Получи документы

Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок-занятие по ФГОС»

Елена Власова
Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок-занятие по ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка к методическому семинару

Тема «Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности»

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне,в сравнении с теми,

кто такой школы не прошёл».

К. Е. Тимирязев

Публикация «Муниципальный конкурс профессионального мастерства „Мой лучший урок-занятие по ФГОС“» размещена в разделах

Маленькие дети по своей природе исследователи. Это объясняется тем, что младшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Малышам хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира.

Очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт диктуют нам сегодня направление на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

Поэтому тема методической разработки «Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности» является актуальной на сегодняшний день.

Актуальность данного опыта заключается в необходимости формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Теоретическую основу педагогического опыта составляют труды многих отечественных педагогов. Познавательной активностью ребёнка занимались Е. Э. Баранова, Н. В Зайцева, А. Н. Поддъяков, Н. Минакова, А. И. Савенков и др. По их мнению, актуальность проблемы развития познавательной активности заключается в том, что взаимодействие ребёнка с окружающим миром зависит от его активности и деятельности. Активность закладывает начало формирования умственных качеств личности, её инициативности и самостоятельности.

В работах многих отечественных педагогов: Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Диапазон личного вклада и степень его новизныпроявляется в творческом использовании инновационных методов игрового проблемного обучения в процессе опытно – экспериментальной деятельности, с целью формирования познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста.

Для того, чтобы методически правильно организовать работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, я решила более углубленно проработать данную тему.

Изучив практические и теоретические материалы о детской экспериментальной деятельности, я определила

цель моей работы - развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Создание развивающей предметно – пространственной среды

2. Формирование представления детей об окружающем мире

3. Стимулирование речевой и мыслительной активности детей

4. Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

В основе ведущей педагогической идеи лежит формирование познавательной активности детей, путем внедрения опытно – экспериментальной деятельности, которая позволит ребенку реализовать свои познавательные способности.

Алгоритм методической работы по данному направлению

На подготовительном этапе мной былаподобрана и изучена методическая литература, создана предметно - развивающая среда в соответствии с возрастом детей, проведена диагностика познавательной активности детей, разработано перспективное планирование по экспериментальной деятельности.

В начале учебного года проведено обследование уровня познавательной сферы детей используя диагностику К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой. Результаты диагностики показывают, что у детей 2-3-х лет преобладает низкий и средний уровень развития познавательных способностей по таким критериям как проявление интереса, выполнение опыта по образцу. Так же большинство детей затрудняются в формулировке выводов даже с помощью взрослого. Наиболее легким для детей был метод наблюдения.

В среднем у большинства детей наблюдается низкий уровень познавательной активности. Таким образом, по результатам предварительной диагностики можно сделать вывод, что развитие познавательных способностей является актуальным направлением работы с детьми раннего дошкольного возраста.

При организации опытно – экспериментальной деятельности применяются разные формы работы с детьми: НОД, фрагмент НОД, игровая деятельность, в процессе наблюдения и режимных моментах. Каждая из них имеет свои преимущества, возможно сочетание предлагаемых форм.

Методы и приемы я использую как традиционные: наглядные, словесные, практические; так и инновационные - метод проблемного игрового обучения.

Приемы также имеют разнообразный характер:

• Игровая мотивация

• Проблемно – поисковый

• Сюрпризный момент

• Использование коммуникативныхтехнологий

• Музыкальное сопровождение

• Исследовательский

• Метод проектов

Фрагмент перспективного планирования по экспериментальной деятельностина учебный год составлен на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач. Согласно тематическому плану разработан цикл занятий и картотека опытов.

Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочных героев. В группе организован уголок экспериментирования, «хозяином» которого может быть любой сказочный герой. Уголок экспериментальной деятельности оборудовандидактическим столом для игр с водой и песком, где содержатся книги познавательного характера для малышей в картинках, песок, набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр с водой поролоновые губки, простейшие приборы и приспособления: сита, лопатки, формочки, мельницы и др. «Погремушки», «Звонкие бутылочки» (коробочки, баночки с разными наполнителями).

Свою работу на практическом этапе я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно - манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Знакомясь с темой «Песок», проводились различные эксперименты с песком. На прогулке в ходе дидактической игры «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

С большим интересом рассматривая песочные часы – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Сделаем ветерок» дети дули на вертушки, убеждаясь, что воздух двигает предметы. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха. При пускании мыльных пузырей дети познакомились с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,

удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи. Так, например, мы предлагали детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители

помогали, направляли детей на выполнение заданий. Также родителям предлагали домашние задания по поиску информации и иллюстративного материала. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к этому занятию. Для просвещения родителей проведены консультации по темам:

- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

-«Экспериментирование с водой, песком»;

- «Игра или экспериментирование»;

Оформлены папки-передвижки, буклеты. Также родители могут ознакомиться с информацией на сайте ДОУ. Наша работа с родителями основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимаются экспериментальной деятельностью.

В ноябре была проведена промежуточная диагностика с целью выявления уровня познавательной активности детей. Использовалась та же методика обследования уровня познавательной сферы детей К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой.

У детей за данный промежуток времени повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор познанием мира природы. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что такая система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их умственного развития в целом. Анализ результатов диагностики показал, что у детей заметно повысился уровень познавательного интереса.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Чем раньше привить любовь к природе, расширять знания об окружающем мире, тем качественнее будут протекать такие психические процессы у детей, как воображение, память, внимание, восприятие, мышление.

Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Поэтому я планирую продолжать развивать у детей интерес, любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования.

Для дальнейшей работы в уголке экспериментирования необходимо пополнять его материалом — дидактическим, практическим, наглядным.

До конца учебного года в данной группе согласно разработанному перспективно – тематическому плану будет проводиться дальнейшая работа по ознакомлению детей с такими объектами неживой природы как:

• Игры со снегом и льдом

• Игры с камнями

• Игры с крупой

• Игры с бумагой и древесиной

• Игры со звуком

Сравнивая результатов выявленных в процессе работы срезов, можно судить о том, что познавательный интерес возрос, знания во многом расширились, углубились, систематизировались.

Опыт получает распространение в различных формах и видах деятельности.

мини – сайт на МААМ https://www.maam.ru/users/

elena070880

Страница группы на сайте МБДОУ д/с «Рябинушка» (ds.pvl.su)

Обмен опытом с коллегами на педагогических советах.

Список литературы

1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Система работы в первой младшей группе детского сада. -М. : Мозаика – Синтез, 2013.

2. Коробова М. В. Малыш в мире природы: метод. пособие для воспитателей и родителей / М. В. Коробова, Р. Ю. Посылкина; [науч. Ред. Г. Г. Григорьева]. – М. : Просвещение, 2005.

3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : Сфера, 2005.

4. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.

5. Крашенников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников: Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.

Публикации по теме:

Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ «Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ» Составитель: старший воспитатель.

Аналитическая справка «Уровень профессионального мастерства воспитателя» Цель педагогического анализа: «Взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста при проведении НОД по программе «Истоки» и воспитание.

Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года»Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» 2019 г. В конкурсе профессионального педагогического мастерства я участвовала впервые. Когда мне предложили принять участие в конкурсе "Воспитатель.

Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года-2019»Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года-2019» «Я очень рада, что стала участником этого замечательного конкурса, в рамках которого все педагоги могли проявить себя и посмотреть на.

Муниципальный профессиональный конкурс «Педагог года — 2017». Описание презентации «Педагогическая гостиная» Педагогическая гостиная. Тема «Формирование экологических представлений по средством игры» 1сл. - Указом президента Российской Федерации.

Презентация «Педагогический артистизм как компонент профессионального мастерства воспитателя» Педагогический артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда деятельность.

Районный конкурс профессионального мастерства среди команд педагогов ДОУ Новоильинского района «Мы умеем все»Районный конкурс профессионального мастерства среди команд педагогов ДОУ Новоильинского района «Мы умеем все» Районный конкурс профессионального мастерства среди команд педагогов ДОУ Новоильинского района «Мы умеем все!» Оборудование и инвентарь:.

Самопрезентация на конкурс педагогического мастерства «Учитель года-2019» в номинации «Педагогический дебют» Позвольте представить вашему вниманию самопрезентацию на конкурс «Учитель года 2019» в номинации «Педагогический дебют» (1 слайд) Зовут.

Рисунки на муниципальный конкурс «Красота Божьего мира»Рисунки на муниципальный конкурс «Красота Божьего мира» Воспитанники логопедической группы №1 МБДОУ детский сад комбинированного вида №14 приняли участие в муниципальном конкурсе "Красота Божьего.

Конкурс педагогического мастерства «Воспитатель — 2019» Конкурс педагогического мастерства «Воспитатель года» Цели и задачи: 1. Выявление талантливых воспитателей, их поддержка и поощрение; 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок-занятие по ФГОС»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 19:37
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок-занятие по ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Власова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД