Процкив Ирина
Культура речи педагога. Презентация для педагогического совета
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива или для обращения к самому себе.
Культура речи – соответствие речи требованиям, предъявляемым к языку в определенный исторический период.
Характеристика речи педагога.
Содержательность речи педагога –объем выраженных мыслей, зависящий от подготовленности учителя.
Понятность речи учителя –избирательный отбор материала, доступного ученикам.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Выразительность речи –эмоциональная насыщенность, обеспечивающаяся интонацией и смысловыми акцентами.
Действенность речи –влияние на мысли, чувства, поведение с учетом индивидуальных особенностей слушателей.
Правильность речи – соответствие речевым нормам современного русского литературного языка, точность словоупотребления. Предложения должны быть построены синтаксически правильно, что ускоряет усвоение услышанного.
Богатство речи. Для того чтобы найти путь к умам учеников, учителю необходимо умение доходчиво и в то же время ярко и впечатляюще выразить любую мысль. “Пусть не мысль ваша, – писал известный своим красноречием русский адвокат А. Ф. Кони, – ищет слова и в этих поисках теряет время и утомляет слушателей, пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят пред вашею мыслью в полном ее распоряжении”.
Краткость и лаконичность. Умение освободить речь от лишних слов, от “воды” со времен Цицерона считалось величайшим достоинством оратора. Ненужные слова, слова-паразиты, небрежные формулировки, неоправданные повторения и отступления засоряют речь, лишают ее живости и естественности. Ученики теряют мысль учителя.
Ясность и точность. Ясность речи педагога – это умение найти словесную форму, доступную ученикам. Простота – это умение доходчиво говорить о важных и сложных вещах.
Эмоциональность – это не “украшение”, а необходимый рабочий элемент речи педагога. Она естественна потому, что цель работы воспитателя – не только выразить мысль или пересказать учебный материал, но и наилучшим образом воздействовать на детей с тем, чтобы материал был понят и усвоен учениками. Умело построенная речь будит мысль, заставляет думать и стимулирует определенные эмоции.
Речь педагога призвана обеспечить :
1) продуктивное взаимодействие между педагогом и детьми;
2) положительное воздействие воспитателя на сознание, чувства детей с целью формирования и коррекции их убеждений и мотивов деятельности;
3) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;
4) рациональную организацию учебной и практической деятельности воспитанников.
Речевая техника – совокупность элементарных приемов фонационного дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков и позволяющих учителю с максимальной эффективностью осуществлять речевое воздействие.
Дикция – это четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка, которая обеспечивает ясность восприятия. Она зависит как от устройства речевого аппарата, так и от его правильной работы, умелого использования. Небрежная или вялая речь становится неразборчивой и трудной для понимания, особенно, если некоторые существенные для содержания слов звуки произносятся неясно или заменяются другими, если окончания слов “проглатываются”.
Вывод:
Под речью педагога понимается не просто процесс говорения, передачи информации. Коммуникативное поведение воспитателя – такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения педагога, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы.