Светлана Седалищева
Культурная практика «Маленькие туристы»
▼ Скачать + Заказать документы
Культурной практики «Маленькие туристы»
Седалищева Светлана Владимировна
МБ ДОУ «Детский сад № 259»
г. Новокузнецк
В соответствии с Рабочей программой воспитания ценности Родины и природы являются слагаемыми патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников. При этом важен не объем знаний, а создание ярких образов природных объектов и явлений.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Туризм. Туристическая деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Анализ специальной литературы, изучение практического опыта показали, что одним из путей совершенствования образовательной работы детского сада, усиления ее патриотической направленности является применение элементов детского туризма.
Мы убеждены, что в детском туризме заложены широкие возможности для развития и воспитания дошкольников. Во время походов ребёнок приобщается к удивительному миру природы родного края. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме. Окружающий мир предстаёт ребё нку непосредственно: он его видит, слышит, осязает. Эти образы яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся. Туризм характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку. Универсальность туризма состоит в том, что он всесезонен. А интересно продуманная двигательная активность во время похода имеет оздоровительный эффект.
Идея использования детского туризма не является новой. Отечественные ученые П. Ф. Лесгафт, К. Л. Студинский отмечали, что детский туризм - это ненавязчивый и одновременно эффективный способ расширить кругозор ребенка, познакомить с малой родиной, обучить его новому и интересному.
В связи с этим нами было принято решение о разработке и реализации культурной практики «Маленькие туристы» как наиболее эффективной формы приобщения воспитанников к изучению родного края. Данная деятельность представлена в п. 2.4. рабочей программы педагога «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик».
Цель культурной практики «Маленькие туристы» : развитие личности ребенка средствами детского туризма, формирование мотивации к самостоятельной эколого-познавательной и двигательной деятельности.
Задачи:
1. Развивать интерес к изучению родного края, окружающего мира на примере ближайшего природного окружения.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, побуждать желание ее беречь, охранять.
3. Создавать условия для укрепления здоровья детей, развития умения интересно и содержательно организовывать досуг.
4. Способствовать овладению доступными приемами туристской техники.
5. Развивать общение, навыки сотрудничества детей друг с другом и взрослыми.
Свою работу строим с учетом следующих подходов к использованию туристской деятельности в ДОУ :
– краеведческий - дети на основе местного материала знакомятся с явлениями, объектами природы родного края;
– личностно-деятельностный. Благодаря интересно составленной познавательной и двигательной деятельности в природных и социокультурных условиях у детей формируется интерес к изучению родного края, занятиям туризмом и физической культурой, к здоровому образу жизни;
– здоровьсберегающий - прогулки-походы, наполненные двигательной активностью, природные факторы (солнце, воздух и вода) оказывают на организм оздоровительный эффект;
– культурологический - средствами туризма ребёнок приобщается к отечественной культурной традиции, воспитывается как личность. Ценности родной культуры становятся для него личностно значимыми.
Культурная практика «Маленькие туристы» реализуется со второй младшей группы до подготовительной. На каждый учебный год составляется календарное планирование.
При составлении календарного плана учитывается возраст воспитанников, возможности детского сада с позиции территориального расположения, климатические и погодные условия. В план работы включены различные формы работы с воспитанниками и родителями. С воспитанниками планируются:
- игровая деятельность (дидактические, тренировочные игры, игры-соревнования, игры на ориентирование, подвижные игры);
- беседы;
- коллекционирование и собирательство (собранный материал во время походов собирается, изучается, систематизируется и пополняет экспозиции мини-музея и центров краеведения);
- экспериментирование;
- наблюдение.
Основные направления работы с родителями:
- информирование родителей о содержании данной работы (коллективные обсуждения предстоящего похода, принятие совместных решений, оформление информационного материала);
- подготовка атрибутов, туристского снаряжения (рюкзаки, палатки, туристические коврики);
- непосредственное участие родителей в походе.
Поход – это итоговое мероприятие, которое организуется 1 раз в сезон.
Работа по подготовке и проведению похода проводится поэтапно.
На подготовительном этапе с детьми проводится беседа о маршруте, во время которой они получают возможность продемонстрировать собственные знания о природе, экологических объектах малой родины. Дети участвуют в сборах: самостоятельно собирают рюкзаки, рассматривают предметы туристского снаряжения. Всё это вызывает у воспитанников яркие эмоциональные реакции, будит воображение и желание овладеть новыми умениями.
Основной этап состоит из трёх равнозначных, взаимосвязанных между собой частей: дорога до места стоянки, отдых и игры, познавательная деятельность на стоянке, дорога обратно. На этом этапе активными участниками становятся родители.
Одной из задач походов является воспитание ценностного отношения к окружающей среде. В местах проведения похода взрослые подчёркнуто бережно относятся к каждой травинке, цветку, кустику, к птичьим гнёздам. Соблюдают правило: там, где побывал человек, должна оставаться чистота.
По дороге до места стоянки организуются беседы, наблюдения, дети собирают природный материал, «работают» с картой, сверяя маршрут. Основная работа разворачивается на стоянке. После того, как разбит лагерь, наступает время веселой досуговой деятельности, тщательного изучения и исследования природных объектов.
Для этого разработана технологическая карта изучения объекта (объекты живой или неживой природы) включает в себя следующие этапы:
1. Как называется объект (предмет?
2. Место расположения объекта (предмета) (возле реки, в лесу, в городе, на улице).
3. Что окружает объект (предмет) (деревья, трава, цветы, листья, ветки, здания?
4. Внешний вид, особые детали (величина, цвет, размер, материал, запах, другие отличительные характеристики).
5. История возникновения объекта (предмета) (как возник или появился объект, кто его сделал, зачем или кому он нужен).
6. Будущее объекта (предмета) (как в будущем его могут использовать, как его охранять, что может быть построено вокруг этого объекта).
Дети очень любят, когда настаёт время приёма пищи на свежем воздухе. Для организации весё лого и безопасного пикника также есть некоторые непреложные правила: предварительно обработать руки влажной антибактериальной салфеткой, использовать одноразовую посуду.
Завершающим этапом похода является обратный путь. Важно оценить результативность проведенного похода. Это помогает увидеть все плюсы и минусы его организации. Настроение, самочувствие детей, их впечатления являются главными критериями оценки. Если дети обсуждают увиденное, значит, поход был удачным.
Заключительный этап. Впечатления о походе дети отражают в продуктивной деятельности, в их играх, совместном рассматривании фотографий, обсуждении интересных моментов, планировании следующих походов.
Информация размещается на сайте детского сада, в родительских чатах.
Реализация культурной практики «Маленькие туристы» позволила нам получить положительные результаты.
К концу подготовительной группы дети:
- владеют элементарными туристскими навыками (собирают рюкзак, умеют «читать» простейшую схему-карту, знают правила безопасного поведения в походе);
- знают растения родного края, птиц, насекомых (особенности произрастания и проживания, природные ископаемые (уголь);
- знают правила бережного отношения к природе;
- проявляют заботу друг о друге, оказывают помощь, демонстрируют дружеские взаимоотношения.
По отзывам родителей, данная работа способствовала повышению интереса к семейному туризму. Из 26 семей, 5-7 семей ежегодно стали путешествовать по родному краю, и изучать природу, историю Кузбасса.
Опыт работы по реализации КП «Юные туристы» был обобщен в детском саду. Практические материалы вошли в методическую разработку «Организация культурных практик в дошкольном образовательном учреждении» и отмечен Бронзовой медалью в рамках конкурса на «Лучший экспонат» Кузбасской выставки «Образование. Карьера» (март 2018г.).