Любовь Момцелидзе
Сценарий квеста «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 имени Сахнова Вячеслава Ивановича, дошкольное отделение «Сказка»
Музыкальный руководитель:
Момцелидзе Л. А.
Лобня – 2023
• Цели: создание условий для раскрытия творческих способностей детей, теплой атмосферы русской старины;
Публикация «Сценарий квеста „Русская изба“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Русская изба
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• воспитание интереса к русскому устному и музыкальному фольклору;
• закрепление представлений о предметах русского быта и их назначении.
Задачи:
• Прививать интерес к прошлому нашей страны.
• Развивать логическое мышление, память, внимание.
• Пополнять словарный запас.
Оборудование :
презентация, сундук, русский сарафан, пазлы с картинкой ключа, лапти; самовар, макет русской печки, угольный утюг, веретено, музыкальные инструменты.
Описание квеста.
Квест разработан для детей старшего дошкольного возраста. По сюжету квеста в музее Русской избы пропадают ценные экспонаты. Дети узнают об этом в процессе праздничной вступительной части со слов Хозяйки Русской избы.
Суть квеста состоит в том, чтобы, выполнив задания на станциях, получить пазл-ключ, открывающий сундук с украденными экспонатами.
В конце квеста приходит Хозяйка и благодарит за помощь в поисках и возвращении ценностей в музей.
Предварительная подготовка:
• знакомство детей с традициями и обычаями русского народа, с устройством русской избы, со старинной утварью;
• разучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним; знакомство с русским национальным костюмом;
• разучивание русских народных песен, частушек, русских народных игр, хороводов.
Ход ИГРЫ
МР Дорогие ребята, сегодня мы с вами собрались на праздник. А чему он будет посвящен, вы узнаете, разгадав загадку. Слайд 1
РН мелодия
В ней окошечки резные, ставни чудо - расписные.
И народу полон дом, печка и полати в нем.
В ней зимой тепло, уютно, возле печки – короба…
Всех на праздник приглашает наша русская….(изба!
МР Итак, тема нашей встречи - «Русская изба» (открывается занавес) Слайд 2
Песня «Русская изба» - исполняет группа «КОЛОБОК»
МР - Что же такое изба? (дом)
Правильно, ребята, так называли на Руси старинные дома, сделанные из сосновых бревен без единого гвоздя. В избе долгими зимними вечерами мужчины занимались ремеслом, изготавливали деревянную посуду, детские игрушки, женщины готовили еду, шили, вязали, дети помогали взрослым, играли.
Слайд 3
Русская народная игра «Ходит Ваня» - группа «Кот в сапогах»- слайд 4
Ходит Ваня
Выбирают «Ваню». Играющие встают в круг, Ваня - в центр. Затем все начинают двигаться: круг вращается в одну сторону, а Ваня - в другую по песню:
Ходит Ваня, ходит Ваня
Посреди кружочка.
Ищет Ваня, ищет Ваня
Для себя дружочка.
С последними словами все останавливаются. Ваня поворачивается лицом к тому, напротив кого оказался, и за обе руки выводит его в центр под куплет:
Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка.
Ваня с дружочком хлопают в ладоши:
Вот ты (2 хлопка друг с другом,
Вот я (каждый по 2 хлопка,
Мы теперь с тобой друзья (обходят друг друга под локоть).
Затем они оба становятся Ванями и ищут себе дружочка.
МР - Иногда в одной избе собирались несколько семей соседей на посиделки. В это время рукодельничали, разговаривали о том - о сем, танцевали, пели песни.
Слайд 5
Посиделки
Частушки – группа «Золотая Рыбка» (или «Колобок»)
Все:
1. Все мы в Лобне живем, сушки-пряники жуем,
Мы частушек много знаем и сейчас для вас споем!
2. Балалайка, балалайка очень весело поет.
Балалайка, балалайка созывает весь народ!
Мальчики (или солист) :
3. Подарю вам три цветочка: белый, синий, аленький.
Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький.
Девочки (или солистка) :
4. Выйду, выйду я плясать в новеньких ботинках.
Все ребята говорят, что я как картинка!
5. Попросила я мальчишку показать мне грузовик.
А мальчишка, как мартышка, показал в ответ язык!
Все:
6. У частушки есть начало, у частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал – прямо скажем, МОЛОДЕЦ!
Раздается стук в дверь, входит «Хозяйка русской избы» с письмом в руках, читает его содержимое.
Хозяйка - Ребята, вы тут веселитесь а у меня произошло ЧП, чрезвычайное происшествие – из музея русской избы пропали ценные экспонаты! Сегодня утром я обнаружила в музее письмо. «Все похищенное спрятано на территории вашего детского сада. У вас есть ровно 30 минут, чтобы найти похищенное и вернуть в музей. Вам необходимо выполнить 5 заданий и собрать ключ. За правильно выполненные задания каждая группа получит волшебный ключ, с его помощью вы найдете пропавшие старинные вещи.»
- Что же делать, что же делать?
МР:
-Ну и дела! Дети, вы знаете, что такое музей?
-Музей - это место, где хранятся старинные вещи.
-А что такое экспонаты?
-Экспонаты - это предметы, которые находятся в музее.
Ребята, поможем уважаемой Хозяйке найти пропавшие экспонаты? Ну, что ж, давайте приступим к поискам.
Слайд 6
Музей
МР - Каждая команда получает маршрутный лист и идет по маршруту, обозначенному стрелками от задания №1 к заданию №4. Выполнив все задания, вы получаете волшебный ключ, который пригодится вам в финале игры, когда мы вновь соберемся вместе.
Маршрутный лист команды
Станция 1 - «Сказочная»
Станция 2 - «Загадочная»
Станция 3 - «Игровая»
Станция 4 - «Музыкальная»
Желаю всем командам удачи!
Хозяйка
Ведущий
Станции
(АК) А сейчас я подскажу, куда отправится каждая команда (раздает конвертики)
Станция 1 «Сказочная»
Станцию украшает макет русской печи и выставка с книжками-сказками (около группы «Золотая Рыбка»
- Рада видеть Вас у печки. Без неё и дом пустой
В ней и жарить, в ней и парить, и зимой с ней, как весной!
Печь – это часть нашей культуры, которую нужно знать и беречь.
«Догадлив крестьянин – на печи избу поставил», говорится в русской пословице. Печь считается самой главной в избе. Она находилась в центре избы, чтобы тепло от нее распространялось по всему дому. В печи готовили еду, наверху на полатях спали, сушили одежду, травы. А теперь ваше задание.
Я буду зачитывать небольшой отрывок из сказки, где идет речь о печке, а вы должны вспомнить название сказки.
1. «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». («Гуси – лебеди»)
2. «Пошла Василиса за печку и слышит - Баба Яга говорит: «Ты, девка-чернавка, печь разожги, огонь размечи, я проснусь - Василису зажарю». Легла Баба Яга на лавку, положила губы на полку и захрапела на весь лес»
(«Василиса Прекрасная»)
3. «Подошли они к избенке: «Поди, лиса вон!», а она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам». («Лиса и заяц»)
4. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю». («По щучьему велению»)
5. «Был царский бал на отдыхе. Поехал царевич домой наперед, нашел там женину кожу, да сжег её в печи». («Царевна- лягушка»)
6. «Я. По амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен». («Колобок»)
Постеры или картинки
Ведущий станции направляет детей к следующей станции
Станция 2 «Загадочная» («Предметы старины далекой»)
Около бассейна в «сказочном лесу».
Оформлена картинками с изображением предметов из загадок
На этой станции мы отгадаем загадки о предметах повседневной жизни, которыми пользовались в русской избе
1)Толстая Федора наедается не скоро,
но зато, когда сыта, от Федоры теплота. (Печь)
1а)Бабушка седа, бела, зимой всем мила.
А как лето наступает - про бабушку забывают. (Печка).
3) Наш дед Ермолай все ест, что ни дай. (Огонь).
4) Деревянная подружка, без неё мы - как без рук,
На досуге – веселушка и накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот и обжечься не даёт. (Ложка).
5) У нас в печурке золотые чурки. (Дрова).
6) Кривой конь лезет в огонь (Кочерга)
7) Стоит толстячок, блестит бочок,
Шипит, кипит, всем чай пить велит.
Никогда не ест, а только пьет да кипяток льет. (Самовар).
8) Четыре братца под одной крышей живут (Стол)
9) Новая посудина, а вся в дырах (Сито, решето).
10) Бычок рогат, в руках зажат - еду хватает, а сам голодает (Ухват).
11) Плывёт паром, уголь в нём. (Утюг.)
- Часто было 2 утюга у хозяйки, пока одним гладили, другой на печи грелся. А потом утюги меняли.
12) Три братца пошли купаться,
Двое купаются, а третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли. (Коромысло)
Картинки с изображением предметов утвари
Ведущая станции
(ОС)
Станция 3 «Игровая» - спортзал
Конкурс «Урожай» (или «Смотай клубок», «Бег в «лаптях», «Перетяни соперника»
- Ребята, совсем недавно русская изба пополнилась запасом овощей и фруктов на зиму, крестьяне много трудились с весны до осени и собрали богатый урожай.
Вот поспел наш урожай, не ленись и убирай!
Наши овощи и фрукты – все полезные продукты.
Ну-ка, дети, давайте разделимся на 2 команды и перенесем овощи в одну корзину, а фрукты в другую. Кто быстрее7
2 корзины, обруч, овощи и фрукты
МР Станция 4 «Музыкальная» - музыкальный зал
С помощью русских инструментов украсить мелодию русской народной песни «Уж ты Порушка-Параня»
Старинные шумовые инструменты:
• рубель, колокольцы, веерные ложки, шаркунок, свистульки, казу…
Инструменты по количеству детей
Дети возвращаются в музыкальный зал РНП
МР Дорогие ребята, вы все справились с трудными заданиями. Каждая команда получила волшебный ключик, который должен что-то открывать…Размышляем, не встречались ли нам на маршруте какие-то подходящие вещи? (сундуки) Пойдемте-ка, попробуем их открыть.
Открываем, находим экспонаты музея русской избы : утюг, рубель, веретено, чугунок…
МР Ура! Мы с вами нашли пропавшие экспонаты и вернем их в наш музей дорогой Хозяйке!
Хозяйка Ребята, огромное спасибо, вы спасли наш музей, и я приглашаю вас к русской печке, в которой ждут вас вкусные румяные пирожки
МР Отдохнули мы на славу, порезвились, наигрались!
Много новых сил набрались.
Нагуляли аппетит.
Вот теперь и подкрепиться, нам совсем не повредит.
Под мелодию «Субботея» дети выходят из зала