Светлана Крылова
Куклотерапия как средство социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
КУКЛОТЕРАПИЯ
Современная дошкольная педагогика переживает период реформ. Формируются новые подходы к организации дошкольного образования, большое внимание уделяется инклюзивному образованию. Впервые многие образовательные программы включают раздел «Коррекционная педагогика» и рассматривают вопросы воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях детского сада.
Разработанный в 2013 году Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, вступивший в силу 1 января 2014г., ориентирует дошкольные образовательные учреждения на организацию образовательного процесса в совершенно новом формате, что вызывает множество вопросов у педагогов об особенностях данной деятельности: Как организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями? Как удобнее осуществить планирование? Сегодня основная форма и ведущий вид деятельности – игра, а способ организации - партнёрская деятельность с детьми.
С каждым годом картина особенностей развития воспитанников, поступающих в группу, становится сложнее: дети с разной структурой дефекта, с выраженной степенью отставаний в развитии и стёртыми не ярко выраженные формами. Большинство детей - неговорящие, имеющие нарушение эмоционально волевой сферы. Каждый из воспитанников требует индивидуального подхода, и в то же время, он должен быть в коллективе других детей.
По результатам работы и результатам констатирующей диагностики выделила противоречие:
- между отработанной системой образования детей с ОВЗ и увеличением количества детей со сложными дефектами в развитии, требующими специфических подходов к воспитанию и обучению.
Одним из таких специфических подходов считаю методику И. Я. Медведевой «Куклотерапия».
На будущие годы определяю следующее приоритетное направление: «Куклотерапия, как средство социально-коммуникативного развития детей ОВЗ».
Актуальность выбранного направления в том, что куклотерапия помогает решать одну из важнейших задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения– развитие социально-коммуникативных навыков.
Целью моей педагогической деятельности, является изучение и внедрение в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс методики И. Я. Медведевой «Куклотерапия».
Объект исследования – процесс развития социально – коммуникативных навыков у воспитанников с ОВЗ.
Предмет исследования – методика И. Я. Медведевой «Куклотерапия», как средство социально-коммуникативного развития детей ОВЗ.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи проекта:
1. изучить научную, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. изучить особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей категории ОВЗ и у воспитанников группы в частности;
3. продумать систему внедрения методики И. Я. Медведевой «Куклотерапия» в коррекционно-развивающий и воспитательно - образовательный процесс группы
4. скоординировать направления совместной работы с родителями воспитанников группы в рамках работы по выбранному направлению;
5. отследить эффективность формирования социально-коммуникативных навыков с использованием методики И. Я. Медведевой «Куклотерапия».
Этапы реализации проекта по развитию театрально-игровых навыков детей с ОВЗ
Этап Содержание деятельности Сроки
1. Информационно-
аналитический 1. Изучение научно - методической литературы.
2. Диагностика воспитанников группы.
3. Анализ педагогических условий в группе.
4. Анкетирование, тестирование субъектов педагогического процесса с целью выявления значимости и объективной необходимости педагогического сопровождения детей с ОВЗ. 2019-2023гг.
2. Планово-
прогностический 1. Проектирование условий для совместной деятельности педагогических работников в режиме дня.
2. Разработка критериев ожидаемого результата.
3. Составление перспективного планирования по развитию социально-коммуникативных навыков в группах первого, второго, третьего, четвертого года обучения с использованием методики И. Я. Медведевой «Куклотерапия».
4. Разработка методического обеспечения по теме с описанием игр, упражнений и занятий во всех возрастных группах.
5. Составление перспективного плана взаимодействия с семьями воспитанников.
6. Разработка консультаций, всеобучей, («театральных пятниц») подборка наглядной информации, создание библиотечки-передвижки по проблеме в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей с ОВЗ. ежегодно
2019-2020
2019-2020г.
2019-2021г
ежегодно
ежегодно
3. Организационно-
исполнительский 1. Реализация педагогической системы по формированию социально-коммуникативных навыков с использованием методики И. Я. Медведевой «Куклотерапия» в работе с детьми с ОВЗ.
2. Реализация перспективного плана взаимодействия с участниками образовательного процесса.
3. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой проекта и возрастной группой.
4. Ведение накопительной таблицы о содержании деятельности педагога в межаттестационный период.
5. Промежуточные отчёты о ходе реализации проекта перед педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька».
5. Предсталение педагогического проекта на итоговом педсовете перед коллективом МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька». постоянно
ежегодно
постоянно
постоянно
ежегодно
2023г
4. Контрольно-диагностический 1. Проведение диагностических мероприятий, с целью выявления уровня развития актуальных навыков у детей с ОВЗ.
2. Сравнение данных анкетирования родителей до и после начала работы по данной теме.
3. Внесение изменений, дополнений в перспективное планирование с детьми и педагогами группы.
4. Самоанализ деятельности педагога по проблеме. ежегодно
2019-2023гг
ежегодно
ежегодно
ежегодно
5. Коррекционно-регулятивный 1. Внесение изменений, дополнений в перспективное планирование в рамках реализации проекта на основе анализа диагностических данных. ежегодно
6. Обобщающий этап 1. Обобщение опыта работы по теме: «Куклотерапия, как средство социально - коммуникативного развития детей ОВЗ»
2. Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов. Подготовка и формулировка выводов на основе полученных результатов.
3. Отчёт о реализации проекта на педагогическом совете.
2020г.
2023г.
2023г.
2021 -2023г.
Проект с использованием метода куклотерапии.
Задачи проекта:
Дети.
-Обогащение представления об окружающем мире.
-Развитие познавательной сферы ребёнка.
-Развитие эмоционально волевой сферы.
-Формирование коммуникативных навыков.
-Развитие двигательной сферы, в том числе и мелкой моторики.
-Активизация и развитие речи.
-Коррекция отношений в системе ребёнок – родитель.
Педагоги.
-овладение педагогами новыми образовательными игровыми методами и технологиями, способствующими повышению профессиональной компетентности педагогов
- развитие речи, общей координации движений, коммуникативных навыков и эмоциональной адекватности
• - обучение детей моделированию навыков социального поведения в заданных условиях;
• формирование у детей сферы чувств, умений сопереживать и сочувствовать персонажам;
• формирование артистических навыков в плане воплощения образа и переживания;
• обучение навыкам общения и коллективного творчества;
• согласование направлений воспитательной работы (воспитания патриотического, нравственного, эстетического) в единую систему воспитательных воздействий.
Родители.
-информационная и практическая просвещённость родителей в вопросах развития индивидуальных способностях детей
-привлечение родителей к совместному творчеству
-налаживание детско – родительских отношений.
- развитие чувства сплоченности, доверия между детьми, родителями, посредством совместной творческой деятельности;
- расширение знаний родителей по взаимодействию с детьми с ОВЗ;
- выработка новых конструктивных способов поведения в затруднительных для ребенка ситуациях: овладение вербальными и невербальными средствами установления и поддержания контакта, формирование нового опыта
Продолжительность: 12 месяцев.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Цель проекта : помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности
Объединение родителей, педагогов и детей в развитии индивидуальных способностей. взаимоотношений, самоконтроля;
- достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекции отношений в системе ребенок-родитель;
- повышение у ребенка уверенности в себе, развитие самопринятия и принятия других.
Вид проекта: творческий, детско - родительский
Принципы: доступности развивающей направленности.
Предполагаемый результат: снижение у детей напряжённости, тревоги и робости, повышение самооценки, уверенности в отношениях со сверстникам и взрослыми.
Презентация проекта: театральные этюды и постановки, мастер – классы и практикумы, обобщение опыта.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный: анкетирование родителей, изучение индивидуальных особенностей детей, обсуждение проекта, возможностей, условия необходимые для реализации проекта, разработка мероприятий с детьми и родителями.
2 этап деятельностный: совместная деятельность детей воспитателей и родителей. Изготовление кукол и декораций, чтение художественной литературы, постановка театральных этюдов, постановка театрализованных игр – драматизаций, миниатюры.
Совместная деятельность воспитателей детей и родителей. Совместное творчество, изготовление атрибутов, декораций, участие в инсценировках, чтение художественной литературы. Беседы, практикумы, проведение «Театральной пятницы», участие в презентациях.
3 этап заключительный.
Подведение итогов, презентации, итоговые выступления, выставки, конкурсы.
Тематический план работы с детьми и родителями в рамках проекта.
месяц Мероприятия Продуктивнее виды деятельности
Сентябрь Чтение сказки
Знакомство с куклами и приёмами кукловождения. Изготовление кукол, деталей костюмов, оформление ширмы
Октябрь Чтение сказки
Знакомство с пальчиковыми куклами и приёмами кукловождения.
Театральна постановка Оформление декораций и кукол из клубочков
Ноябрь Чтение сказки
Знакомство с куклами - марионетками
Постановка сказки Оформление книги «Сказочные герои»
Декабрь Чтение сказки…
Знакомство с плоскостными куклами и приёмами кукловождения Оформление плоскостных кукол, декораций
Январь Чтение сказки
Знакомство с куклами из варежек
Игровые ситуации. Сценка сказки. Изготовление декораций. Изготовление кукол из варежек.
Февраль Чтение сказки
Знакомство с верёвочной куклой, обучение приёмом кукловождения
Сценка кукольный театр Изготовление куклы Машеньки, оформление декораций.
Март Чтение сказки
Знакомство с куклами из ложек
Кукольное представление Оформление декораций и кукол из клубочков
Апрель Знакомство с куклами из воздушных шаров, обучение приёмам кукловождения.
Имповизация (инсценировка, разыгрывание сказки) Изготовление куклы из клубочка и конуса
май Чтение сказки
Знакомство с куклами – игрушками (из фольги, обучение прёмам кукловождения.
Кукольный театр Оформление итоговой выставки и мини музея.
Тематический план работы с родителями в рамках проекта.
месяц Мероприятия
Сентябрь Анкетирование родителей «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности»
Консультация «Влияние методов куклотерапии на формирование личности ребёнка
Информационный стенд «Секреты куклотерапии»
«Театральная пятница» с родителями
Октябрь Практикум «Изготовления кукол»
Раздаточный информационный материал по теме «Развитие индивидуальных способностей».
«Театральная пятница» с родителями
Ноябрь Мастер класс для родителей «Секреты кукловождения»
Информационный стенд «Театральная деятельность в развитии дошкольников»
«Театральная пятница» с родителями
Декабрь Рекомендации «Как организовать домашний театр для встречи Нового года.
Консультация – практикум «Новогодние куклы»
«Театральная пятница» с родителями
Январь Теоретический вечер «Семейный театр»
Практикум куклы из конуса «Как сделать декорации»
«Театральная пятница» с родителями
Февраль Родительское собрание «Способы поддержки детских интересов и способностей».
Практикум «Плоскостные куклы»
«Театральная пятница» с родителями
Март Театрализованное представление «Цветы для мамы»
Консультация «Как правильно оценить способности ребёнка
Практикум «Куклы из клубочков»
«Театральная пятница» с родителями
Апрель Информационный раздаточный материал «Творчество и дети»
Практикум «Плоскостные куклы»
«Театральная пятница» с родителями
май Подготовка презентации
«Театральная пятница» с родителями
Можно предположить, что данная проектная деятельность позволит получить положительные результаты в коррекционно-воспитательной работе с детьми ОВЗ в рамках группы компенсирующей направленности и повысить уровень профессиональной компетентности педагога.
Таким образом, осуществляя коррекционно-развивающую и воспитательно-образовательную работу с использованием современных образовательных технологий, привлекая родителей, достигнуты стабильные положительные результаты в сохранении здоровья воспитанников, в социальном развитии детей; сформирован единый родительский коллектив, адекватно понимающий проблемы развития своих детей.
Реализация выбранных направлений обеспечила положительную динамику усвоения Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта авторов Екжанова Е. А., Стребелевой Е. А. (М. : Просвещение, 2003г., способствовала реализации индивидуальных подходов в коррекционно-воспитательной работе в группе.
Положительная динамика развития воспитанников группы подтверждается результатами ежегодных мониторингов.
«Куклотерапия, как средство социально - коммуникативного развития детей ОВЗ» что, на мой взгляд, будет способствовать повышению качества коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития.
Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям которое включает:
-заинтересованность педагога в их судьбах
-сотрудничество, общение
-отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность
-отношение к ребёнку, как к уникальному («в каждом ребёнке – чудо»)
-терпимость к детским недостаткам, веру в ребёнка в его силы (все дети талантливы).
Список литературы
1. Адам К. В. Куклотерапия как средство формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Е. Берстенева. Н. Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М. : Белый город, 2010. – 112с.
3. Войцехович Л. Куклотерапия. С. 36-37.
4. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. СПб. : Речь, 2007. 80 5. ИванушкинаЕ. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами куклотерапии и песочной терапии. С. 41-43.
6. Иванушкина Е. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами куклотерапии и песочной терапии. С. 41-43.
7. Меньшикова В. С. «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста средствами куклотерапии»
8. Е. В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду»./ учебно–методическое издание. 2006 .с 12-154.
9. Музыка, как средство коррекции у детей с ОВЗ. https://lib.nspu.ru/umk/34e012b753f48712/t20/ch7.html
10. Татринцева, А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда / А. Ю. Татаринцева. – СПб. : Речь, 2006. – 102 с.
11. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии,- Москва, Книголюб, 2007.
12. Татаринцева А. Ю., Григорчук М. Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. - СПб. : Речь, 2008г. -218с.
13. Фаустова И. В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст)/Фаустова И. В. //Управление ДОУ. -2008.-№5-С. 100-107-с. 2008
14. Чебанян Г. Г., Красикова А. Р. Куклотерапия в коррекционной и лечебной педагогике //Феникс,
15. Якушева Г. И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г. И. // начальная школа (журнал).-2004.-№12-с. 54-56.-с. 2004 .