Наталья Булгакова
Кубики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Цель: повышение педагогических компетенций педагогов ДОУ, развитие их творческих способностей в работе с детьми по средством инновационной технологии «Сторителлинг».
Задачи: углубить знания педагогов по разнообразию форм и методов в речевом развитии детей дошкольного возраста;
Познакомить участников мастер –класса с новой технологией «Сторителлинг» и обучить их использованию данной технологии в работе с детьми;
Публикация «Кубики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Развивать интерес участников мастер –класса к использованию новых инновационных технологий в работе с детьми;
С помощью практической часть мастер -класса научить педагогов самостоятельно изготавливать кубики историй в соответствии с возрастными, программными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Ход:
Старший воспитатель : Уважаемые коллеги я приветствую вас на сегодняшнем мастер –классе. Какова же тема нашего мастер класса? А тему, я думаю, мы вместе с вами определим в конце нашего мероприятия. Говорить мы с вами сегодня будем о речевом развитии детей. Уважаемые педагоги, скажите, это сложное направление для реализации и в чем его сложность? ( ответы педагогов: направление сложное, трудно ориентироваться на особенности каждого ребенка, все больше детей в группах с нарушениями речевого развития, постоянный поиск эффективных форм работы с детьми, из—за нарушений речевого развития страдают и все другие сферы и т. д.)
Старший воспитатель : Да, речевое развитие детей было одним из самых сложных направлений в реализации, а сейчас когда вступила в реализацию федеральная образовательная программа, задачи в разы усложнились. Я вам предлагаю вспомнить какие же новые зажачи появились по речевому развитию в федеральной образовательной программе? (Ответы педагогов….)
Старший воспитатель : Обратите внимание на презентацию (на слайдах задачи из ФОП). Одной из основных задач, определенных в Федеральной образовательной программе, является формирование у детей навыков коммуникации и общения на родном языке. Это включает в себя развитие словарного запаса, грамматических навыков, умения строить связные высказывания и выражать свои мысли четко и логично.
Другой важной задачей является развитие креативности и воображения у детей через использование различных методик и технологий. Педагоги должны создавать условия для творческого самовыражения детей, стимулировать их интерес к изучению языка и литературы, а также развивать у них умение анализировать тексты и создавать свои собственные истории.
Также важным аспектом речевого развития является развитие у детей навыков аудирования и понимания речи. Педагоги должны проводить разнообразные упражнения и игры, которые способствуют развитию слухового восприятия, понимания текста и расширению словарного запаса.
Согласно Федеральной образовательной программе, также акцентируется внимание на развитие речевых навыков у детей с нарушениями речи или особыми образовательными потребностями. Педагоги должны индивидуализировать подход к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности, и предоставлять поддержку и помощь в развитии его речи.
Старший воспитатель : Уважаемые коллеги, как мы видим задачи сложные, но нам на помощь смогут прийти наши обычные картинки. Серии картинок являются эффективным методом, способствующим развитию речи, логического мышления, воображения и внимания у детей. Серия картинок представляет собой набор изображений, связанных общей темой или сюжетом, которые используются для обучения и развития детей. Одним из основных преимуществ использования серии картинок является возможность создания наглядной и интересной среды для обучения. Дети легче усваивают информацию, когда она представлена в виде картинок, поэтому использование серии изображений помогает им лучше понять и запомнить новые понятия и слова. Кроме того, серия картинок способствует развитию речевых навыков у детей. Просмотр и обсуждение изображений позволяют детям расширить свой словарный запас, научиться строить предложения, описывать события и выражать свои мысли. Также использование картинок помогает развивать у детей умение анализировать информацию, делать выводы и рассуждать логически.
Старший воспитатель : Если картинки приклеить на кубики получиться интересная увлекательная игра или технология «Сторителлинг» (Игра представлена на слайде).
Сторителлинг – это инновационная технология развития речи детей. Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй».
Игру сторителлинг придумал и успешно опробовал на личном опыте Дэвид Армстронг, человек, далёкий от педагогики, глава крупнейшей международной корпорации, и предназначена игра была для взрослых.
Сторителлинг – это игра, которая интересна не только взрослым, но и детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений. В оригинале кубики сложны для дошкольников, но творческие педагоги нашли и апробировали в своей работе другой вариант использования кубиков.
Основными преимуществами использования сторителлинга в речевом развитии детей в ДОУ являются :
1. Стимуляция речевого развития. Рассказывание историй помогает детям расширить свой словарный запас, научиться строить предложения, описывать события и выражать свои мысли. Дети активно участвуют в процессе рассказывания историй, что способствует развитию их речевых навыков.
2. Развитие воображения и творческого мышления. Истории, рассказываемые с использованием сторителлинга, помогают детям развивать свое воображение, создавать образы и сюжеты, а также учат анализировать информацию и делать выводы.
3. Улучшение коммуникативных навыков. В процессе сторителлинга дети учатся слушать друг друга, выражать свои мысли и эмоции, а также взаимодействовать с окружающими.
4. Повышение интереса к обучению. Использование сторителлинга делает процесс обучения увлекательным и увлекательным для детей, что способствует их мотивации к изучению новых знаний.
Старший воспитатель : Уважаемые коллеги, правила игры «Кубики историй» просты и легко запоминаются детьми, суть её – «бросай» и «рассказывай». Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя. Например, игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю. Когда играет больше трёх человек, кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю. Воспитатель может начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики. Таким образом, дети плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные истории. Адаптировать картинки можно под любую тему и возраст детей. Начинать можно с любимых героев мультфильмов, модифицировать истории известных сказок или рассказов новыми героями или сюжетом, можно строить описательные рассказы по любой лексической теме.
Старший воспитатель : Уважаемые коллеги, я вам предлагаю сейчас изготовить свои кубики историй. Вы можете выбрать любые картинки, приклеить на кубики и придумать свою историю. (Педагоги изготавливают кубики)
Старший воспитатель : Ну вот кубики историй готовы, я вам предлагаю рассказать свои истории. (Педагоги в соответствии с картинками рассказывают придуманные истории).
Старший воспитатель : В заключении нашего мастер –класса какое название мы можем придумать? (ответы педагогов….) Абсолютно верно «Кубики историй или «Сторителлинг» как залог успешного речевого развития детей дошкольного возраста». Таким образом, технология сторителлинга является эффективным инструментом для развития речи у детей в ДОУ. Ее применение способствует не только формированию речевых навыков, но и развитию креативности, социальных навыков и умения анализировать информацию. Внедрение сторителлинга в педагогическую практику поможет создать благоприятную образовательную среду, где дети смогут раскрыть свой потенциал и успешно развиваться.