Ленара Веприкова
Квест-игра «Путешествие в музыкальную страну» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
квест – игры «Путешествие в музыкальную страну»
для детей подготовительной к школе группы.
Разработала:
Веприкова Л. Р.
Камбарка, 2023 г.
Публикация «Квест-игра „Путешествие в музыкальную страну“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Музыка. Викторины и музыкальные квест-игры
- Музыкальные квесты для детей
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Цель: Развитие музыкальных способностей, обобщение и закрепление музыкально-теоретических знаний детей старшего дошкольного возраста через применение игровой квест-технологии.
Задачи:
Образовательные:
1. Актуализировать полученные раннее знания, учить самостоятельно выполнять задания.
2. Закреплять у детей элементарные теоретические знания музыкальной грамоты, певческие навыки, чувство ритма.
Развивающие:
1. Способствовать развитию общей музыкальности детей.
2. Развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
1. Формировать у детей эстетический вкус, воспитывать любовь и интерес к музыке, вызывать положительные эмоции, обогащать музыкальные впечатления детей.
2. Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость, дружеские отношения между детьми и взрослыми.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, ноутбук, аудиозаписи, экран, проектор, карта «Музыкальная страна», карточки на каждого ребёнка – «музыкальные жанры», нотный стан, цветные нотки, деревянные палочки, ритмические карты.
Предварительная работа: слушание музыкальных произведений, разучивание песни «Русская зима» Л. Олифировой, танца «Ручками похлопали».
Ход занятия:
Дети заходят в зал, здороваются.
М. Р. : Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в музыкальном зале. Скажите, ребята, что значит слово «Здравствуйте»? (Дети отвечают). Правильно, значит, мы желаем всем здоровья! Так давайте же поздороваемся все вместе весёлой песенкой.
Музыкальное приветствие «Здравствуй».
Здравствуй утро!
Здравствуй солнце!
Здравствуй, здравствуй новый день!
К нам сегодня не вернётся, не вернётся грусть и лень!
Здравствуй утро! Это значит – мы готовы к чудесам!
Здравствуй, новая удача!
Шлём привет своим друзьям!
Здравствуй, новая удача!
Шлём привет своим гостям!
(Звучит сигнал о помощи)
М. Р: Ребята, слышите, это сигнал о помощи, кто – то попал в беду,
давайте посмотрим на экран. Для этого пройдите на стульчики и внимательно послушайте (Слайд 1).
Голос феи Музыки : Здравствуйте мои друзья,
О помощи прошу вас я!
Феей Музыки меня зовут,
Дарю добро я всем вокруг.
Но, со мною случилась беда,
Исчезла музыка любимая моя.
Это проделки колдуньи,
Ужасной коварной Скрипуньи.
Музыку от зависти украла
И всех жителей страны заколдовала.
Чтобы расколдовать жителей музыкальной страны, нужно выполнить много заданий, но одной мне не справиться. Я слышала, что вы очень умные и сообразительные дети, у вас все получится. Вашей помощницей в путешествии станет Сказочная карта, которая появится по волшебным словам. Желаю вам доброго пути!»
М. Р: Ну что, ребята поможем Фее Музыки расколдовать жителей музыкальной страны? Ведь без музыки мы не сможем петь, танцевать, встречать праздники. (ответ детей).
М. Р: А чтобы наше волшебное путешествие началось, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!
Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»
Раз – я вижу конфету, за правой щекой. Дети прячут язык за правую щёку
Два – я вижу конфету за левой щекой. Дети прячут язык за левую щёку
Три – не вижу конфеты я никакой! Дети открывают широко рот
Конфеткой угостились, Дети облизываются
И в волшебников превратились.
М. Р: Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы волшебная карта появилась? (Дети отвечают). Я предлагаю вам сказать такие слова: «Сказочная карта, покажись, сказочная карта появись!» Повторяйте за мной. (Дети повторяют. Звучит музыка, появляется карта).
Музыкальный руководитель рассматривает карту вместе с детьми.
М. Р: Какая интересная карта! Ребята, это волшебные острова Музыкальной страны. Откуда начнём наше путешествие? (Дети показывают на скрипичный ключ, это начало путешествия). Давайте пойдём друг за другом. Звучит музыка, дети шагают по кругу. Останавливаются.
Вот наш первый остров (слайд 2) На этом острове спрятались 3 кита. Давным – давно, люди думали, что Земля стоит на трёх китах. Мы знаем, что это не так, но композитор Д. Б. Кабалевский использовал эту легенду и написал книгу, в которой утверждает, что вся музыка держится на трёх китах. Они встречаются в любой музыке : в опере, в балете, в симфониях. Как же их зовут?
Дети: песня, танец, марш – 3 жанра музыки.
М. Р: Сейчас прозвучит музыка, нужно внимательно её прослушать и определить жанр. Свой ответ нанести на карточку фишкой.
Музыкально – дидактическая игра «Определи жанр»
М. Р: Молодцы! С заданием справились! Отправляемся дальше в путь.
Звучит музыка, дети шагают друг за другом.
М. Р: Следующий остров «Ритм» (Слайд 3). Ведь без ритма музыка не может существовать. Здесь ребята, подсказка.
Слайд 4 «В руки палочки бери и скорее ритм стучи!»
Музыкальный руководитель показывает карточки, на которых изображён ритмический рисунок, дети отстукивают ритм деревянными палочками.
М. Р: Вот и с этим заданием вы справились. Двигаемся дальше.
Дети идут друг за другом.
М. Р. : Вот остров, который называется «Музыкальные инструменты» (Слайд 5)
На этом острове живут музыкальные инструменты. Ребята, колдунья разрезала картинки с музыкальными инструментами. Я предлагаю в игру поиграть, музыкальные пазлы скорее собрать. Музыкальный руководитель выставляет в центр два столика, на них лежат конверты, внутри которых находятся разарезанные картинки музыкальных инструментов, под веселую музыку, желающие дети выходят к столикам и собирают изображения целых инструментов из разрезанных на части картинок, затем называют их.
Игра «Собери пазлы» (бубен, металлофон, колокольчик, балалайка, скрипка, гитара, аккордеон)
М. Р: А теперь поиграем в игру «Найди лишний инструмент».
Игра «Найди лишний инструмент»
В презентации пять слайдов по видам музыкальных инструментов.
1. Струнные - (гитара, гусли, балалайка, арфа, скрипка) лишний - маракас;
2. Шумовые - (маракас, бубенчики, колокольчик, бубен, ксилофон) лишний - фортепиано;
3. Духовые - (флейта, саксофон, кларнет, труба, тромбон) лишний - барабан;
4. Клавишные - (рояль, аккордеон, орган, синтезатор, фортепиано); лишний - гитара;
5. Ударные - (барабан, ложки, треугольник, литавр, тарелки) лишний - баян.
В каждом слайде по шесть картин музыкальных инструментов, одна картина лишняя, которая относится к другому виду музыкальных инструментов. Ребенок должен вспомнить название инструмента, который он выбрал.
Педагог включает презентацию, предлагает детям внимательно посмотреть на слайд и среди них найти «лишний инструмент», и объясняет свое мнение. Чтобы узнать правильный ответ, педагогу или ребёнку надо только нажать на клавишу или мышку. Если ответ правильный, то лишняя картина исчезает.
М. Р: Молодцы, ребята! Инструменты знаете на пять! Отправляемся дальше в путь! (звучит музыка, дети шагают друг за другом).
Следующий остров «Танцевальный» (Слайд 6) На слайде текст.
М. Р: читает: На нашем острове, вот беда, танцевать разучились навсегда. Помогите нам, друзья.
Ребята, жители музыкальной страны просят нас помочь им.
Нужно внимательно послушать музыкальное произведение, угадать его.
(Дети слушают «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»)
М. Р: Какой танец? Кто композитор? Какие ещё знаете танцы? (дети перечисляют виды танцев).
Предлагаю всем вам встать и ритмический танец станцевать.
Танец «Ручками похлопали»
М. Р: Молодцы ребята! С заданиями справились. И на этом острове порядок. Пора отправляться дальше в путь (музыка, дети двигаются друг за другом).
М. Р: Ребята, мы с вами очутились на острове, который называется «Домисолька» (Слайд 7)
На этом острове живут весёлые нотки.
Ребята, а как называется домик, где живут ноты? (Ответы) Слайд 8.
А сколько всего ноток в музыке? А как они называются? Правильно! Только ноты все перемешались и не могут найти своё место на нотном стане. Давайте им поможем. Я вам прочитаю стихи про ноты, а вы попробуйте найти их место на нотном стане.
Есть у каждой ноты дом
Где живёшь ты нота До?
Здесь на маленькой скамейке,
На добавочной линейке. (На экране появляется нота «До») Слайд 9
Нота Ре, где ты живёшь?
Где ты песенки поёшь?
Отгадать сумей-ка,
Под первою линейкой. (Появляется нота «Ре») Слайд 10
Смотри, запомни и пойми
Пропела нота Ми
Не хочу высоко лезть,
Мне хорошо и здесь (на первой линеечке) (Появляется нота «Ми») Слайд 11
Между первой и второй
Фа глядит в окошко,
Между первой и второй
Тесно ей немножко. (Появляется нота «Фа») Слайд 12
На второй линейке Соль,
С нотой Фа встречается
Если скажешь Фа и Соль,
Получается фасоль, слово получается! (Появляется нота «Соль») Слайд 13
А вы меня заметили?
Спросила нота Ля
Между второй и третьей я
Пою песенки друзьям: «Ля, Ля, Ля» (Появляется нота «Ля») Слайд 14
А на линейке третьей Си,
На самой серединке.
Споёт, когда не попроси,
Так звонко, без запинки. (Появляется нота «Си») Слайд 15
Дети на карточках с нотным станом и иллюстрированной клавиатурой выкладывают звукоряд.
На экране постепенно появляются нотки
М. Р: Ребята, а если нотки сложить вместе, что получается (Ответы детей : песенка). Вы любите петь песенки?
(Ответы детей).
Дети исполняют песню.
Песня «Русская зима» Л. Олифировой
Звучит музыка. Входит Фея Музыки.
Фея Музыки : Дорогие ребята! Вот вы и добрались до волшебной музыкальной страны. Вы умные, добрые, весёлые, дружные, со всеми заданиями справились. Злые чары колдуньи Скрипуньи рассеялись и в нашем Королевстве снова стала звучать музыка. Спасибо Вам!
М. Р: Здравствуй, милая Фея, мы с ребятами рады были помочь тебе и всем жителям этой удивительной страны под названием «Музыка». Правда, ребята? (ответы)
Фея музыки : В память о нашей музыкальной стране позвольте вручить вам вот эти нотки – конфетки.
М. Р. Вот теперь можно возвращаться домой.
Фея Музыки : До новых встреч, мои маленькие друзья. До свидания!
М. Р. : Ну что, ребята, встаём друг за другом и отправляемся в наш любимый детский сад. (Музыка)
М. Р. : Вот мы очутились с вами в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Какие задания вам запомнились больше всего? Какое задание было для вас трудным? Ну, а сейчас настала пора прощаться.
Музыкальный руководитель (поёт) : До свидания!
Дети (поют) : До свидания!
Под музыку дети уходят из-зала.