МААМ-картинки

Куклотерапия как средство социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ

Светлана Крылова
Куклотерапия как средство социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

КУКЛОТЕРАПИЯ

Современная дошкольная педагогика переживает период реформ. Формируются новые подходы к организации дошкольного образования, большое внимание уделяется инклюзивному образованию. Впервые многие образовательные программы включают раздел «Коррекционная педагогика» и рассматривают вопросы воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях детского сада.

Разработанный в 2013 году Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, вступивший в силу 1 января 2014г., ориентирует дошкольные образовательные учреждения на организацию образовательного процесса в совершенно новом формате, что вызывает множество вопросов у педагогов об особенностях данной деятельности: Как организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями? Как удобнее осуществить планирование? Сегодня основная форма и ведущий вид деятельности – игра, а способ организации - партнёрская деятельность с детьми.

С каждым годом картина особенностей развития воспитанников, поступающих в группу, становится сложнее: дети с разной структурой дефекта, с выраженной степенью отставаний в развитии и стёртыми не ярко выраженные формами. Большинство детей - неговорящие, имеющие нарушение эмоционально волевой сферы. Каждый из воспитанников требует индивидуального подхода, и в то же время, он должен быть в коллективе других детей.

По результатам работы и результатам констатирующей диагностики выделила противоречие:

- между отработанной системой образования детей с ОВЗ и увеличением количества детей со сложными дефектами в развитии, требующими специфических подходов к воспитанию и обучению.

Одним из таких специфических подходов считаю методику И. Я. Медведевой «Куклотерапия».

На будущие годы определяю следующее приоритетное направление: «Куклотерапия, как средство социально-коммуникативного развития детей ОВЗ».

Актуальность выбранного направления в том, что куклотерапия помогает решать одну из важнейших задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения– развитие социально-коммуникативных навыков.

Целью моей педагогической деятельности, является изучение и внедрение в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс методики И. Я. Медведевой «Куклотерапия».

Объект исследования – процесс развития социально – коммуникативных навыков у воспитанников с ОВЗ.

Предмет исследования – методика И. Я. Медведевой «Куклотерапия», как средство социально-коммуникативного развития детей ОВЗ.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи проекта:

1. изучить научную, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2. изучить особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей категории ОВЗ и у воспитанников группы в частности;

3. продумать систему внедрения методики И. Я. Медведевой «Куклотерапия» в коррекционно-развивающий и воспитательно - образовательный процесс группы

4. скоординировать направления совместной работы с родителями воспитанников группы в рамках работы по выбранному направлению;

5. отследить эффективность формирования социально-коммуникативных навыков с использованием методики И. Я. Медведевой «Куклотерапия».

Этапы реализации проекта по развитию театрально-игровых навыков детей с ОВЗ

Этап Содержание деятельности Сроки

1. Информационно-

аналитический 1. Изучение научно - методической литературы.

2. Диагностика воспитанников группы.

3. Анализ педагогических условий в группе.

4. Анкетирование, тестирование субъектов педагогического процесса с целью выявления значимости и объективной необходимости педагогического сопровождения детей с ОВЗ. 2019-2023гг.

2. Планово-

прогностический 1. Проектирование условий для совместной деятельности педагогических работников в режиме дня.

2. Разработка критериев ожидаемого результата.

3. Составление перспективного планирования по развитию социально-коммуникативных навыков в группах первого, второго, третьего, четвертого года обучения с использованием методики И. Я. Медведевой «Куклотерапия».

4. Разработка методического обеспечения по теме с описанием игр, упражнений и занятий во всех возрастных группах.

5. Составление перспективного плана взаимодействия с семьями воспитанников.

6. Разработка консультаций, всеобучей, («театральных пятниц») подборка наглядной информации, создание библиотечки-передвижки по проблеме в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей с ОВЗ. ежегодно

2019-2020

2019-2020г.

2019-2021г

ежегодно

ежегодно

3. Организационно-

исполнительский 1. Реализация педагогической системы по формированию социально-коммуникативных навыков с использованием методики И. Я. Медведевой «Куклотерапия» в работе с детьми с ОВЗ.

2. Реализация перспективного плана взаимодействия с участниками образовательного процесса.

3. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой проекта и возрастной группой.

4. Ведение накопительной таблицы о содержании деятельности педагога в межаттестационный период.

5. Промежуточные отчёты о ходе реализации проекта перед педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька».

5. Предсталение педагогического проекта на итоговом педсовете перед коллективом МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька». постоянно

ежегодно

постоянно

постоянно

ежегодно

2023г

4. Контрольно-диагностический 1. Проведение диагностических мероприятий, с целью выявления уровня развития актуальных навыков у детей с ОВЗ.

2. Сравнение данных анкетирования родителей до и после начала работы по данной теме.

3. Внесение изменений, дополнений в перспективное планирование с детьми и педагогами группы.

4. Самоанализ деятельности педагога по проблеме. ежегодно

2019-2023гг

ежегодно

ежегодно

ежегодно

5. Коррекционно-регулятивный 1. Внесение изменений, дополнений в перспективное планирование в рамках реализации проекта на основе анализа диагностических данных. ежегодно

6. Обобщающий этап 1. Обобщение опыта работы по теме: «Куклотерапия, как средство социально - коммуникативного развития детей ОВЗ»

2. Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов. Подготовка и формулировка выводов на основе полученных результатов.

3. Отчёт о реализации проекта на педагогическом совете.

2020г.

2023г.

2023г.

2021 -2023г.

Проект с использованием метода куклотерапии.

Задачи проекта:

Дети.

-Обогащение представления об окружающем мире.

-Развитие познавательной сферы ребёнка.

-Развитие эмоционально волевой сферы.

-Формирование коммуникативных навыков.

-Развитие двигательной сферы, в том числе и мелкой моторики.

-Активизация и развитие речи.

-Коррекция отношений в системе ребёнок – родитель.

Педагоги.

-овладение педагогами новыми образовательными игровыми методами и технологиями, способствующими повышению профессиональной компетентности педагогов

- развитие речи, общей координации движений, коммуникативных навыков и эмоциональной адекватности

• - обучение детей моделированию навыков социального поведения в заданных условиях;

• формирование у детей сферы чувств, умений сопереживать и сочувствовать персонажам;

• формирование артистических навыков в плане воплощения образа и переживания;

• обучение навыкам общения и коллективного творчества;

• согласование направлений воспитательной работы (воспитания патриотического, нравственного, эстетического) в единую систему воспитательных воздействий.

Родители.

-информационная и практическая просвещённость родителей в вопросах развития индивидуальных способностях детей

-привлечение родителей к совместному творчеству

-налаживание детско – родительских отношений.

- развитие чувства сплоченности, доверия между детьми, родителями, посредством совместной творческой деятельности;

- расширение знаний родителей по взаимодействию с детьми с ОВЗ;

- выработка новых конструктивных способов поведения в затруднительных для ребенка ситуациях: овладение вербальными и невербальными средствами установления и поддержания контакта, формирование нового опыта

Продолжительность: 12 месяцев.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Цель проекта : помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности

Объединение родителей, педагогов и детей в развитии индивидуальных способностей. взаимоотношений, самоконтроля;

- достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекции отношений в системе ребенок-родитель;

- повышение у ребенка уверенности в себе, развитие самопринятия и принятия других.

Вид проекта: творческий, детско - родительский

Принципы: доступности развивающей направленности.

Предполагаемый результат: снижение у детей напряжённости, тревоги и робости, повышение самооценки, уверенности в отношениях со сверстникам и взрослыми.

Презентация проекта: театральные этюды и постановки, мастер – классы и практикумы, обобщение опыта.

Основные этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный: анкетирование родителей, изучение индивидуальных особенностей детей, обсуждение проекта, возможностей, условия необходимые для реализации проекта, разработка мероприятий с детьми и родителями.

2 этап деятельностный: совместная деятельность детей воспитателей и родителей. Изготовление кукол и декораций, чтение художественной литературы, постановка театральных этюдов, постановка театрализованных игр – драматизаций, миниатюры.

Совместная деятельность воспитателей детей и родителей. Совместное творчество, изготовление атрибутов, декораций, участие в инсценировках, чтение художественной литературы. Беседы, практикумы, проведение «Театральной пятницы», участие в презентациях.

3 этап заключительный.

Подведение итогов, презентации, итоговые выступления, выставки, конкурсы.

Тематический план работы с детьми и родителями в рамках проекта.

месяц Мероприятия Продуктивнее виды деятельности

Сентябрь Чтение сказки

Знакомство с куклами и приёмами кукловождения. Изготовление кукол, деталей костюмов, оформление ширмы

Октябрь Чтение сказки

Знакомство с пальчиковыми куклами и приёмами кукловождения.

Театральна постановка Оформление декораций и кукол из клубочков

Ноябрь Чтение сказки

Знакомство с куклами - марионетками

Постановка сказки Оформление книги «Сказочные герои»

Декабрь Чтение сказки…

Знакомство с плоскостными куклами и приёмами кукловождения Оформление плоскостных кукол, декораций

Январь Чтение сказки

Знакомство с куклами из варежек

Игровые ситуации. Сценка сказки. Изготовление декораций. Изготовление кукол из варежек.

Февраль Чтение сказки

Знакомство с верёвочной куклой, обучение приёмом кукловождения

Сценка кукольный театр Изготовление куклы Машеньки, оформление декораций.

Март Чтение сказки

Знакомство с куклами из ложек

Кукольное представление Оформление декораций и кукол из клубочков

Апрель Знакомство с куклами из воздушных шаров, обучение приёмам кукловождения.

Имповизация (инсценировка, разыгрывание сказки) Изготовление куклы из клубочка и конуса

май Чтение сказки

Знакомство с куклами – игрушками (из фольги, обучение прёмам кукловождения.

Кукольный театр Оформление итоговой выставки и мини музея.

Тематический план работы с родителями в рамках проекта.

месяц Мероприятия

Сентябрь Анкетирование родителей «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности»

Консультация «Влияние методов куклотерапии на формирование личности ребёнка

Информационный стенд «Секреты куклотерапии»

«Театральная пятница» с родителями

Октябрь Практикум «Изготовления кукол»

Раздаточный информационный материал по теме «Развитие индивидуальных способностей».

«Театральная пятница» с родителями

Ноябрь Мастер класс для родителей «Секреты кукловождения»

Информационный стенд «Театральная деятельность в развитии дошкольников»

«Театральная пятница» с родителями

Декабрь Рекомендации «Как организовать домашний театр для встречи Нового года.

Консультация – практикум «Новогодние куклы»

«Театральная пятница» с родителями

Январь Теоретический вечер «Семейный театр»

Практикум куклы из конуса «Как сделать декорации»

«Театральная пятница» с родителями

Февраль Родительское собрание «Способы поддержки детских интересов и способностей».

Практикум «Плоскостные куклы»

«Театральная пятница» с родителями

Март Театрализованное представление «Цветы для мамы»

Консультация «Как правильно оценить способности ребёнка

Практикум «Куклы из клубочков»

«Театральная пятница» с родителями

Апрель Информационный раздаточный материал «Творчество и дети»

Практикум «Плоскостные куклы»

«Театральная пятница» с родителями

май Подготовка презентации

«Театральная пятница» с родителями

Можно предположить, что данная проектная деятельность позволит получить положительные результаты в коррекционно-воспитательной работе с детьми ОВЗ в рамках группы компенсирующей направленности и повысить уровень профессиональной компетентности педагога.

Таким образом, осуществляя коррекционно-развивающую и воспитательно-образовательную работу с использованием современных образовательных технологий, привлекая родителей, достигнуты стабильные положительные результаты в сохранении здоровья воспитанников, в социальном развитии детей; сформирован единый родительский коллектив, адекватно понимающий проблемы развития своих детей.

Реализация выбранных направлений обеспечила положительную динамику усвоения Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта авторов Екжанова Е. А., Стребелевой Е. А. (М. : Просвещение, 2003г., способствовала реализации индивидуальных подходов в коррекционно-воспитательной работе в группе.

Положительная динамика развития воспитанников группы подтверждается результатами ежегодных мониторингов.

«Куклотерапия, как средство социально - коммуникативного развития детей ОВЗ» что, на мой взгляд, будет способствовать повышению качества коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития.

Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям которое включает:

-заинтересованность педагога в их судьбах

-сотрудничество, общение

-отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность

-отношение к ребёнку, как к уникальному («в каждом ребёнке – чудо»)

-терпимость к детским недостаткам, веру в ребёнка в его силы (все дети талантливы).

Список литературы

1. Адам К. В. Куклотерапия как средство формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Е. Берстенева. Н. Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М. : Белый город, 2010. – 112с.

3. Войцехович Л. Куклотерапия. С. 36-37.

4. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. СПб. : Речь, 2007. 80 5. ИванушкинаЕ. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами куклотерапии и песочной терапии. С. 41-43.

6. Иванушкина Е. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами куклотерапии и песочной терапии. С. 41-43.

7. Меньшикова В. С. «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста средствами куклотерапии»

8. Е. В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду»./ учебно–методическое издание. 2006 .с 12-154.

9. Музыка, как средство коррекции у детей с ОВЗ. https://lib.nspu.ru/umk/34e012b753f48712/t20/ch7.html

10. Татринцева, А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда / А. Ю. Татаринцева. – СПб. : Речь, 2006. – 102 с.

11. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии,- Москва, Книголюб, 2007.

12. Татаринцева А. Ю., Григорчук М. Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. - СПб. : Речь, 2008г. -218с.

13. Фаустова И. В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст)/Фаустова И. В. //Управление ДОУ. -2008.-№5-С. 100-107-с. 2008

14. Чебанян Г. Г., Красикова А. Р. Куклотерапия в коррекционной и лечебной педагогике //Феникс,

15. Якушева Г. И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г. И. // начальная школа (журнал).-2004.-№12-с. 54-56.-с. 2004 .

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Организация прогулки-события как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  «Знакомство с северным оленем»Организация прогулки-события как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  «Знакомство с северным оленем» Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Куклотерапия как средство социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ
Опубликовано: 29 ноября 2024 в 18:15
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Куклотерапия как средство социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Крылова (УИ 726655) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД