Анастасия Середа
Квест-технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – экологическое воспитание всего населения. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста.
Слайд 3
Публикация «Квест-технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания: применяют и инновационные, с целью повышения эффективности процесса обучения.
Приоритетной формой воспитания и обучения детей является игра, т. к. она ведущий вид детской деятельности. Квест-игра – это инновационная форма организации образовательной деятельности детей, она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Слайд 4
Что же такое КВЕСТ?
В переводе с английского «квест» — игра, поиск.
Прародителями квестов являются компьютерные игры, где чтобы прийти к конечной цели игры главному герою необходимо было решать головоломки, логические задания, поиск артефактов. Технология квеста разработана в США в 1995 году как способ организации поисковой деятельности. Главное преимущество ее в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Слайд 6
Существуют ряд требований к организации квестов
Во первых, Для того чтобы эффективно организовать экологические квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
Принципы организации
• Доступность и наличие видимого конечного результата - дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
• Систематичность задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
• Эмоциональная окрашенность заданий игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
• Расчёт времени следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
• Разнообразие детской деятельности во время прохождения квеста в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания не могут;
• Условием по организации квестов является то, что все игры и задания должны быть безопасными. Задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям
Слайд 7
Как и любая технология, образовательный квест имеет свою структуру:
- Пролог. - Экспозиция. - Эпилог.
Итак, все происходит с знакомство с сюжетом и распределение ролей,
Для того чтобы придумать сюжет квеста необходимо определиться с темой. А тема отталкивается от того, что необходимо обнаружить, исследовать, повторить или закрепить с детьми в области экологии. От сюда вытекают цели и задачи квеста.
Далее происходит прохождение этапов, выполнение действий, решение цели и возникающих задач
Цель должна быть преподнесена детям в игровой интересной форме. Тогда дети в реальности проживают эту историю. На 3 этапе подводятся итоги и награждение
Слайд 8
Итак, квест-технологии это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Отсутствие некоего путеводителя по квесту, что служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений.
Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
Квест для педагогов.
Цель: повышение экологической культуры участников квеста.
Задачи:
• формирование экологического мышления и культуры;
• развитие познавательной, творческой активности;
• формирование бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование: столы, бумага формата А3, фломастеры, аудиозаписи птичьих голосов, картинки-паззлы вымерших животных, фишки двух цветов.
Сегодня мы с вами проведем экологический квест, отправимся в путешествие. Дело в том, что нам пришло письмо от юного эколога. Он пишет, что недавно обнаружил одну очень интересную книгу, но злой хулиган Васька похитил эту книгу, разорвал страницы и спрятал. Но потом Ваське стало стыдно, и он признался, куда спрятал все странички. Но наш эколог не может сейчас их собрать, потому что он занимается исследованием проблемы таяния льдов на Северном Полюсе. И он очень просит нас помочь ему собрать страницы этой необычной книги. Поможем ему?
1. «С песней по жизни»
Тогда отправляемся! Все мы знаем, что с песней дорога и быстрее, и веселее, так давайте вспомним и напоем песни, в которых встречаются названия животных или растений. Отвечаем по очереди. Та команда, которая назвала песню последней, зарабатывает бонус.
2. «Птичьи голоса»
Посмотрите, куда же мы с вами добрались? (Лес). Жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Внимательно послушайте и попробуйте назвать всех исполнителей. (Звучат голоса птиц – кукушка, дятел, сова, соловей, сорока, ворона и др., - участники угадывают и называют название птиц).
3. «Загадки природы» «Сколько в природе загадок!
Сколько причуд, красоты!
Свой учрежденный порядок.
Разной полно пестроты»
(блиц-опрос) Необходимо в течение 1 минуты дать как можно больше правильных ответов. Итак, приступим:
1. Коллекция специально собранных и засушенных растений. (Гербарий)
2. Самая большая ягода, плод лианы. (Арбуз)
3. Ценное лекарственное растение, название которого говорит о том, как много у него листьев. (Тысячелистник)
5. Что без боли и печали вызывает слезы? (Лук)
6. Цветок, название которого связано со звоном. (Колокольчик)
8. Из чего состоит горб у верблюда? (Из жира)
9. Родилась в воде, а живет на земле? (Лягушка)
10. Кто спит головой вниз? (Летучая мышь)
12. Зачем зайцу большие уши? (Чтобы не перегреваться)
13. Какое дерево тонет в воде? (Лиственница)
15. Какое животное в буквальном смысле вылезает из кожи? (Змея)
16. Какое растение в народе называют «кошачий корень»? (Валериана)
17. Какая трава самая высокая? (Бамбук)
18. Какое лекарственное растение определяют на ощупь даже слепые? (Крапива)
19. Птица – «символ мира»? (Голубь)
20. Какую птицу называют «летающей кошкой»? (Сова)
21. Как называется активная оболочка Земли, населенная живыми организмами? (Биосфера)
23. Какое дерево называют символом России? (Береза)
24. Какая птица самая большая в мире? (Страус)
4. «Спасем планету!»
Оборудование: листы бумаги A3, фломастеры
Необходимо нарисовать плакаты на тему охраны природы:
Первая команда - «Берегите лес!»
Вторая команда - «Берегите воду!»
Участников просим показать всем экологические плакаты, которые у вас получились! Обе команды зарабатывают бонус! Все большие молодцы!
5. «Черные страницы»
Посмотрите, пожалуйста, какие же страницы вы нашли? кто на них изображен? Как вы думаете, что это за необычная книга, которую нашел наш эколог?
Существует не только Красная, но и Черная книга животных и растений. Она содержит список вымерших и безвозвратно исчезнувших видов. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев это произошло в результате неразумного и варварского отношения человека к природе нашей планеты. Красная и Черная книга животных служат сегодня не столько сигналом, сколько криком о помощи ко всем людям Земли в связи с необходимостью прекратить использовать природные ресурсы исключительно в собственных целях. За последние 500 лет с лица Земли исчезло порядка 840 видов животных и растений.
Эти страницы очень важны, ведь человек должен понимать, что наше благополучие зависит от общего экологического благополучия и от баланса сил в природе.
Понравилось вам ваше путешествие? Узнали ли вы для себя что –то новое? Всем спасибо за участие!