Елена Власова
Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок-занятие по ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к методическому семинару
Тема «Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности»
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне,в сравнении с теми,
кто такой школы не прошёл».
К. Е. Тимирязев
Публикация «Муниципальный конкурс профессионального мастерства „Мой лучший урок-занятие по ФГОС“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Маленькие дети по своей природе исследователи. Это объясняется тем, что младшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Малышам хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира.
Очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт диктуют нам сегодня направление на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.
Поэтому тема методической разработки «Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности» является актуальной на сегодняшний день.
Актуальность данного опыта заключается в необходимости формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Теоретическую основу педагогического опыта составляют труды многих отечественных педагогов. Познавательной активностью ребёнка занимались Е. Э. Баранова, Н. В Зайцева, А. Н. Поддъяков, Н. Минакова, А. И. Савенков и др. По их мнению, актуальность проблемы развития познавательной активности заключается в том, что взаимодействие ребёнка с окружающим миром зависит от его активности и деятельности. Активность закладывает начало формирования умственных качеств личности, её инициативности и самостоятельности.
В работах многих отечественных педагогов: Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Диапазон личного вклада и степень его новизныпроявляется в творческом использовании инновационных методов игрового проблемного обучения в процессе опытно – экспериментальной деятельности, с целью формирования познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста.
Для того, чтобы методически правильно организовать работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, я решила более углубленно проработать данную тему.
Изучив практические и теоретические материалы о детской экспериментальной деятельности, я определила
цель моей работы - развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Создание развивающей предметно – пространственной среды
2. Формирование представления детей об окружающем мире
3. Стимулирование речевой и мыслительной активности детей
4. Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
В основе ведущей педагогической идеи лежит формирование познавательной активности детей, путем внедрения опытно – экспериментальной деятельности, которая позволит ребенку реализовать свои познавательные способности.
Алгоритм методической работы по данному направлению
На подготовительном этапе мной былаподобрана и изучена методическая литература, создана предметно - развивающая среда в соответствии с возрастом детей, проведена диагностика познавательной активности детей, разработано перспективное планирование по экспериментальной деятельности.
В начале учебного года проведено обследование уровня познавательной сферы детей используя диагностику К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой. Результаты диагностики показывают, что у детей 2-3-х лет преобладает низкий и средний уровень развития познавательных способностей по таким критериям как проявление интереса, выполнение опыта по образцу. Так же большинство детей затрудняются в формулировке выводов даже с помощью взрослого. Наиболее легким для детей был метод наблюдения.
В среднем у большинства детей наблюдается низкий уровень познавательной активности. Таким образом, по результатам предварительной диагностики можно сделать вывод, что развитие познавательных способностей является актуальным направлением работы с детьми раннего дошкольного возраста.
При организации опытно – экспериментальной деятельности применяются разные формы работы с детьми: НОД, фрагмент НОД, игровая деятельность, в процессе наблюдения и режимных моментах. Каждая из них имеет свои преимущества, возможно сочетание предлагаемых форм.
• Методы и приемы я использую как традиционные: наглядные, словесные, практические; так и инновационные - метод проблемного игрового обучения.
Приемы также имеют разнообразный характер:
• Игровая мотивация
• Проблемно – поисковый
• Сюрпризный момент
• Использование коммуникативныхтехнологий
• Музыкальное сопровождение
• Исследовательский
• Метод проектов
Фрагмент перспективного планирования по экспериментальной деятельностина учебный год составлен на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач. Согласно тематическому плану разработан цикл занятий и картотека опытов.
Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочных героев. В группе организован уголок экспериментирования, «хозяином» которого может быть любой сказочный герой. Уголок экспериментальной деятельности оборудовандидактическим столом для игр с водой и песком, где содержатся книги познавательного характера для малышей в картинках, песок, набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр с водой поролоновые губки, простейшие приборы и приспособления: сита, лопатки, формочки, мельницы и др. «Погремушки», «Звонкие бутылочки» (коробочки, баночки с разными наполнителями).
Свою работу на практическом этапе я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно - манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Знакомясь с темой «Песок», проводились различные эксперименты с песком. На прогулке в ходе дидактической игры «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
С большим интересом рассматривая песочные часы – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.
С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.
При проведении дидактической игры «Сделаем ветерок» дети дули на вертушки, убеждаясь, что воздух двигает предметы. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха. При пускании мыльных пузырей дети познакомились с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,
удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи. Так, например, мы предлагали детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители
помогали, направляли детей на выполнение заданий. Также родителям предлагали домашние задания по поиску информации и иллюстративного материала. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к этому занятию. Для просвещения родителей проведены консультации по темам:
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
-«Экспериментирование с водой, песком»;
- «Игра или экспериментирование»;
Оформлены папки-передвижки, буклеты. Также родители могут ознакомиться с информацией на сайте ДОУ. Наша работа с родителями основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимаются экспериментальной деятельностью.
В ноябре была проведена промежуточная диагностика с целью выявления уровня познавательной активности детей. Использовалась та же методика обследования уровня познавательной сферы детей К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой.
У детей за данный промежуток времени повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор познанием мира природы. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что такая система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их умственного развития в целом. Анализ результатов диагностики показал, что у детей заметно повысился уровень познавательного интереса.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Чем раньше привить любовь к природе, расширять знания об окружающем мире, тем качественнее будут протекать такие психические процессы у детей, как воображение, память, внимание, восприятие, мышление.
Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Поэтому я планирую продолжать развивать у детей интерес, любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования.
Для дальнейшей работы в уголке экспериментирования необходимо пополнять его материалом — дидактическим, практическим, наглядным.
До конца учебного года в данной группе согласно разработанному перспективно – тематическому плану будет проводиться дальнейшая работа по ознакомлению детей с такими объектами неживой природы как:
• Игры со снегом и льдом
• Игры с камнями
• Игры с крупой
• Игры с бумагой и древесиной
• Игры со звуком
Сравнивая результатов выявленных в процессе работы срезов, можно судить о том, что познавательный интерес возрос, знания во многом расширились, углубились, систематизировались.
Опыт получает распространение в различных формах и видах деятельности.
мини – сайт на МААМ https://www.maam.ru/users/
elena070880
Страница группы на сайте МБДОУ д/с «Рябинушка» (ds.pvl.su)
Обмен опытом с коллегами на педагогических советах.
Список литературы
1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Система работы в первой младшей группе детского сада. -М. : Мозаика – Синтез, 2013.
2. Коробова М. В. Малыш в мире природы: метод. пособие для воспитателей и родителей / М. В. Коробова, Р. Ю. Посылкина; [науч. Ред. Г. Г. Григорьева]. – М. : Просвещение, 2005.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : Сфера, 2005.
4. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.
5. Крашенников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников: Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.