Елена Юсупова
Родительское собрание в средней группе «Вежливость и культура общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель:
Юсупова Елена Николаевна,
воспитатель.
Екатеринбург
2018
Цель: Привлечение родителей к совместной работе по овладению навыками вежливости, культуры общения и культуры поведения.
Задачи:
1. Актуализировать понятие «культура поведения»;
2. Определить основные аспекты воспитания культуры поведения у дошкольников;
3. Расширить представления родителей о значении воспитания культуры поведения в жизни дошкольника;
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Вежливость и культура общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
4. Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей;
5. Создать условия для обмена семейным опытом;
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: помещение музыкального зала.
Оборудование: интерактивная доска с проектором, фишки, листы а3, фломастеры, карандаши.
План проведения:
I. Вступительный этап: вступительная речь воспитателя, проведение игр с детьми "Вежливые слова".
II. Основной этап: постановка актуальных вопросов, проведение игр с родителями "Аукцион вежливых слов", " Мнемоигра", " Игра с фишками";
III. Заключительный этап: подведение итогов собрания.
Ход собрания.
I. вступительный этап. Педагог проводит игру с детьми "Вежливые слова". После игры дети возвращаются в группу.
II. Основной этап.
Слайд 1
Итак, уважаемые родители, я думаю вы уже догадались, о чем мы сегодня будем с вами беседовать? (Ответы родителей).
Мы поговорим о вежливости, о культуре поведения, культуре общения.
Слайд 2
Почему именно сейчас? Потому что в возрасте 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо», это самый благоприятный возраст для формирования культуры поведения.
Многих родителей удивляет поведение их детей в более старшем возрасте, был примерный ребенок и вдруг грубит, хамит и хлопает дверью. На поведение подростка в будущем влияет не только кризис, но и то, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет. Ребенок впитывает все, что видит и слышит.
Много лет людьми создавались правила поведения и этикета, цель которых воспитание нравственных качеств: доброты, чуткости, сердечности. Эти правила призваны прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, разговоре, приеме гостей, сервировке стола - словом во всем, с чем мы входим в общество. Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдет сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдем ответы на многие вопросы.
Слайд 3
Уважаемые родители, как вы думаете, какие привычки культурного поведения должен иметь ребенок-дошкольник? (Ответы родителей).
Давайте посмотрим, все ли мы с Вами перечислили. Предлагаю ознакомиться с основными правилами культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.
1. знать и использовать без напоминания в ситуациях общения вежливые слова (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извини и др.)
2. обращаться к окружающим по имени, к взрослым – по имени и отчеству
3. уметь считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать и делиться
4. знать и соблюдать правила поведения в общественных местах : в транспорте, магазине, на улице
5. проявлять желание участвовать в труде, помогать взрослым: приготовить столы к обеду, убрать одежду, прибрать игрушки
6. стремление защищать слабого, пожалеть обиженного, того, кому больно
7. привычка говорить правду
Слайд 4
Какие же трудности могут возникнуть в формировании культуры поведения у детей?
1. Ребенок не здоровается. Действительно, одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третья - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, помочь ему справится. Чаще всего не здороваются очень скромные и застенчивые дети, чем больше мы на них давим, тем больше они замыкаются. Лучше показывать личным примером умение доброжелательно здороваться с соседями, друзьями, родственниками, сотрудниками детского сада.
Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила. Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг другу здоровья и хорошего настроения. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить «Привет!», бесполезно требовать от ребенка здороваться по-другому.
Слайд 5
2. Ребенок перебивает взрослого. Детям трудно понять, что разговор взрослых перебивать неприлично. Почему ребенок не может подождать и перебивает взрослого? Есть несколько причин:
Во-первых, в силу своего возраста, ребенок эгоцентричен, он воспринимает себя как "Центр вселенной", в силу возраста ему еще трудно думать о других, его волнует только он сам, у его еще не сформировалось понимание того, что надо быть сдержанее.
Во-вторых, в этом возрасте у ребенка очень высока познавательная активность, ему хочется сейчас же без промедления поделиться новой информацией, новостью, открытием.
В-третьих, в нашем информационном обществе очень сложно воспитать слушателя, вербализм очень сильно влияет на формирование личности, умение слушать является сейчас редким качеством.
Но все же необходимо объяснить ребенку, что без особой необходимости перебивать говорящего человека нельзя, но необходимо это делать в ситуациях какой-либо опасности.
Слайд 6
3. Ребенок говорит грубые слова, ненормативную лексику. Почему дети так охотно повторяют нехорошие выражения? В первую очередь, их привлекает эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек выглядит безгранично самоуверенным, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает атмосфера волнения и напряжения. Произнесённые таким тоном слова не могут остаться не замеченными окружающими.
И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, естественно, ребёнок, стремящийся во всём походить на старших, будет намеренно употреблять запрещённые выражения.
Родителям же не надо пугаться этих слов и застывать в шоке, услышав их от ребёнка, не стоит отрицать существование брани. Лучше просто дать понять: «Мне не нравятся эти слова, но я знаю об их существовании и значении».
Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребёнка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы не слышали. Тогда о «достижениях» своего ребёнка в этой области родители будут узнавать от педагогов.
Во избежание раннего появления ругательств в лексиконе ребёнка взрослым необходимо следить за собственной речью. Если же ребёнок вас самих «поймал на слове», надо извиниться, сказав, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь старайтесь держать себя в руках.
Можно определить место, куда выбрасывать такие слова - мусорное ведро, мешок и т. д.
Слайд 7
Как же мы будем воспитывать культуру поведения, какие методы использовать? (Ответы родителей).
1. Личный пример взрослых.
«Родители для ребенка — камертон: как они прозвучат, так он и откликнется». Именно вы авторитет для ребенка. И именно с вас, в первую очередь, он берет пример во всем. Ведь для того чтобы ребенок усвоил какое-либо правило или не повторял ошибок педагогу необходимо повторить это правило 21 раз, а родителю всего лишь 7 раз.
Представьте такую ситуацию. Мама забирает ребенка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребенок, заглядывая в группу, говорит: «До свидания». И мама с ребенком отправляются домой.
Как вы думаете, все ли правильно было сделано для привития ребенку правил культуры поведения? Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми.
Или другая ситуация. Бывает мама идет с ребенком по улице, встретила знакомую: "Здравствуйте Алла Николаевна". А только прошли мимо, начинает ворчать и ругать эту самую Аллу Николаевну. А ребенок рядом стоит, слушает и не понимает, как же так, только что хвалила и тут же ругает. И воспринимает такое поведение как норму.
Чтобы ребенок был вежливым, он должен постоянно слышать дома вежливую речь и вежливые обращения. Предлагаю сыграть в игру, с помощью которой мы вместе вспомним, какие же слова ребенок должен слышать дома.
Игра «Аукцион вежливых слов». Кто назовет последнее слово, тот получает медаль «Самый вежливый родитель»
Слайд 8
2. Игровой способ. Через игру формируется личность дошкольника и культура поведения в частности. Предлагаем вашему вниманию мнемоигры, которые помогут детям усвоить нормы поведения.
«Приветствие»
Image
- называется имя
- улыбка согревает приветствие
- младший первый приветствует старшего
- руки в карманах не держим
- входящий первый приветствует присутствующих
- мужчина первый приветствует женщину
- первая подаёт руку для рукопожатия женщина
- не жуём, когда приветствуем
- при разговоре смотрим в глаза
Педагог предлагает родителями поделиться на две группы, каждая из которых должна разработать аналогичные схемы-правила «Поведение в транспорте», «Правила прощания»
Затем группы представляют результаты работы.
Слайд 9
3. Важную роль в усвоении норм поведения у детей 4-5 лет играет художественная литература. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям, как правило положительным, а не отрицательным, тем самым происходит нравственная идентификация.
Слайд 10
А сейчас я предлагаю вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, которые лежат перед вами. Если ребенок выполняет данное правило постоянно, то вы кладете на стол фишку зеленого цвета, если не всегда выполняет или не совсем правильно - желтого и если не выполняет совсем - красного.
1. Ребенок при встрече здоровается без напоминания
2. Прощаясь, ребенок говорит «до свидания» без напоминания
3. Ребенок пользуется носовым платочком
4. Вежливо обращается с просьбой о помощи
5. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией
6. Говорит «спасибо» после приема пищи и оказания ему помощи
7. Не говорит бранных слов
8. Соблюдает правила поведения в общественных местах (говорит в полголоса)
9. Делится игрушками с детьми, уступает в игре
10. Старается соблюдать чистоту вокруг
А теперь посмотрите на фишки,
если у вас больше красных фишек, то вам стоит задуматься, возможно, вы выпустили из виду такой аспект воспитания, как культура поведения, и еще понаблюдайте за собой;
если у вас больше желтых фишек, то вы движетесь в верном направлении, ребенок осваивает науку вежливости и этикета в соответвии с возрастом;
если у вас больше зеленых фишек, поздравляем, вы растите настоящих леди и джентльменов, заложенная культура общения очень поможет вашим детям в будущем;
III. Заключительный этап.
Спасибо вам за участие в опросе! Позвольте в заключении зачитать стихотворение Ольги Высотской "Берегите друг друга".
Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте, Берегите друг друга, Ссоры все позабудьте, И в свободную минуту, Рядом друг с другом побудьте.