Татьяна Малханова
Квест-игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности при реализации в образовательном процессе требований ФГОС ДО в части реализации задач по организации у детей познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
• Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах реализации задач организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
• Активизировать мыслительную деятельность воспитателей.
• Способствовать сплочению всех педагогов членов команды.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
• Учить педагогов взаимодействовать и понимать личную ответственность за достижение общего результата.
Оборудование: жетоны для жеребьевки, таблички с названиями станций, маршрутные листы, 2 конверта (желтого и зеленого цвета) с заданиями, карточки-буквы (знаю, опыт, пособие по изготовлению лэпбука (клей, ножницы, карточки и т. п., различный материал для проведения опыта.
Ход мероприятия
При входе в зал, педагоги берут фишки и садятся за тот стол, на котором такого же цвета фишка.
Ведущий. Невозможно представить наше общество без такой необходимой профессии, как воспитатель детского сада. Именно в дошкольном возрасте закладываются моральные принципы и взгляды, основы жизненной позиции, формируется характер ребенка. Поэтому воспитатель должен быть мудрым и добрым, грамотным специалистом, для которого воспитание детей не просто профессия, но и призвание.
Хочется нашу сегодняшнюю встречу начать со слов Конфуция:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.»
Современные ученые осмыслили изречение, приписываемое Конфуцию и выразили его на языке цифр: от, что мы слышим, - 10 %, то, что мы видим, - 50 %, то, что мы делаем сами - 90 %.
Поэтому предлагаю вам поучаствовать в квесте «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности».
Вам необходимо пройти все станции, согласно маршрутного листа, если на станции есть команда, другая по прибытию на нее, не может выполнять задание, а перемещается на следующую станцию. Все станции расположены в здании детского сада, каждая станция обозначена вывеской. Вам нужно пройти все испытания и найти клад. За каждое пройденное испытание каждая команда получает по одной букве. По завершению квеста, обе команды собирают из данных букв слово, без которых немыслимы ни теория, ни практика.
Время прохождения квеста - 45 минут. За опоздание начисляются штрафные очки.
Для определения результатов игры и выявления сильнейших представляю состав жюри.
Игра эта командная, поэтому, у нас есть 2 команды за разными столами и перед тем как нам начать квест, нужно размяться.
Разминка «Стихоплет» : 5 мин
- Все вы умеете рифмовать слова, поэтому командам предлагается закончить начатое стихотворение, используя опорные слова (ФГОС, любознательность (ный, эксперимент (опыт, дети). По завершению придуманное стихотворение зачитывается.
1 команда
1. Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак…
2. Весной везде повсюду лужи,
В ручьях кораблики плывут…
3. Все любят послушных, приветливых детишек,
Капризных, упрямых – не любит никто…
2 команда
1. Родители, часто сердясь и бранясь,
С ребенком теряют душевную связь…
2. Генетику можно во всем обвинять,
На зеркало даже не стоит пенять…
3. Чтобы значимость другому показать,
Щеки вовсе и не надо надувать…
Ведущий. Итак, не будем терять время, начнем нашу игру.
Первое задание, командам необходимо в течение 3 минут придумать название и представить себя.
Команды представляют свои визитки, затем им раздаются маршрутные листы, определяется время старта и финиша.
Станция «Умная голова» - буква «О», «З» (кабинет заведующего)
Командам предлагается 3 задания из области «Познавательное развитие» :
Задание № 1. Исправь ошибку в определении.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта взрослого.
Ответ: (ребёнка)
Задание № 2. Что не включает образовательная область «Познавательное развитие» по ФГОС?
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с космосом.
- Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.
Ответ: Ознакомление с космосом.
Задание № 3. Какие виды деятельности позволяют реализовать содержание образовательной области «Познавательное развитие» дошкольников?
Ответ:
1. Музыкальная деятельность
2. Трудовая деятельность
3. Коммуникативная деятельность
4. Познавательно – исследовательская деятельность
5. Чтение художественной литературы
6. Продуктивная деятельность
7. Игровая деятельность
8. Двигательная деятельность
Станция «Угадайкино» - буква «!», «!» (кабинет старшего воспитателя) - 10 минут
Командам предлагается разгадать кроссворд, в котором встречаются слова, имеющие отношение к познавательно-исследовательской деятельности.
По горизонтали:
1. Один из этапов исследования.
2. …. развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.
3. Одна из ведущих форм развития познавательной деятельности дошкольников.
4. Научное предположение, выдвигается для объяснения каких-нибудь явлений.
5. Основной метод исследований. Это научный процесс, целенаправленное воздействие, при успешной реализации которого поддерживается или опровергается гипотеза.
По вертикали:
1. Качество ребенка, которое характеризует его как стремящегося получать все новые и новые знания, умения и навыки.
2. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является?
3. Способность человеческого мышления к критическому самоанализу.
4. Умозаключение.
5. Бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но многим живым существам.
Станция «Будь внимателен» - буква «Т», «А» (кабинет завхоза) 10 минут
Командам предлагается 2 задания для размышления.
Задание № 1. Какому возрасту соответствует опыт?
1. Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти (2-3 года)
2. Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну — в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет (5-6 лет)
3. Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. (3-4 года)
4. Вода не имеет формы. Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом пролейте на пол. Что происходит с водой? (4-5 лет)
Задание № 2. Педагогическая ситуация
Дети задают нам взрослым очень много вопросов на различные темы. Давайте представим такую ситуацию.
Мама с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и
небо плачет».
Согласны ли Вы с ответом мамы? ___
Как, по Вашему мнению, отвечать на вопросы «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался? ___
Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка? ___
Что следует учитывать при ответах на вопросы детей? ___
Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал.
Станция «Очумелые ручки» - буква «Ы», «Н» - (спортивный зал) 12 минут
Командам предлагается изготовить лэпбук «Юный исследователь».
Станция «Лабораторская» - буква «П», «Ю» (последняя станция – муз. зал) 10 минут
Эксперимент рождается не просто:
Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаё т себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось.
Посмотрим, что же получится у нас? Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей и поэкспериментировать.
Придумайте опыт из предложенного материала. Продемонстрируйте (1-2 минуты) (педагогам предлагаются различные материалы).
Заключительный этап
Осталось составить из полученных букв слова. Что у вас получилось? Какой клад вы сегодня нашли? Наградой для всех участников игры стало получение знаний, которые педагоги могут применить на практике.
«Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.»
Антуан де Сент-Экзюпери
Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё знать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Ведущий. Прошу наше жюри подвести итоги игры.
Пока жюри подводит итоги применим имеющиеся вами знания.
Творческое задание для педагогов
Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
Незнайка, Винни-Пух, Карлсон, Нильс, Алиса.
Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.
Винни-Пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.
Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.
Нильс - поведение исследовательское, постоянно находится в поиске гнома, чтобы узнать тайну его заклятия.
Алиса - её поведение не исследовательское, скорее познавательное и любознательное.
Чего, на ваш взгляд, для этого не хватает?
Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.
Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения?
В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны.
Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-Пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья.
Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.
Подведение итогов, награждение
А закончить нашу квест-игру я бы хотела Притчей «Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Что имел ввиду бог, оставив кусочек глины? (ответы)
Все в наших руках!
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога размышляйте и хоть криво, да сами.»
Готхольд Эфраим Лессинг