Приложение МААМ

Консультация «Культура здоровья семьи — одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка»

Алевтина Вунберова
Консультация «Культура здоровья семьи — одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

Публикация «Консультация „Культура здоровья семьи — одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка“» размещена в разделах

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.

Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.

Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.

В документах ООН (Конвенция «О правах ребенка»; Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей») семья рассматривается как основная ячейка общества, которая выполняет важные социально-экономические функции, обеспечивает естественную среду для материальной, финансовой и эмоциональной поддержки, необходимой для роста и развития его членов, особенно детей, а также для заботы о престарелых, инвалидах и немощных. Семья остается наиважнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей. Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

Вспомним притчу:

Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».

Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец.

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие личности – ведущее направление нашей деятельности, в основе которой лежит принцип единства образовательной и оздоровительной работы с детьми. Каждый ребенок должен ощущать себя счастливым человеком!

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду. Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях:

1)Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2)Систематичность и последовательность работы (в соответствии с ежегодным планом работы коллектива).

3)Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4)Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. 5)Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.

Крепкие, здоровые, духовные семьи - мощное государство. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет человеку общество.

Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

В соответствии с содержанием программы разрабатывались план физкультурно-оздоровительных мероприятий, план образовательной деятельности с детьми, план взаимодействия с родителями. Содержание деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьей включает следующее :

– ознакомление родителей с результатами медицинской диагностики и мониторинга физического развития детей и их представлений о здоровом образе жизни;

– участие в составлении программ оздоровления детей;

– анкетирование родителей;

– ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;

– целенаправленную просветительскую работу;

– ознакомление с оздоровительно-профилактическими мероприятиями.

В этих целях следует использовать различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, встречи с врачами, анкетирование. При поступлении в детский сад следует давать информацию родителям о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья детей. Выяснять отношение пап и мам к различным формам закаливания. Проводить дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с малышами, показываем разные виды физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Приглашать родителей к участию в жизни группы. На информационных стендах для родителей в каждой группе должны быть рубрики, освещающие вопросы профилактики и оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Работа по формированию навыков здорового образа жизни проходит в тесном сотрудничестве инструктора по физической культуре, старшей медсестры, воспитателей, которые организуют деятельность ребенка и родителей, предлагая им различные формы взаимодействия.

При формировании навыков здорового образа жизни в семье внимание должно быть уделено следующим моментам:

1. Взрослые своим примером и пояснениями учат детей всем гигиеническим навыкам: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.

2. Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда.

3. Особое внимание уделяем питанию. Как правильно кушать, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи, почему нельзя разговаривать во время приёма пищи и т. д.

4. Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы -транспорт, соблюдение правил безопасности.

5. Ребенок должен знать, что делать, если случаются травмы или другие непредвиденные ситуации.

6. В каждой семье есть свои традиции. Если вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия, такие как: семейные завтраки – обеды – ужины (по обстоятельствам, совместные прогулки –лыжные или велосипедные, походы в кино, театры, цирк, семейные праздники, семейные чтения, то за психическое и физическое состояние ребенка может быть спокойным.

Двигательная активность – это физиологический акт, основа жизнеобеспечения организма с момента зачатия. Если двигательная активность плода недостаточна, то ребенок рождается с отклонениями в развитии, т. е. происходит несоответствие календарного и биологического возраста. Такое несовпадение ученые называют физиологической незрелостью.

Для того чтобы компенсировать физиологическую незрелость, чрезвычайно важно обеспечить ребенку оптимальную двигательную активность, которая осуществляется в процессе разнообразной двигательной деятельности. Современную семью мы знаем как пассивную в двигательном смысле: компьютер, телевизор, машина, диван, а ведь вся работа по компенсации физиологической незрелости организма ребенка ложится на плечи родителей.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Важно, чтобы родители выступали не только в роли пассивных участников консультаций и зрителей спортивно-развлекательных мероприятий, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках детско-родительских проектов и презентаций семейного опыта. Это дает возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность данного вида деятельности, помогает более грамотно и цельно заниматься физическим развитием детей, передавать положительный опыт другим семьям.

У детей, которые постоянно видят положительный пример педагогов и родителей, постепенно пробуждается интерес к спорту, желание попробовать себя в соревнованиях. Здесь на первый план выдвигается заповедь педагога «не навреди». Спорт должен стать средством здорового отдыха детей и интересным досугом, а не борьбой за секунды и миллиметры. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес дает положительный эффект в работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.

Дети дошкольного возраста очень подвержены внушению, поэтому не надо пугать их болезнями и несчастьями, как это делают многие родители, а необходимо развить у них желание быть здоровыми.

Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример, они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь формировали у родителей. Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

Публикации по теме:

Консультация для клуба молодой семьи «Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ» Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления.

Консультация для родителей «Движение — заряд бодрости и здоровья ребенка» Движения, физические упражнения для развивающегося организма – насущная потребность. Известное изречение русского физиолога Сеченова «Функция.

Консультация для родителей «Компьютер — друг или враг? Рекомендации по сохранению здоровья ребенка» Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и.

Консультация для родителей «Прогулки в природу — основа здоровья ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка» Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания.

Консультация для родителей «Закаляйся, если хочешь быть здоров. Укрепление здоровья ребенка» «Закаляйся, если хочешь быть здоров». Уважаемые родители! Для того, чтобы укрепить здоровье вашего ребёнка, необходимы специальные закаливающие.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка» «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Здоровье - понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье - это.

Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников»Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников» Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников» Здоровье – это состояние физического.

Создание необходимых условий для воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста Слайд 1 Тема моего выступления: Создание необходимых условий для воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста Слайд 2 Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Культура здоровья семьи — одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка»
Опубликовано: 7 января 2018 в 08:34
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Культура здоровья семьи — одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Вунберова (УИ 762586) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД