку от пиратов, в пакете лежат не раскрашенные пазлы.
- Что пираты хотят нам предложить?
(раскрасить пазлы)
- Чем мы будем раскрашивать?
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно с помощью подзорной трубы найти в группе 2 подсказку.
- Отправляемся на поиски подсказки!
- Кто из вас обнаружит ещё один не знакомый предмет в группе с помощью подзорной трубы?
- Ура! Нашли 2 подсказку!
- Как вы думаете, для чего нам пена для бритья, краски?
- Что нам хотят предложить пираты?
- Пираты предлагают нам самим изготовить объемные краски с помощью пены для бритья.
- Как нужно обращаться с пеной, с красками, с кисточками?
- Посмотрите, как легко можно изготовить объёмные краски!
- Перед тем, как приступить к работе, я предлагаю отдохнуть и набраться сил, нас ждет трудное задание.
- Молодцы, хорошо отдохнули!
- Выбирайте по 1 пазлу, для раскрашивания. Предположения детей
Рисунок «Подзорная труба»
Предположения детей (С помощью подзорной трубы найти 1 подсказку, где спрятан клад)
Дети вместе с родителями в группе с помощью подзорной трубы находят 1 подсказку (пакет с пазлами)
Раскрасить пазлы. Соотносить цвет с номером по образцу.
Дети вместе с родителями в группе с помощью подзорной трубы находят 2 подсказку (мешочек с пеной для бритья, красками, кисточкой, стаканчик с водой, салфетка).
Предлагаю детям убрать подзорные трубы в пакет, для следующих поисков.
Предположения детей.
Повторить правила безопасности.
Показ изготовления объёмных красок.
Отдых под музыку – релаксацию (лежа на паласе)
Дети выбирают по1 пазлу
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания - Приступим к изготовлению объёмных красок и раскрашиванию пазл.
- Ребята, все справились с заданием пиратов, но ещё не понятно, где спрятан клад
- что нам нужно сделать? (собрать пазлы в одну картину получился - домик)
Вы догадались, где пираты спрятали клад? (в домике, у нас в группе есть домик?
Я предлагаю вам с помощью игры «Волшебный мешочек» выбрать, кто зайдёт в домик и найдет клад.
- Посмотрите, здесь деньги – монеты. Ребята, посмотрите, в шкатулке есть еще одно письмо. (читаем)
«Поздравляю! Вы выполнили задания, клад Ваш»
Пираты делятся с нами своими монетами!
- Для чего нужны деньги?
Пираты предлагают поиграть в игру «Доход- расход»
Ваши затраты – это расход. Расход – это трата, затрата, деньги на прожитие.
А теперь вам надо решить какие действия расход, а какие доход.
-Папа получил зарплату (доход)
- Мама выиграла денежный приз (доход)
- Сестра потеряла кошелёк с деньгами (расход)
- Заплатили за квартиру (расход)
- Брат получил стипендию за хорошую учёбу (доход)
- Родители купили телевизор (расход)
- Бабушка продала на рынке, выращенный урожай клубники
- Дочка порвала куртку (расход)
- Купили лекарство для дедушки (расход)
- Дедушка и бабушка получили пенсию (доход)
- Купили путёвку на море (расход) Участие детей в художественной деятельности по собственному желанию или под руководством взрослого (совместно с родителями)
под музыку
Следить за осанкой детей и взрослых.
Игра «Волшебный мешочек»
(ребенок выносит шкатулку, открываем, находим монеты)
Игра «Доход- расход»
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Рефлексия.
Понравилось вам быть сыщиками?
- Все ли получилось?
- Скажите, чтобы найти клад, какие испытания мы с вами проходили?
- Как вы думаете, что можно купить в группу на эти деньги? найденный клад, как итог приложенным усилиям, доказывает, что для достижения цели нужно «потрудиться». Рассмотреть все предложенные варианты рациональной траты денег (в режимных моментах)
Результативность и эффективность
Квест по финансовой грамотности «В поисках клада» способствует развитию детей проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. В определении понятия «детская самостоятельность», которое давали Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Г. А. Цукерман, можно условно выделить три составляющие.
Это, во-первых, способность сделать что-то без помощи взрослого;
во-вторых, инициативность,
в-третьих – готовность обратиться к взрослому с вопросом.
Квест как образовательная технология позволяет ребенку проявить и развить все три составляющие детской самостоятельности, в основе которой заложены идея самостоятельной деятельности группы детей в решении интеллектуальных, физических, творческих и коммуникативных задач.
Во время прохождения квеста дети совместно обсуждают ситуацию, разгадывают подсказки и сами принимают решение, куда идти в поисках задания. Им приходится самим догадываться, в чем состоит задание и как его выполнить, получая при этом промежуточные результаты также самостоятельно.
Квест состоит из этапов, в каждом из которых свои задачи. Организационный момент активизирует внимание детей, устанавливает контакт со всеми детьми, мотивирует детей.
В ходе квеста создаются условия для того, чтобы каждый ребёнок принял участие и достиг результата: это и индивидуальная работа, которая предполагает проведение словарной работы, оказание помощи затрудняющимся в ответах, повторе задания, и учет особенностей мышления и темпа восприятия детей, точки зрения, чувств, эмоций каждого ребенка детей.
Заключительный этап приносит детям чувство удовлетворения от проделанной работы, самореализации. Дети дают возможность родителям радоваться успехам детей, а найденный клад, как итог приложенным усилиям, доказывает, что для достижения цели нужно «потрудиться».