Людмила Комарова
КВД «Чай душистый ароматный и на вкус всегда приятный»
▼ Скачать + Заказать документы
КВД
Цель:
1. привитие потребности здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая;
2. формирование интереса к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая.
Задачи:
-познакомить с историей напитка;
- возрождать традиции внутрисемейной этики;
- воспитывать уважение к национальным традициям;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- корректировать навык заваривания чая и сервировки стола.
- ознакомление обучающихся с историей чая.
Воспитатель:
Публикация «КВД „Чай душистый ароматный и на вкус всегда приятный“» размещена в разделах
Сегодня мы с вами поговорим о пользе чая. Этот напиток, пожалуй, самый известный во всем мире. Издревле чай любили и на Руси. А сколько интересных историй связано с ним! Давайте мысленно перенесемся в загадочную страну чая.
(входят скоморохи)
1 скоморох
Не толпитесь у дверей,
Проходите поскорей.
Здесь вас с чаем, ребятишки,
Ждут баранки и коврижки.
2 скоморох
Это все для вас, детишки,
Калачи, ватрушки, пышки.
Налетайте, разбирайте,
Сладким чаем запивайте!
1 скоморох
Все на праздник к нам спешите
И друзей с собой ведите!
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем
2 скоморох
К нам, смотри, не опоздай,
А не то – остынет чай!
Воспитатель:
Чай – это прекрасный, полезный напиток, который удаляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб.
Ученик 1
Чай горячий, ароматный
И на вкус всегда приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Ученик 2
Силы новые дает
И друзей за стол зовет,
С благодарностью весь мир
Славит чудо – эликсир!
Ученик 3
- А как узнали о чае?
Воспитатель:
Одна из китайских легенд гласит о происхождении чая: «Давным – давно, пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой, ощущая на себе прилив сил.
Воспитатель:
В давние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных мероприятий. Чай поэты воспевали в стихах.
Ученик
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Ученик
Чай в жару нас освежает.
А в морозы согревает
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
Воспитатель:
В Китае измельченные чайные листья, спрессовывали в брикеты и долго использовали в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы – чаевые.
Воспитатель:
Выращивание чая в Китае было окружено тайной. Чайные плантации скрывались и охранялись от чужеземцев.
Ученик
А как чай попал в Россию?
Воспитатель:
В 1638 г. русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан – хану. Тот встретил их с почестями и во время обеда поил их терпким горьковатым напитком. И провожая их домой хан подарил связку пушнины меха соболя, бобра, изумительный черный атлас, вышитый серебром и золотом и 200 пакетиков с надписью БАХЧА. «Чай для заварки» - так перевели царю эти слова.
Воспитатель:
Тернистым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли 11 тыс. км на верблюдах, арбах, телегах и санях, переправляли на паромах через реки. Около года караван с чаем добирался до Москвы. Для бедных крестьян чай был почти недоступен, так как он был очень дорогим, и они пили чай лишь в особых случаях. Так возникло выражение «Чайком побаловаться». Многие крестьяне даже не знали, как им пользоваться, как заваривать чай. Послушайте шуточное стихотворение:
Ученик
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудив его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.
- Почему гостям не понравился чай?
Воспитатель:
В 18 веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Затем началось массовое производство в Туле. В трубу, которая находилась внутри самовара, засыпали сосновые шишки, древесный уголь, поджигали их, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда.
С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром, обсуждать новости и решать семейные дела.
Ученик
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец - самовар!
Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Конкурсная программа
• Загадки
В брюхе – баня. В носу – решето.
На голове – пупок.
Всего одна рука
И та - на спине. (ЧАЙНИК)
Бел как снег, В чести у всех.
В рот попал Там и пропал. (САХАР)
Что на сковородку наливают.
Вчетверо сгибают.
Да в сметану макают? (БЛИН)
Сверху дыра. Снизу дыра
А посередине огонь да вода (САМОВАР)
Ножек четыре. Шляпок одна.
Нужен, коль станет чаевничать вся семья (СТОЛ)
Маленькое сдобное колесо съедобное.
Я одна тебя не съем разделю ребяткам всем (БУБЛИК)
Цветом желт и ароматен
В чай кладут и чай приятен
Только очень кислый он.
А зовут его … (ЛИМОН)
Белый камень в воде тает (САХАР)
С молоком, лимоном, медом,
С тортом, или бутербродом,
Иди скорей друзей встречай,
Наливай всем вкусный… (чай)
Кто такой стоит пузатый,
И блестящие бока.
Точит носик крючковатый
В нем вода из родника.
Окружили его чашки,
Сахар, пирожки и мед
Он как командир в фуражке,
Чай всем гостям нальет.
(самовар)
Мы в пакете сто нулей
С маком замечаем
Бабушка, чаек налей,
Их сгрызем за чаем.
(сушки, баранки)
Их бабуля с сахарком,
Выпекала сладкие.
Первый вышел словно ком,
А другие – гладкие.
(блины)
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце.
(пряники)
• Мастер чая
20 33 5 9 10 15
Перед вами код. Каждая цифра соответствует букве в алфавите. Отгадайте, как зовут мастера чая, человека посвятившего себя чайному культу.
(ТЯДЗИН)
Мастер чая (тядзин) как правило, человек образованный.
• Пантомима «Завариваем чай»
Давайте представим себе, как мы завариваем чай. Для этого надо всем встать и на мои слова руками и туловищем показывать движения, какие необходимо делать при моих словах.
• - Достаньте с верхней полки самовар.
• - С левой полки, которая пониже, достаньте заварной чайник.
• - Нальем воду в самовар
• - Современные самовары почти все электрические. Включим самовар в розетку. Только аккуратно.
• - А теперь в заварной чайник насыплем щепотку чая.
• - Ой, самовар закипел! Выключим его из розетки и зальем кипятком заварной чайник.
• - Теперь поставим чайник на самовар и накроем полотенцем. Все! Мы готовы встречать гостей.
• Конкурс «Что ты знаешь о чае?»
Узнайте, из какого произведения данные сточки и кто автор этого произведения?
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит.
Словно жар горит.
И пыхтит и на бабу поглядывает. (К. И. Чуковский Федорино горе.)
Муха по полю пошла.
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
«Приходите, тараканы.
Я вас чаем угощу!» (К. И. Чуковский Муха-цокотуха)
Я хочу напиться чаю.
К самовару подбегаю.
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня. (К. И. Чуковский Мойдодыр)
-Кто там?
-Это я, почтальон Печкин. Принес для вас посылку, только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нет. А ты, говоришка помалкивай себе в шкафу!
А кот ему говорит:
-Ладно вам сердиться. Идите лучше чай пить. У меня пироги на столе. (Э. Успенский Дядя Федор, пес и кот)
-Мне нужно немедленно лечь в постель, потому что я самый тяжело больной в мире,-воскликнул он и бросился на диванчик.
-А у тебя есть какое-нибудь лекарство? – спросил Малыш.
-Нет, а разве ты не взял? Ведь ты обещал, что будешь мне родной мамой!
-Лекарства нет, но я взял с собой банку малинового варенья.
-Замечательно, ведь это самое лучшее лекарство в мире. (А. Линдгрен Малыш и Карлсон.)
• Какие бывают виды чая?
На сегодняшний день известно несколько видов чая. Отгадайте их, переставив буквы на карточках.
Ё Н Й Р Ы Ч чёрный
З Ё Л Ы Е Й зеленый
Й А Н К С Ы Р красный
Л Е Б Й Ы белый
• Сладкоежка
Назовите как можно больше сладостей, с чем пьют чай.
(сахар, конфета, мед, торт, пирожное, печенье, зефир, рулет и т. д.)
• Доскажи словечко
Поиграем в одну игру, подсказанную Даниилом Хармсом в стихотворении «Доскажи словечко»
Я хотел устроить бал.
И я гостей к себе… (ПОЗВАЛ)
Купил муку, купил творог.
Испек рассыпчатый (ПИРОГ)
Ножи, тарелки, вилки тут.
Но что-то гости … (НЕ ИДУТ)
Я ждал, пока хватило сил.
Потом кусочек (ОТКУСИЛ)
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту … (СЪЕЛ)
Когда же гости подошли.
То даже крошек … (НЕ НАШЛИ)
• Конкурс пословиц и поговорок о чае.
1. Не чаем единым сыт человек.
2. Выпей чайку – забудешь тоску.
3. За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.
4. Не ленись, а отличай где солома, а где чай.
5. Чай пить не дрова рубить.
Ученик
На столе лежат баранки.
Самовар уже кипит.
Черный чай в сухой жестянке.
Словно гвоздики звенит.
Приходите чаевать
поскорее гости
И душистого опять
Чаю в чайник бросьте.
Мы, чаинки-шелестинки.
Словно гвоздики, звеним.
Хватит нас на сто заварок.
На четыреста припарок –
Быть сухими не хотим.
Хоть закончен разговор,
Приглашаем всех за стол.
Чашка чаю ждет гостей,
Приглашаем всех друзей.
Чаепитие.
ИТОГ
Спасибо вам, ребята. Сегодня мы узнали много интересного о чае: как его выращивают, откуда к нам чай пришел, как и где его обрабатывают, как правильно его хранят и заваривают. А главное — узнали о его целебных свойствах. Приятного вам чаепития дома!
Литература.
Энциклопедический словарь юного натуралиста. Статья «Чай». М, Педагогика, 1981.
Интернет – ресурсы