Марианна
Кубики Никитина как средство развития детей
Игры Никитина призваны развивать у ребенка интеллектуальные и творческие способности с самых первых лет жизни. Их авторы – известные педагоги-новаторы, супруги и родители семерых детей Борис Львович и Лена Алексеевна Никитины. Этой выдающейся семье принадлежит и разработка уникальной методики раннего развития. В ее основе лежит взращивание и воспитание малыша как свободной личности: он самостоятельно познает мир, играя. Ведь, по словам, Б. Л. Никитина, «игру принято называть основным видом деятельности ребенка».
Публикация «Кубики Никитина как средство развития детей» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Предполагается, что ребенок выполняет предложенные задания без посторонней помощи. Роль взрослого сводится к тому, чтобы обеспечить ребенку правильную окружающую среду : игры всегда должны быть легко досягаемыми, а требования к игроку – умеренными. Не требуйте от ребенка сиюминутного ответа, быть может, стоит еще немного подождать – и он найдет решение в два счета!
Такой принцип воспитания развивает у ребенка не столько исполнительские качества, сколько самостоятельную творческую инициативу, способность самому придумывать, творить и принимать решения.
Интерес ребенка к развивающим играм Никитина с годами только возрастает. Причина этого феномена кроется в особой, тщательно продуманной системе игровых заданий. К каждой игре прилагается множество задач разного уровня сложности: с некоторыми ребенок справится уже в 2-3 года, а другие станут ему по зубам только в школе (и даже после нее).
Большинство игр Никитина – это всевозможные кубики : «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон». Переворачивая и комбинируя их разноцветные грани, ваш малыш создаст бесконечное множество рисунков и объемных моделей. Сначала лучше работать по образцу, а затем проявить фантазию и придумать свои собственные постройки. Для игры с набором «Сложи узор» существуют даже специальные альбомы, где ребенку предлагается украсить разноцветными кубиками красочные картинки.
Особое место среди игр Никитина занимают «Кубики для всех» и «Кирпичики». Первая игра своими замысловатыми деталями напоминает объемный тетрис, а вторая, напротив, состоит из одинаковых деревянных брусочков. Оба набора учат одному: собирать объемные фигуры по настоящим чертежам. После того, как эта часть заданий будет освоена, ребенок взглянет на игру и с другой стороны: ведь можно сначала создавать свои чертежи, а затем собирать по ним различные модели.
Широко известны игры Никитина, сделанные по принципу «разрезных картинок» : «Сложи квадрат» и «Дроби». Эти комплекты делятся на категории по уровню сложности, и чем эта категория выше, тем из большего количества деталей ребенку нужно собрать круг или квадрат.
Выстраивайте игру исходя из возраста вашего ребенка:
• Играйте сами, подробно рассказывая, что и как выделаете. Называйте цвета, придумывайте истории, считайте вслух - «Я возьму четыре белых кубика и построю стол. А эти два синих кубика будут лавочкой» и т. д. Этот вариант рекомендуется в 1-3 года, когда ребенок просто учится игре, наблюдая за взрослым.
• Совместная игра. «Половину кубиков тебе, половину - мне. Я построю полосатую дорогу, а ты ее продолжишь».
• Когда ребенок в состоянии повторить ваши постройки (приблизительно 3-4 года, наступает черед устных или рисованных заданий. Кстати, если вашему ребенку игра попала в руки именно в этом возрасте, сразу же привлекайте его к активной самостоятельной работе.
Игра «Сложи квадрат». Игра способствует развитию логики, мышления. Используя эту игру, мы также развиваем у детей цветовое зрение, т. к. они учатся различать цвета и их оттенки. Игра содержит 23 развивающие задачки (23 разрезных квадрата, постепенно возрастающей сложности, что позволяет использовать ее на разном возрастном этапе. Собирая квадрат из частей, дошкольники знакомятся с взаимоотношением и взаиморасположением деталей. Разная степень сложности позволяет детям, преодолевая трудности, двигаться вперед.
Игру начинаем использовать с детьми младшего возраста. На первом этапе для закрепления знания цвета, различения и изучения цветовых оттенков мы предлагаем детям разобрать по цветам все осколочки (детали квадратов) разложенные на столе. После ознакомления детей с квадратом, его особенностями мы предлагаем в игровой форме сложить квадрат сначала из 2-х частей Усложняя задачу, предлагаем детям квадраты из 3-х частей, но, соблюдая определенную последовательность в заданиях. Сначала используем квадраты, которые состоят из простых фигур. Затем квадраты, в составе которых есть неправильные многоугольники
Для детей младшего возраста квадраты из 3-х частей представляют некоторую сложность, поэтому целесообразно выполнять задание на целом квадрате (образце).
С детьми среднего возраста, продолжая игру «Сложи квадрат» мы возвращаемся сначала к уже знакомым или когда-то не получившимся квадратам. Затем предлагаем сложить квадраты из 4-х частей. Постепенно дети стараются выполнять задания прямо на столе, без помощи образца. Дети средней группы, складывают квадрат более осознанно. Они стараются находить у фигур стороны, равные стороне будущего квадрата. Поэтому такие задания, где ни одна сторона фигуры не равна стороне будущего квадрата, сначала для детей представляют особенную трудность, заставляют мыслить по-новому, не традиционно остается сложным и для старших дошкольников.
Не все дети осваивают квадраты из четырех частей. Порой некоторым из них бывает проще сложить квадрат из пяти частей
С детьми старшего возраста мы возвращаемся сначала к сложению квадратов из четырех и даже трех частей, чтобы одни дети могли освоить еще не освоенные квадраты, а другие подготовиться к более сложным заданиям. Часто в более простых квадратах встречаются элементы сложных квадратов. Поэтому в игре мы стараемся давать задания детям в определенной последовательности.
Детям старшего возраста мы предлагаем разделить и разрезать целый квадрат по образцу собранного квадрата, начиная сначала с более простых заданий. Эта деятельность интересна детям, активизирует мышление, способствует развитию ориентировки на бумаге.
Старшие дети, увлеченные игрой, мастерят свои игры-квадратики, вовлекая в игру своих сверстников, воспитателей, родителей.
Организуя игру «Сложи квадрат» на каждом возрастном этапе, мы обыгрываем будущие квадраты, которые бывают льдинками, окошками, платочками и т. д. Когда в игре есть сюжет, а не просто задания у детей появляется интерес к игре, стимул к выполнению поставленной задачи.
Начиная с младшего возраста, игра «Сложи квадрат» активизирует и развивает мышление дошкольников. В игре дети постоянно манипулируют деталями квадратов, в поисках правильного решения. Постепенно в мышлении детей развивается вариативность и логика. Игра развивает у дошкольников пространственную ориентировку, ориентировку на плоскости, мелкую моторику, а также познавательный интерес, упорство в достижении цели.
Игру «Уникуб» использую в основном для развития у детей пространственного логического мышления, т. к. игра вводит детей в трехмерное пространство. Манипулируя кубиками, у детей развивается воображение, умение сравнивать, анализировать, конструктивные навыки. Через игру также развиваем у дошкольников навыки счета, представление о величине, внимание, речь, мелкую моторику.
Игры Б. П. Никитина – это отдельный пласт развивающих игр, основное направление которых развитие творчества. Но именно творчество помогает решать множество развивающих, интеллектуальных задач, что способствует успешному развитию математических способностей дошкольников.
В нашей стране необходимость в таких играх видел педагог-новатор Б. П. Никитин, который создал множество развивающих игр. Автор опубликовал свое творчество в книге «Ступеньки творчества или развивающие игры». Он подробно описал значение, сущность, цель развивающих игр, дал подробное описание по их изготовлению. Опробовав игры на своих детях и получив высокие, результаты их развития, Б. П. Никитин смело утверждал, что именно развивающие игры очень интересны детям и сохраняют этот интерес многие годы. Они позволяют добиться эффективных результатов в развитии математических способностей детей.
Б. П. Никитин считал, что необходимо из ребенка вырастить человека инициативного, думающего работника, способного на творческий подход к любому делу, за которое бы он ни взялся. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Большое внимание Никитин уделяет развитию творческих способностей, т. к. считает, что именно творческая личность преуспеет в жизни, что «человеку с творческим складом ума легче найти «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда». Чрезвычайно важную задачу перед государством, воспитателями, учителями, родителями определял так: «добиться того, чтобы каждого ребенка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым, крепким человеком, но и инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любимому делу». Его сильно волновал тот факт, что очень часто развивающие возможности обычных игрушек ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не определяют развитие ребенка, а только удовлетворяют его сиюминутную потребность (это является актуальной проблемой современного общества). Но этого мало для умственного развития и развития творческих способностей. Для этого нужны (как говорил Б. П. Никитин) «игры нового типа», игры, моделирующие творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Он создает такие игры и называет их развивающими играми. В своей книге «Ступеньки творчества или развивающие игры» он дал понятие «развивающие игры», описал их свойства, и их роль в развитии детей.
В своей книге Б. П. Никитин определил сущность и особенность развивающих игр, перечислил их общие идеи и характерные особенности.
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора и т. д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастание сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3 летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно т. е развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью
более высокого порядка.
10. Развивающие игры позволяют каждому раскрыть свои возможности, где развитие идет наиболее успешно.
В книге Никитин дает описание своих развивающих игр и методику работы с ними, утверждая, что развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, считает Б. П. Никитин, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.