Ховзун Ирина Анатольевна
Значение кукольного театра для всестороннего воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей дошкольного возраста. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др., – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Публикация «Значение кукольного театра для всестороннего воспитания детей» размещена в разделах
Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол только как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Дошкольный возраст – это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому важно уже детям этого возраста показывать примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и т. д.
Для осуществления этих целей кукольный театр обладает большими возможностями.
Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое в силу образно-конкретного мышления дошкольника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.
Дети очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности.
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей.
Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для всестороннего воспитания детей.
Кукольный театр, показываемый педагогом в детском саду, играет особую роль. Педагог учитывает интересы и развитие детей при выборе репертуара и даже во время показа спектакля. Он может выделить отдельные места спектакля, подчеркнуть какие-то слова и фразы, замедлить или ускорить подачу текста. Он может показать спектакль в любое время, когда надо занять или развлечь детей, отметить какое-нибудь событие.
Из разнообразных видов кукольного театра наибольшей популярностью в детских садах пользуются театр кукол-петрушек, теневой театр, картонный и театр игрушек.
В театре игрушек используются обычные детские игрушки. Место их действия – простой стол, поэтому при подготовке к показу спектакля игрушек не требуется почти никаких поделок.
Театр петрушек назван так по имени старинного народного героя Петрушки. Куклы-петрушки надеваются на руку кукловода, спрятанного за ширму; кукловоды управляют куклами и говорят за них.
В театре игрушек и в театре петрушек все объемное. Этим они близки друг другу.
Любое из театральных зрелищ даст детям новые впечатления, доставит радость, внесет большое оживление на детских праздниках, а также в обычные дни, в часы, отведенные для игр.