Малютина Кристина Сергеевна
Курсовая работа «Организация опытов и экспериментов при ознакомлении старших дошкольников с предметным миром»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения строят свою деятельность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Познавательное развитие, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Данные требования реализуются в различных деятельностях, присущих детям дошкольного возраста. В том числе – познавательно – исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Темочки:
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст — пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте, восприятия действительности и включения в окружающую жизнь.
Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними.
Дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро.
О значении экспериментирования в обучении детей дошкольного возраста высказывались профессора, учителя, психологи: Л. С. Выготский, Н. Н. Подъяков, А. Шапиро. За использование этого метода в обучении детей дошкольного возраста выступали педагогики - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский; а также философ - Ж. - Ж. Руссо и многие другие.
На сегодняшний день проблема организации экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с окружающим предметным миром не утратила свою актуальность. Многие современные педагоги, такие как: В. О. Дыбина, В. И. Логинова, М. В. Крулехт, отмечают важность включения экспериментальной деятельности в образовательный процесс ДОУ.
А. И. Иванова писала: «Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания».
В наше время сложилось противоречие теории и практики. Дело в том, что, не смотря на эффективность экспериментирования в ознакомлении детей дошкольного возраста с предметным миром, многие педагоги не спешат использовать его в своей работе, поскольку не имеют достаточного количества знаний и умений по организации опытов и экспериментов с дошкольниками.
Исходя из выявленных противоречий, в исследовании была сделана попытка решения проблемы : при создании каких условий организация опытнической деятельности и экспериментирования будут способствовать ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с предметным миром?
Объект исследования: процесс ознакомления с предметным миром детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования : организация опытов и экспериментов в процессе ознакомления с предметным миром детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование эффективности применения опытов и экспериментов для ознакомления старших дошкольников с предметным миром.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности ознакомления с предметным миром детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать роль опытов и экспериментов в ознакомлении с предметным миром дошкольников, правила их проведения.
3. Обобщить опыт практикующих педагогов по организации детского экспериментирования с предметами и материалами.
4. Создать картотеку опытов и экспериментов с предметами и материалами, направленную на определение свойств и качеств предмета.
Методы:
• анализ психолого-педагогической литературы;
• обобщение опыта педагогов;
• подбор практических материалов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И ОПЫТОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ
1.1. Особенности ознакомления с предметным миром детей старшего дошкольного возраста.
Предметный мир окружает ребенка с самого рождения. Ещё до того, как он начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. Изучение предметного мира ребенком осуществляется постепенно. Сначала, он изучает предметы, находящиеся в доме, которые показывают ему родители, а позже он начинает познавать предметный мир детского сада.
Ознакомление детей дошкольного возраста с предметным миром – задача умственного воспитания; задача, решаемая в процессе обучения. Одним из самых эффективных видов деятельности, решающую эту задачу, является экспериментирование. Для каждого дошкольного возраста есть свои особенности в ознакомлении их предметным миром, которые необходимо учитывать воспитателю при организации опытов с детьми.
О. В. Дыбина в одной из своих работ, наиболее точно описала содержание знаний о предметном мире старших дошкольников. Она говорила, что дети старшего дошкольного возраста знают, что такое металл, резина, пластмасса, могут назвать их качества и свойства, выделять признаки материалов на основе структуры поверхности, мягкости или твердости, хрупкости или прочности; могут устанавливать связи и отношения между материалом предметов и способом их применения, а также заглядывать в прошлое материала. Дети данного возраста уже не только могут сказать, что предмет сделан из металла, пластмассы, кожи и т. д, но и знают разновидности материалов, например, что бумага бывает салфеточная, оберточная, гофрированная, бархатная. Они могут вычленить общие признаки стекла, отличать его от фаянса или полиэтилена; могут вычленять признаки металла, понимать, что пользоваться предметами надо в зависимости от свойств и качеств материала и связи с этим правильно за ними.
Для детей старшего дошкольного возраста обучающие задачи усложняются: от развития умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к формированию умения составлять алгоритмы в соответствии с моделями; от тренировки умения определять признаки, особенности материалов предметов к закладке умения представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
О. В. Дыбина также отмечала, что перед детьми старшего дошкольного возраста необходимо раскрыть удивительный, многообразный предметный мир, мир продуктов творческой мысли человека. Для этого воспитатели проводят множество игр – экспериментов, темы которых зависят от непосредственного окружения, в котором живут дети, от их возраста, возможности показать те или иные предметы, и обусловлен значимостью предметов для дошкольников, интерес к его прошлому, настоящему и будущему.
В. А. Деркунская же считала, что для старших дошкольников игры – эксперименты необходимо ориентировать на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики». Ребенку 5 – 7 лет такая практика позволяет самостоятельно обобщать имеющиеся у него знания и представления в систему, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, сделать правильные выводы.
О. В. Дыбина важное место в ознакомлении старших дошкольников с материалом предметов отдавала процессу освоения действий разного характера (экспериментирование, моделирование, алгоритмические) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). Для детей данного возраста характерно умение самостоятельно выделять общие свойства и качества предметов, актуализировав прошлый опыт. Они ставят перед собой поисково – творческие задачи, высказывают свои предположения и определяют алгоритм деятельности.
1.2. Роль опытов и экспериментов в ознакомлении с предметным миром дошкольников, правила их проведения.
Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана экспериментальной деятельностью. Н. Н. Поддъяков писал: «В абсолютном большинстве случаев экспериментирование не задано ребенку заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится им самим по мере получения всех новых сведений об изучаемом объекте или явлении».
Детское экспериментирование является одним из важнейших средств развития познавательной активности, которая направленна на познание ими окружающего мира. Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбина и Н. А. Короткова изучали особенности детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Познавательно - исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого "детского экспериментирования" с предметами или вербального исследования - вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, а с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.
Как отмечает О. В. Дыбина, важным в использовании метода экспериментирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста является то, что в процессе эксперимента :
- дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;
- у ребенка обогащается память; мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
- у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного;
- происходит обогащение умственных умений (приемов и операций);
- формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
О роли экспериментирования при ознакомлении дошкольников с предметным миром, говорили многие ученые, педагоги, психологи, но наиболее точно эту роль можно проследить в работе М. К. Тимирязева. Им было отмечено то, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в способности его дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование имеет достаточно простую и понятную структуру: постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, вывод; фиксация результатов; вопросы детей.
Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками – очень трудоемкий процесс, в ходе которого, воспитателю необходимо не только продумать его ход, но и организовать рабочее пространство, не нарушив правил проведения и техники безопасности.
Соблюдение воспитателем правил проведения экспериментирования с дошкольниками, помогает ему достичь всех поставленных задач. Правила организации планового наблюдения, в своей работе описала А. И. Иванова:
1. Определение педагогом дидактических задач.
2. Подбор объекта наблюдения, соответствующий требованиям.
3. Знакомство воспитателя с этим объектом и осваивание техники экспериментирования с ним.
4. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
5. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
6. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы
7. Решения задач, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия.
8. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
9. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в
порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
Детское экспериментирование не таит в себе огромной опасности, но при её организации воспитателю следует обязательно помнить и проговаривать с детьми правила безопасности. «Представляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них все, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного. Я не знаю, видел ли кто-нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинил себе значительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий» - мнение Ж. -Ж. Руссо.
1. Требования безопасности во время экспериментальной деятельности :
1.1. Обеспечить безопасное проведение эксперимента, опыта для жизни и здоровья детей
1.2. Рассаживать воспитанников за столы в соответствии с антропометрическими данными. Мебель должна быть промаркирована.
1.3. Нельзя оставлять детей в помещениях без присмотра взрослых ни на секунду.
1.4. При проведении экспериментов, опытов необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный познавательный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.
1.5. Во время проведения экспериментов, опытов, перемещения из одного помещения в другое необходимо следить за соблюдением детьми правил безопасного поведения: не толкаться.
1.6. В работе использовать только исправные технические средства обучения: магнитофон, телевизор, проектор и др.
1.7. Длительность просмотра познавательных фильмов должна составлять не более 15 мин.
1.8. Следует в обязательном порядке соблюдать нормы и правила охраны жизни и здоровья детей во время экспериментов, опытов : соблюдать режим дня, расписание, длительность опыта, физическую и психологическую нагрузку и др.
1.9. Необходимо исключить ситуации травмирования одним ребенком другого путем рациональной организации детской деятельности.
1.10. Точно выполнять все указания воспитателя при проведении экспериментальной деятельности, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И ОПЫТОВ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ
2.1 Опыт практикующих педагогов по организации детского
экспериментирования с предметами и материалами.
Современный воспитатель должен не только знать особенности проведения экспериментирования с детьми дошкольного возраста, но и уметь применять свои знания на практике.
Обратимся к опыту практикующих воспитателей по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками, направленной на ознакомление их с предметным миром.
Воспитатель О. Н. Марфина МБДОУ №63 г. Ангарск, обобщила опыт работы по теме : «Ознакомление дошкольников с предметным миром». Проведя диагностику детей старшей группы, воспитатель выяснил, что детям данной группы слабо удавалось группировать и классифицировать предметы по общим признакам, они испытывали затруднения при определении предметов рукотворного и природного мира, не проявляли интереса к истории, не могли объяснить целесообразность преобразовательной деятельности человека.
Исходя из результатов данной диагностики, была поставлена цель работы : разработка системы организованной совместной деятельности взрослых и детей для развития представлений о предметном мире детей дошкольного возраста в организованной деятельности со взрослым. Далее, воспитателем были сформулированы конкретные задачи:
1. Раскрыть особенности познания ребёнком предметного мира. Определить уровни, критерии сформированности представлений о предметном мире детей дошкольного возраста.
2. Выявить и экспериментально проверить условия, при которых развитие представлений о предметном мире у детей дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослым будет наиболее эффективным.
3. Разработать и апробировать систему познавательной деятельности и опытов - экспериментов по ознакомлению с предметным миром.
В начале своей работы, воспитатель первым делом критически посмотрел на предметно – развивающую среду и выявил её недостатки. Исходя из них, он начал обогащать и правильно формировать предметно – развивающую среду группы. Вместо разрозненных уголков, был создан «Центр науки и природы», в котором для изучения предметного мира были представлены различные энциклопедии, иллюстративные материалы. Для развития поисково – познавательной деятельности и знакомства со свойствами материалов в центре был организован уголок опытнической деятельности, в котором воспитатель разложил образцы (ткани, металла, пластмассы, дерева, бумаги, стекла). Также, данный центр был обогащён алгоритмами описания свойств и качеств материалов; дидактическими играми на закрепление качественных характеристик предметов и всем необходимым оборудованием для детского экспериментирования на подгруппу детей.
Помимо организации и корректировки предметно – развивающей среды, воспитатель исследовал в своей работе методы и приемы, необходимые для успешного формирования у детей представлений о предметном мире. Так, были выделены следующие методы: репродуктивный, наглядный, игровой, словесный, исследовательский. Все они были использованы воспитателем в ходе проведения множества занятий по ознакомлению детей с предметным миром.
Для положительного результата по формированию у дошкольников представлений о предметном мире, воспитателем была организована совместная деятельность детей с родителями в таких формах, как: мини – музей «История одежды», «Что можно сделать из металла?», выставка познавательных плакатов и ширм «Истории обычных вещей».
В заключение проделанной работы, воспитателем были подведены итоги: было отмечено, что предметный мир имеет большое значение в приобщении ребёнка к социальной действительности, а решение задач по теме стало возможным при условиях: создание творческой предметно - развивающей среды, подобранным методам и приёмам, взаимодействию с родителями.
Воспитатель Т. И. Сучкова детского сада №24 г. Москва, в своей работе обобщила педагогический опыт по теме : «Предметный мир и его роль в процессе социализации личности ребенка». Главной особенностью данной работы стала, выделенная воспитателем, схема предметного мира, где предметы были объединены в три группы:
1. Предметы, которыми ребенок не действует.
2. Предметы, которыми он постоянно пользуется.
3. Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей.
В своей работе воспитатель акцентирует внимание на то, что познание предметного мира ребенком происходит в три этапа. Первый этап: спонтанное исследование – это этап, на котором происходит первое знакомство с предметом, у ребенка появляется в поле зрения предмет и он, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Т. И. Сучкова отмечает, что главной задачей педагога на этом этапе является организация предметной среды таким образом, чтобы в ней были предметы различные по форме, цвету, материалу звучанию. Следующий этап – вариативный, он характеризуется усвоением детьми вариативности использования предметов. И последний этап в ознакомлении детей с предметным миром - спонтанно – исследовательский или преобразующий. Здесь у ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.
В ходе работы, воспитателем был разработан перспективный план и конспекты занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с предметным миром.
Подводя итоги проделанной работы, воспитатель сформулировал вывод: благодаря проведению многочисленных занятий по ознакомлению предметным миром, в том числе экспериментированию, у детей повысился запас знаний. Они стали лучше ориентироваться в мире предметов, выделять опасные и безопасные для них предметы, полезные и интересные, осваивать способы действия с ними. У детей повысилось содержание социального опыта, что повлияло на развитие памяти, речи, ручной умелости. Расширились представления о предметах, их свойствах, качествах, функциях.
Воспитатель 1 категории Г. Р. Королева ГБОУ СОШ "Детский сад Буратино" село Подъем-Михайловка, обобщила педагогический опыт по теме «Дошкольник и рукотворный мир».
Наблюдая за своей группой, воспитатель отметил, что многие дети не понимают назначения предметов и им слабо удается классифицировать их по группам. В связи с такими наблюдениями, им была организованная данная работа, целью которой стало – развитие представления о предметном мире детей дошкольного возраста.
Осознавая важность проблемы формирования интереса к предметному миру, воспитателем был разработан проект «Мир рукотворных предметов». В ходе реализации данного проекта, им проводились занятия по ознакомлению детей с прошлым, настоящим и будущим знакомых им предметов. Все эти занятие способствовали развитию познавательной активности детей, развитию их мышления и воображения. Также, у детей сформировались навыки исследовательской деятельности, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Результатом данного проекта стала выставка поделок из различных материалов «Игрушка – самоделка», приготовленная воспитанниками совместно с родителями.
В данной работе Г. Р. Королева отмечала, что для формирования представлений о предметном мире у дошкольников необходима организация специальных условий, которые способствуют развитию у детей устойчивых и глубоких познавательных интересов : 1) организация разнообразной деятельности (продуктивной, экспериментальной, игровой, учебной, регулятивной, общения); 2) расширение и углубление знаний каждого ребенка; 3) успешное овладение детьми общими и специальными навыками умственной деятельности. 4) включение детей в активный поиск знаний.
В конце своей работы, воспитателем были подведены итоги: благодаря проделанной работе удалось обогатить эмоционально-чувственный опыт детей яркими впечатлениями о предметном мире, расширить и углубить опыт детей знаниями и представлениями о предметном мире, повысить уровень познавательного интереса к предметному миру.