Наталья Курманова
Культурные практики
ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Форма работы: Культурные практики и коллективные трудовые поручения.
Тема: дежурство по столовой (на основе распределения обязанностей по типу общего и/или совместного труда).
Цель: выполнение обязанностей дежурного по столовой.
Задачи:
-развивать умения дошкольников планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, договариваться о распределении обязанностей в небольшой группе сверстников, распределяя работу по способу общего и совместного труда.
- создать предметно-развивающую среду.
Публикация «Культурные практики» размещена в разделах
-поддерживать трудовые усилия ребенка, его желание быть помощником.
Ход конструирования ситуаций.
-Воспитатель привлекает внимание детей стенду «Дежурство по столовой».
- Как вы думаете, что -это? (уголок дежурных по столовой).
- Как можно доказать, что –это дежурные по столовой (посуда, столы, столовые приборы)
- Кому нравиться быть дежурным по столовой? Почему?
- С кем бы ты хотел (а) дежурить? Почему?
Воспитатель: Вы выросли, стали более самостоятельными, много умеете.
А хотите, Незнайке показать, как можно разными способами договорившись накрыть стол. (Да). А сможете? (Да)
Давайте определим последовательность работы: игра «Выложи карточки по порядку» (приложение №1) (в парах, в тройках.)
А сейчас поиграем в игру «Исправь ошибки» (перепутать карточки. работа в парах) (приложение №1)
Напомните, что означают эти карточки- схемы (показ и обсуждение) (приложение №2)
А если нет предметно- схематической модели, то в помощь нам может служить рука человека:
- мизинец означает «цель деятельности»- накрыть стол.
- безымянный – «предмет, материал».
- средний – «инструменты, трудовое оборудование».
- указательный – «трудовые действия».
- большой палец, поднятый вверх – «результат труда».
Сегодня дежурные по столовой
Лиза: с кем бы ты хотела дежурить? (с Соней А., Тимуром Д.)
Вопросы: задействовать картинки-схемы (приложение №2)
- что вы сейчас будете делать?
- как будете выполнять задание?
- с чего начнете (договариваться?
- как будете согласовывать свои действия? (Тимуром Д., Соней А.).
- как узнаете, что выполнили задание правильно? (использовать руку и схемы-модели).
Работа дежурных (аналогично другой способ (совместный или общий труд) (в паре, тройке)
Анализируя с детьми работу дежурных использовать стихотворение Е. Ильиной: : «Лида ставила тарелки…»
- что у вас получилось? (не получилось)
- почему?
- что нужно знать чтобы получилось?
Итог: собраться у стенда «Наше дежурство вместе с воспитателем».
оценить работу дежурных по следующим позициям:
1. Подготовка к дежурству и верное планирование предстоящей работы. Правильный выбор оборудования.
2. Качество выполнение работы.
3. Уборка рабочего места, чистота и порядок.
4. Дружеские взаимодействия между дежурными.
5. Время выполнения работы.
Вопросы: - Чем занимались? Кому помогли (незнайке)
- Как вам это удалось (Лизе Б., Тимуру Д.)
- Что вы делали, чтобы достичь цели «накрыть стол»?
- Какие знания, умения Вам пригодились?
Приложение 1
Приложение 2