Наталья Богданова
Квест для детей и родителей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Квест - игра с родителями и детьми «Игры деда Логопеда»
Цель: повысить родительскую педагогическую компетентность в вопросах развития речи детей через обучение разнообразным игровым приемам развития артикуляционной моторики, темпо-ритмической стороны речи и фонематического восприятия.
Задачи:
1. Привлечь внимание родителей к вопросам речевого развития детей.
2. Развивать интерес к речевым играм, в том числе интерактивным играм.
3. Способствовать созданию единого пространства речевого развития через вовлечение каждого участника игры в активный познавательный процесс.
Оборудование:
Комплекс сенсорный развивающий «Вундеркинд» (с программным обеспечением интерактивных игр «Мерсибо+», экран, проектор. Маршрутный лист с заданиями, презентация артикуляционной гимнастики «Зоопарк», маски героев сказок «Три медведя», «Теремок», «Колобок», театральная ширма. Набор матрешек по количеству участников. Картинки: кит, сыр, кот, сад, дым, дом, жук, мак, суп, шар, сом. Картинки из счетных палочек: зонт, стрекоза, самолет, автомобиль, корабль, самолет; наборы счетных палочек. Карточки со слогами: МА, ВА, КА, ТА, РУ. Заготовки для изготовления игрушки-самоделки: круги самоклеящейся бумаги разных цветов (диаметр круга на 1 см больше, чем диаметр диска, CD диски, шаблон цветка, ягоды, листочки, бабочки из фетра, нитки, клей, картинки, счетные палочки. Методическая литература по изучаемому вопросу, мини – анкеты по количеству участников, буклеты для родителей с играми на развитие речи.
Место проведения игры: музыкальный зал, логопедический кабинет.
Участники игры: дети старшего дошкольного возраста, посещающие логопункт, учитель-логопед, родители /законные представители/.
Предварительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций к русским народным сказкам, обыгрывание сказок с помощью дидактической игры настольного «Кукольной театр на столе». Знакомство с куклой-бибабо «Дед Логопед».
Легенда игры:
Дед Логопед прислал в детский сад видео-письмо, в котором приглашает детей и родителей в свою мастерскую «Игры деда Логопеда», для изготовления игрушки, которую можно будет забрать в качестве подарка домой. Сам Дед Логопед будет ждать детей и родителей после прохождения испытания.
Правило игры: в мастерскую деда Логопеда можно попасть, только пройдя все испытания и собрав картину из шести фрагментов.
Ход квест-игры
Введение в игру. Игра начинается в музыкальном зале, где педагог приветствует всех присутствующих.
Логопед: здравствуйте, уважаемые родители и дети! Мы получили видео письмо нашего друга деда Логопеда. Смотрите и слушайте внимательно!
На интерактивной доске загорается экран, появляется видеописьмо: на экране крупным планом конверт с надписью «В детский сад № 27 «Филиппок» и фотографией детского сада. Затем голос за кадром здоровается с детьми и родителями.
- «Здравствуйте, дорогие ребята, папы и мамы, я - дед Логопед, приготовил для вас сюрприз. Для этого приглашаю Вас в свою мастерскую. Но чтобы попасть в мою мастерскую и получить сюрприз, нужно пройти мои испытания. Я приготовил для Вас шесть испытаний. За каждое из них вы получите фрагменты картины. Собрав шесть фрагментов, нужно сложить из них картину и склеить ее. С этой картиной я и буду ждать вас в своей мастерской, которая называется «Игры деда Логопеда». А поможет вам справиться с испытаниями мой помощник – логопед Наталья Юрьевна! У нее в конверте есть маршрутный лист с испытаниями! Ну как? Готовы? Тогда в путь. С нетерпением буду вас ждать Вас в мастерской! Ваш Дед Логопед!»
Определяем правила.
Логопед: Дорогие дети и родители, хочу вам сообщить, что испытания Деда Логопеда больше похожи на увлекательные игры: это загадки, упражнения, сказки. Вам нужно будет пройти шесть испытаний, которые называются:
1. «Экскурсия в Зоопарк»;
2. «Угадай по голосу»;
3. «Матрешки»;
4. «Сложи картинку»;
5. «Подбери слова на слоги»;
6. «Загадай загадку, нарисуй отгадку»;
Логопед: - Итак, первое испытание на нашем маршрутном листе – «Экскурсия в зоопарк».
Цель: вызвать интерес к артикуляционной гимнастике у родителей, у детей улучшить подвижность губ, языка, что необходимо для правильного произношения звуков.
Приглашаю вас в Зоопарк. Мы будем наблюдать за животными и попробуем изобразить тех животных, которых там встретим. Делать артикуляционную гимнастику мы будем перед зеркалами, которые лежат вами на столе.
На экране появляется презентация артикуляционной гимнастики «Зоопарк». На столах приготовлены индивидуальные маленькие зеркала для каждого участника. В соответствии со слайдами все присутствующие выполняют упражнения, повторяя 3-5 раз.
«Бегемотики».
Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл.
Подразним мы бегемота – пошутить над ним охота.
«Слон».
Хоботок слоненок тянет, он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи и слоненку покажи.
«Вкусный мед у медвежонка».
Знает это весь народ: любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет и подсядет к меду ближе.
«Белка щелкает орешек»
Белка щелкает орешки обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок влево-вправо, на бочок.
«Лошадка»
Пони любят танцевать, цок-цок-цок,
На себе детей катать, цок, цок, цок.
Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись.
«Хомячок»
Хомячок надует щечки, у него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже, хомячку сейчас поможем
«Ежик, цветы»
У меня в иголках шерстка и в норе запасов горка.
Лучше ты меня не трожь! Я колючий серый еж.
Логопед: Молодцы. Все отлично справились с артикуляционной гимнастикой, и получаете первый фрагмент картины. Педагог достает из конверта первый фрагмент картины и кладет на стол.
Логопед: - Второе испытание называется
«Угадай по голосу».
Цель: развитие темпо-ритмической и интонационной стороны речи, развивать интерес к чтению литературы.
Друзья, выбирайте иллюстрацию к любимой сказке, родители выбирают себе маску персонажа, и будут говорить голосом героя из-за ширмы, а дети должны сказочного героя сказки по голосу и назвать сказку!
Родители выбирают иллюстрации к сказкам «Колобок», «Три медведя», «Теремок». Распределяют роли, превращаясь в героев знакомых сказок, которых показывают разными голосами (изображают). Затем из-за ширмы они произносят реплики героя сказки, а дети должны узнать героя сказки.
«Три медведя»: Мишутка спрашивает высоким голосом, мама-медведица средним голосом и папа-медведь низким голосом: - Кто сидел на моем стуле?
«Колобок»: Заяц, волк, лиса, медведь разными голосами говорят фразу: - «Колобок, колобок, я тебя съем».
«Теремок»: Лягушка, мышка, заяц, волк, лиса, медведь разными голосами спрашивают: «Кто, кто в Теремочке живет?»
Логопед: - Какие молодцы, все настоящие артисты. Дети всех героев угадали, и вы получаете второй фрагмент. Следующее, третье по счету испытание называется:
«Расставь матрешек».
Цель: развивать у детей способность составлять слова из звуков, закреплять образ букв.
Логопед: посмотрите на матрешек. На каждой матрешке написана одна буква. Расставьте три матрешки по росту, отгадайте зашифрованное слово, найдите соответствующую картинку и составьте с ним предложение. Картинки-отгадки: кит, сыр, кот, сад, дым, дом, жук, мак, суп, шар, сом. Дети и взрослые участвуют в игре парами. Взрослые при затруднении помогают прочитать слово, дети находят картинку-отгадку и составляют предложение с отгаданным словом.
Логопед: Вы отлично справились, поэтому получаем третий фрагмент нашей картины. Молодцы. Все фрагменты складываем на столе, чтобы собрать из них одну большую. Двигаемся дальше. Четвертое задание:
«Сложи картинку».
Цель: Развитие зрительного внимания, мышления, умения ориентироваться на листе бумаги, учить работать сообща.
Логопед: - Нужно выбрать одну картинку с изображением какого-либо предмета. Сложить из счетных палочек картинку по выбранному образцу (зонт, стрекоза, самолет, автомобиль, автомобиль, киска и миска). Дети выбирают образец картинки. Играют в парах, выбирают картинку-образец и выкладывают такую же фигуру из счетных палочек.
Педагог проверяет задание: - Вы отлично справились, поэтому получаете четвёртый фрагмент большой картинки. Молодцы. Следующее, пятое испытание:
«Подбери слова на слоги».
Цель: тренировать у ребёнка способность составлять слова из слогов, подбирать нужный слог, закреплять образ букв. Развивать звуко-слоговой анализ и синтез, внимание, мышление. Воспитывать желание читать.
На столах разложены карточки со слогами: МА, ВА, КА, ТА, РУ. Нужно выбрать одну карточку с каким-либо слогом и найти картинки, которые начинаются на заданный слог, по возможности, придумать еще несколько слов на заданный слог. Взрослые помогают детям прочитать слог, а дети подбирают картинки с предметами, начинающимися на заданный слог. Можно объединяться в микрогруппы по двое, по трое.
После выполнения задания ребенок из каждой микрогруппы проговаривает все слова, которые подобрали на нужный слог.
Логопед: Молодцы. Пятый фрагмент картинки вы получаете за это задание. И шестое задание:
«Загадай загадку».
Цель: активизировать словарный запас у детей, развивать мышление, творческое воображение, развивать умение совместно придумывать загадки.
Логопед: Уважаемые участники игры. В этом задании вам нужно проявить фантазию, творчество и составить загадку так, чтобы мы могли ее отгадать. Помогать вам будут картинки.
В этом задании каждая микрогруппы из двух игроков (взрослый и ребенок) составит загадку. А загадки будем составлять так: каждая семья возьмёт картинку, внимательно рассмотрит объект, назовёт, какой он и сравнит, что такое же бывает?
Например:
-Красный, как цветок,
-Круглый, как Колобок,
-Резиновый, но не шланг.
(Мяч).
Картинки: самолет, огурец, утюг, замок, заяц, солнце, книжка, карандаш.
Логопед: Все молодцы, вы придумали интересные загадки интересные, не похожи друг на друга, они всем очень понравились.
Я предлагаю всем дома, записать придуманную загадку (родители, а ребята нарисуют к ней иллюстрацию.
Вот мы и получаем шестой фрагмент нашей картинки. Приглашаю всех собрать из фрагментов картинку.
Участники складывают картинку, склеивают фрагменты.
Логопед: Дорогие участники игры – вы прошли все испытания, собрали картинку. Посмотрите – на нашей картине осенние листья, бабочка на цветке. И теперь можем пройти в мастерскую «Игры Деда Логопеда». Приглашаю Вас в творческую мастерскую.
Все участники проходят в логопедический кабинет.
Там их встречает кукла-бибабо «Дед Логопед», которую одевает на руку педагог: - Молодцы, со всеми заданиями вы справились, и правильно собрали картинку. Вы, наверное, догадались, что все задания помогают нам развивать нашу речь, делать ее красивой и выразительной. Без правильного речевого дыхания наша речь тоже не может быть красивой. А вы умеете правильно дышать? Тогда давайте поиграем в игру «Помоги жукам». Логопед предлагает родителям и детям поиграть в интерактивную игру с помощью сенсорного комплекса «Вундеркинд».
Цель: развитие речевого дыхания у детей, у родителей активизировать интерес к интерактивным играм портала «Мерсибо»
Логопед: - Вредные жуки сидят на дереве и жуют кору. Будем дуть в микрофон, и сдувать вредителей. И в процессе игры отлично укреплять мышцы щек и губ.
Логопед: - Дедушка, все твои испытания пройдены, картинку собрали и все ждут сюрприза, который ты обещал!
Дед Логопед: - ой, верно, верно! Скажите, как вы понимаете слов «самоделка»? (ответы детей). Правильно, оно состоит из двух слов «сам» и «делаю». Вы сами сделаете игрушку-самоделку для развития дыхания по выбору «Осенние листья» или «Бабочка на цветке». А может кто-то и две игрушки-самоделки сделает. Это и есть мой сюрприз для вас.
На столе заранее приготовлены заготовки для игрушки-самоделки: круги самоклеящейся бумаги (диаметр круга на 1 см больше, чем диаметр диска, CD диски, ягоды, листочки, бабочки из фетра, нитки, клей, бумажные салфетки и тряпочки).
Для работы участники объединяются по двое: взрослый и ребенок.
Самоделка «Бабочки на цветке».
Потребуется заготовка: два круга самоклеящейся бумаги, диск, цветок, нитки заранее пришита к бабочкам. К цветку приклеиваем серединку, заранее подложив под нее края нитей с бабочками. Выполняют работу.
Самоделка «Осенние листья»
Для него нам потребуется: 2 круга самоклеящейся бумаги (диаметр круга на 1 см больше, чем диаметр диска, CD диск, 3 листочка из фетра, нитки.
Делаем все тоже самое.
Логопед: — вот наши готовые листочки и бабочки.
Логопед: уважаемые родители и дети наша квест-игра с Дедом Логопедом подошла к концу. Вы справились со всеми заданиями, сделали игрушку – самоделку для развития дыхания. Формируйте у ваших детей правильное дыхание. Ведь правильное дыхание не только помогает развитию речи, и стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Дед логопед прощается с вами до следующих встреч.
Обратная связь:
После завершения квест-игры, предлагаю родителям условно оценить степень удовлетворенности содержанием представленной квест-игры, тактичностью и квалификацией педагога, выступавшего в роли ведущего путем заполнения мини анкеты (3 вопроса с балловой оценкой эффективности мероприятия).
Логопед: надеюсь, квест-игра вам понравилась, вы увидели, как ваши дети стараются при выполнении заданий, как им необходима ваша родительская поддержка и помощь.
Надеюсь, что квест-игра помогла вам в вопросах развития артикуляционной моторики, формирования интонационной выразительности речи, использования игровых приемов для развития всех сторон речи. Вместе все делать интереснее и увлекательнее, и играть, и учиться четко произносить звуки! Давайте вместе с детьми будем учиться, играя!
Я подготовила для вас и другие речевые игры. Вы можете увидеть их в красочно оформленном буклете «Грамматика для дошколят», который, несомненно, пригодится вам и поможет организации совместных с ребенком речевых игр дома (учитель-логопед раздает буклеты родителям). Памятка «Вкусная артикуляционная гимнастика» поможет разнообразить игровые приемы развития артикуляционной моторики в домашних условиях.
С вашего разрешения я опубликую пост на моем персональном сайте по результатам нашей сегодняшней встречи, где вы также можете оставить отзыв о сегодняшней квест-игре. Спасибо Вам за сотрудничество и плодотворную работу!
Список источников
1. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М. : ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Логопед»
2. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л. И. Беляковой - М. : Книголюб, 2004. – 56 с. - (Логопедические технологии.)
3. https://life4joy.ru/detskie-prazdniki/animatsiya/organizatsiya-kvesta-dlya-podrostkov.html
4. https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-kvest-igr-v-dou.html