Алексеева Юлия
Консультация «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Культура речи педагога»
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А. Ф. Кони).
Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» (А. П. Чехов).
Что такое речь?
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей, передача накопленного опыта веками, создаваемых на основе определённых правил.
Публикация «Консультация „Культура речи педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Речь – это уникальное явление, которое дарит возможность давать разностороннюю характеристику человеку, она служит проводником мыслей, познаний, чувств, намерений между людьми.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности
Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
В русском языке существует пять основных стилей речи :
1. Научный стиль - научная сфера.
2. Публицистический стиль – ораторское мастерство и зык газет.
3. Официально-деловой стиль – язык деловых бумаг и документов, официально-деловое общение людей.
4. Литературно -художественный – художественные произведения.
5. Разговорный - общение в неофициальной обстановке.
К какому стилю речи относится речевой стиль педагога?
Официально-деловой стиль!
Задачи официально-делового стиля: передать официальную и деловую информацию, это точность изложения информации в административно-общественной деятельности, т. е. общение между педагогами-воспитателями и родителями.
Существует несколько компонентов коммуникативной культуры педагога :
Компоненты коммуникативной культуры педагога :
1. Культура речи;
2. Культура общения;
3. Эмоциональная культура;
4. Культура мышления
Культура речи - одна из составляющих педагогического мастерства, важнейшее профессиональное требование.
Что такое культура речи?
Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.
Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.
Из чего же складывается культура речи педагога?
К компонентам профессиональной культуры речи педагога относятся :
-Качество языкового оформления речи;
-Ценностно-личностные установки педагога;
-Коммуникативная компетентность;
-Чёткий отбор информации для создания высказывания;
-Ориентация на процесс непосредственной коммуникации;
-Простота и ясность изложения;
-Грамотность построения фраз;
-Выразительность-интонация, тональность;
-Правильное использование специальной терминологии;
-Образование педагога;
-Воспитание в семье;
- Самообразование.
К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:
-нечёткая артикуляция звуков в процессе речи;
-побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
-произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
-неправильное ударение в словах;
-монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
-ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
-многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
-насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
-использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
-частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
-засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать, значит и т. д. ; междометия: «ага», «угу», «ого».)
-копирование речи малышей, «сюсюканье»;
-использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.
(Игра с коллегами «Исправь ошибки»)
Исходя из этого, к речи педагога предъявляются следующие требования и правила:
-Правильно и внятно произносить все звуки родного языка;
-Чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
-Строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
-Использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса- не громко, но так, чтобы каждый мог услышать; ритм; темп-скорость около 120 слов в минуту; логические ударения; паузы-логические и психологические);
-В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
-Связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
-Использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
-Соответствие нормам языка, правильное использование орфоэпии, грамматики.
-Богатый и разнообразный словарный запас.
-Логическая связь между отдельными компонентами высказывания.
-Точность формулировки и грамотность определений.
-Выразительность, позволяющая сделать язык эффективнее, красивее, понятнее и ближе малышам.
-Отсутствие неуместных высказываний и выражений, отказ от использования «мусорных» слов, жаргона и диалекта.
-Уместность – использование определенных правил и норм этикета и общения.
Все эти правила и требования к речи педагогов применимы в общении между педагогами-воспитателями, детьми и родителями.
Культура речи - это, прежде всего этикет.
Поэтому одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога - владение нормами речевого этикета.
Что такое этикет?
Этикет-совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (детям, родителям, коллегам). Это нормы и правила, отражающие представление о должном поведении людей в обществе.
Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.
И конечно же в своей профессиональной деятельности я уделяю большое внимание и значение своей речи и правилам этикета.
Детям как младшего дошкольного возраста, так и старшего, нравятся музыкальные попевки-приветствия («Здравствуйте, ладошки», «Здоровалка», «До свидания» др.) Музыкально-дидактические игры по этикету и культуре речи («Как тебя зовут?», «Найди друзей», «Сказочный мир балета», «Цветик - семицветик» и др.)
А так же сюжетно-ролевые игры - «Театр», «Автобус», «Поход в магазин», «Больница»», «Парикмахерская», «У меня зазвонил телефон» и др.
и инсценировки сказок)
Праздники, развлечения, минутки радости и квесты по этой теме проходят весело, познавательно, с интересом и восторгом. На этих мероприятиях ребята овладевают умением применять вежливые, культурные слова в разговорной речи, осваивают правила этикета.
(Музыкальная игра «Вежливые цыплята»; Праздник-безобразник «В гостях у Маршала»; Праздник вежливости «Бал шляпок»; Квест-игра «Путешествие в Страну Этикета»; Развлечение «Поможем Незнайке –Потерянные слова в Солнечном городе», Тематическое развлечение «Вежливый пешеход» …
В ходе этих занятий, праздников и развлечений использовались как музыкальные, так и словестные игры по культуре речи и правилам этикета.
(Взаимодействие с коллегами – музыкальными руководителями : пропевание музыкальных приветствий, словестные игры)
К речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для его воспитанников. От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.