МААМ-картинки

Консультация «Культура общения и имидж педагога ДОУ»

Елена Ануфриева
Консультация «Культура общения и имидж педагога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся дома, на работе, в университете, клубе, кафе, транспорте, библиотеке, магазине и т. д. Мы общаемся c друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми, взрослыми и детьми. Мы общаемся лично, по телефону, интернету. Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Мы общаемся c современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций. Мы общаемся. Получается, что наша жизнь без общения немыслима.

Публикация «Консультация „Культура общения и имидж педагога ДОУ“» размещена в разделах

Следовательно, роль общения в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, - огромна. Общение - под этим словом мы обычно понимаем только некую дружескую связь, приятное времяпрепровождение и т. п., скорее - отдых между делами. Но это слово имеет и дpyгие значения.

Что такое общение в самом широком смысле?

Общение пронизывает все сферы, деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций. Социологи, психологи, философы, лингвисты понимают под общением «процесс выработки новой информации и то, что вырабатывает их общность» (М. С. Каган, или «особyю фоpмy взаимодействия людей» и т. д.

Очень точно выразил сущность общения академик Д. C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга». B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения - речь. Следовательно, общение - это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).

Общение - это деятельность. При этом деятельностью является не только общение, которoe происходит при совместном решении каких-либо предметно-практических задач, но и духовное общение, в ходе которого происходит духовно-информационное взаимодействие.

Общение удовлетворяет (должно удовлетворять) различные потребности личности. Эти потребности свойственны всем людям, поскольку человек – создание прежде всего социальное.

Понятие культурного общения.

Общение - коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой. Культура – это очень многогранное и емкое понятие, но когда мы говорим – культура общения, каждый знает, что понимается под этим термином. Культура общения – это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил – показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения нельзя взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т. д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения. Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Общение и этикет.

Слово «этикет» французского происхождения и означает «ярлык», «этикетка». В европейских языках в т. ч. и в русском, оно стало общепринятым, употребляется для обозначения внешних форм культурного поведения.

Этикет – это «установленный порядок поведения, формы обхождения в ка ком-либо общении». Этикет в современном обществе имеет ряд разновидностей: дипломатический, военный, деловой, повседневного неформального общения. Этикет – это формализованные, согласованные, принятые в данном обществе или социальной группе правила поведения, посредством которых выражается уважительное отношение к личности, ее достоинству, создается удобство общения, обеспечивается его соответствие эстетическим вкусам. Содержание этикета охватывает правила поведения в массовых, повторяющихся ситуациях: приветствия при встречах и прощаниях, поведение за столом, в общественных местах и т. д.

Этикет позволяет нам не только совершать правильные поступки в массовых, повторяющихся ситуациях, но и предписывает им определенные нормы речевого общения. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и составляет то, что называется этикетом. Каждое действие, каждое обращение необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ритуалами: "волшебными словами" : пожалуйста, благодарю вас и т. д. Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремление не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других, надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать Вас. Этикет, как вы уже догадываетесь, включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации. Все это если не универсальные способы общения, то, по крайней мере, они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми. Пренебрежительное отношение к этикету, нежелание следовать ему – показатель недостаточного культурного развития человека, затрудняющего его взаимоотношения с другими людьми. Соблюдение же этикетных правил создает атмосферу дружелюбия, уважительности, доверия, теплоты, особого психологического климата, преодолевающего отчужденность людей.

Педагогическое общение

Общение, как один из видов деятельности является искусством, у которого есть свои правила и секреты (творческий подход). Знать их необходимо каждому педагогу. Это профессиональное общение воспитателя и ребенка, направление на создание благоприятного психологического климата, на оптимизацию отношений между педагогом и воспитуемым и внутри коллектива.

В современном обществе компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня. Для профессии педагога коммуникативная компетентность является ведущей профессиональной характеристикой, от которой зависят персональный успех, и личная удовлетворенность. Коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность ребенку проявить свои интересы и чувства. Продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры (возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Это целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Важную роль здесь играет стиль общения. Сознательное формирование своего стиля возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно - индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.

Имидж педагога.

Каждый из нас создает определенный образ – имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т. д.

Педагог - профессия особенная. Педагог всегда находится на виду учеников, коллег, родителей. Первое впечатление ученика о педагоге является важнейшей стороной взаимодействия в процессе обучения. И поэтому важно грамотно реализовать функцию самоподачи, особенно в момент формирования первого впечатления. Без интереса к личности педагога нет и интереса к его предмету. Педагог дарит ученикам открытие «новых горизонтов», поэтому образ педагога должен вдохновлять. И конечно очень важны такие качества педагога, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Насколько бы не был педагог профессионален, он должен всегда совершенствовать свои личные качества, и формировать тем самым свой, индивидуальный имидж. Педагог, который стремится создать собственный благоприятный профессиональный имидж, не только лучше внешне выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен в профессиональной деятельности, а в итоге и успешнее работает.

Внешняя составляющая имиджа педагога включает : мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеру общения, походку и т. п.

Внешний вид педагога, может оказать влияние на создание рабочего или нерабочего настроения на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию с учащимися и коллегами, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Внутренняя составляющая имиджа — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом, проявляющаяся в эмоциональном общении с обучающимися и профессиональной деятельности.

Эмоционально богатый педагог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить педагогическое общение к естественной коммуникации.

Публикации по теме:

«Совместное творчество — полноценная форма общения с ребёнком». Консультация для родителей. Фотоотчет о совместном рисовании«Совместное творчество — полноценная форма общения с ребёнком». Консультация для родителей. Фотоотчет о совместном рисовании С 10 по 23 января в нашей группе проходил проект «Старые добрые сказки». В ходе реализации проекта мною была оформлена папка-передвижка.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников» Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных.

Консультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанниковКонсультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанников Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог-новатор и психолог, утверждает: «Каждый воспитатель должен.

Консультация для родителей «Культура поведения родителей на праздниках в ДОУ»Консультация для родителей «Культура поведения родителей на праздниках в ДОУ» Прежде всего нужно знать, что праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей. Для того чтобы этот волшебный утренник.

Консультация для родителей «Проблемы детского общения»Консультация для родителей «Проблемы детского общения» Многие взрослые помнят, как родители запрещали им водиться с ребятами постарше, объясняя свой запрет тем, что ребенок старшего возраста.

Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка»Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Памятка для родителей «Культура общения вашего ребенка» Воспитание культуры общения в условиях современной жизни определяется востребованностью общества и каждой личности в отдельности. В процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Культура общения и имидж педагога ДОУ»
Опубликовано: 16 апреля 2020 в 16:58
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Культура общения и имидж педагога ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ануфриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД