Процкив Ирина
Культура речи педагога. Презентация для педагогического совета
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива или для обращения к самому себе.
Культура речи – соответствие речи требованиям, предъявляемым к языку в определенный исторический период.
Характеристика речи педагога.
Содержательность речи педагога –объем выраженных мыслей, зависящий от подготовленности учителя.
Понятность речи учителя –избирательный отбор материала, доступного ученикам.
Публикация «Культура речи педагога, Презентация для педагогического совета» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Выразительность речи –эмоциональная насыщенность, обеспечивающаяся интонацией и смысловыми акцентами.
Действенность речи –влияние на мысли, чувства, поведение с учетом индивидуальных особенностей слушателей.
Правильность речи – соответствие речевым нормам современного русского литературного языка, точность словоупотребления. Предложения должны быть построены синтаксически правильно, что ускоряет усвоение услышанного.
Богатство речи. Для того чтобы найти путь к умам учеников, учителю необходимо умение доходчиво и в то же время ярко и впечатляюще выразить любую мысль. “Пусть не мысль ваша, – писал известный своим красноречием русский адвокат А. Ф. Кони, – ищет слова и в этих поисках теряет время и утомляет слушателей, пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят пред вашею мыслью в полном ее распоряжении”.
Краткость и лаконичность. Умение освободить речь от лишних слов, от “воды” со времен Цицерона считалось величайшим достоинством оратора. Ненужные слова, слова-паразиты, небрежные формулировки, неоправданные повторения и отступления засоряют речь, лишают ее живости и естественности. Ученики теряют мысль учителя.
Ясность и точность. Ясность речи педагога – это умение найти словесную форму, доступную ученикам. Простота – это умение доходчиво говорить о важных и сложных вещах.
Эмоциональность – это не “украшение”, а необходимый рабочий элемент речи педагога. Она естественна потому, что цель работы воспитателя – не только выразить мысль или пересказать учебный материал, но и наилучшим образом воздействовать на детей с тем, чтобы материал был понят и усвоен учениками. Умело построенная речь будит мысль, заставляет думать и стимулирует определенные эмоции.
Речь педагога призвана обеспечить :
1) продуктивное взаимодействие между педагогом и детьми;
2) положительное воздействие воспитателя на сознание, чувства детей с целью формирования и коррекции их убеждений и мотивов деятельности;
3) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;
4) рациональную организацию учебной и практической деятельности воспитанников.
Речевая техника – совокупность элементарных приемов фонационного дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков и позволяющих учителю с максимальной эффективностью осуществлять речевое воздействие.
Дикция – это четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка, которая обеспечивает ясность восприятия. Она зависит как от устройства речевого аппарата, так и от его правильной работы, умелого использования. Небрежная или вялая речь становится неразборчивой и трудной для понимания, особенно, если некоторые существенные для содержания слов звуки произносятся неясно или заменяются другими, если окончания слов “проглатываются”.
Вывод:
Под речью педагога понимается не просто процесс говорения, передачи информации. Коммуникативное поведение воспитателя – такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения педагога, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы.