Ирина Хряпкина
Кубанские подвижные игры, в которые играли наши предки для сборника
▼ Скачать + Заказать документы
«Бобр»
Один из играющих изображает хозяина, один бобра, а стальные собак.
Хозяин говорит;
- Бобре, бобре, ховайся добре, як найду, так-таки собаками растравлю!»
Бобр прячется, а собаки его ищут. Пойманный бобр делается собакой, а поймавший - бобром.
«Волк, овцы и собаки»
Играющие снимают с себя шапочки; это - овцы; их пускают пастись; пастух и собаки стерегут их, а два волка крадут. Волк наскакивает на овец, хватает одну; собаки пускаются за ним и отбивают ее, а когда не догонят, то волк уносит с собою овцу.
«Гуси»
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Кубанские народные игры
- Кубань
- Подвижные игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Из числа играющих выбираются две девочки, которые изображают из себя мать и дочь, и несколько мальчиков, которые изображают собою волков. Остальные играющие представляют гусей. Мать заставляет дочь гнать гусей в поле. Та гонит, приговаривая «Гиль, гиль, гиль!» Когда гуси уже на поле, мать кричит из дому:
-Гуси, домой!
-Для чего? - спрашивает дочь.
-Для волка!
-Где он?
-Под горою!
-Что он делает?
-Гуску щиплет!
-Гуси серые-белые, домой! - кричат в один голос мать и дочь. А тут уже выскочили из засады волки и хватают бегущих гусей. Когда оставшиеся гуси прибегают домой, мать начинает их считать и, не досчитавшись несколько штук, спрашивает у дочерей:
-Где гуси?
-Волк унес!
-А ты, верно, не глядела.
Верно, спала или с ребятами гуляла? На тебе! На тебе! - бьет ее и приговаривает. После этого гуси опять прогоняются а поле, и опять повторяется та же история до тех пор, пока гуси все до одного не будут переловлены волками. Тогда мать с дочерью идут отыскивать своих гусей. Подходят к волкам якобы к людям, живущим на хуторе и говорят:
-Здорово дневали!
-Слава Богу! - отвечают те.
-Не видали ли вы тут наших гусей?
-А какие ваши гуси?
-Серые и белые.
-Пошли вот по этой дорожке, - указывает им куда-нибудь.
Те, пройдя немного, опят возвращаются, как бы подходят к другому хутору и опять спрашивают про своих гусей. Им указывают на другую дорогу; и так несколько раз. Затем как бы на одном хуторе им говорят, что гусей у них нет, а есть лягушки. А гуси в это время кричат: ква-ква-ква! На другом хуторе им говорят, что у них есть собаки, а в это время гуси лают: гав, гав, гав! Или скажут, что есть петухи, или ворона. А играющие каждый раз подражают крикам названным животным. Наконец, им говорят:
- Есть гуси, да только не знаем, ваши это или нет. Смотрите, какой ваш, того берите; какой не ваш, того оставьте.
Они начинают смотреть, а играющие в это время сжимают руки, закладывая пальцы одной руки между пальцами другой руки. Мать с дочерью разминают им руки; у кого разожмут, тот - их, а у кого не разожмут, тот, значит, волк и остается с волками.
«Золото»
Игра ведется преимущественно девочками. Один из играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, цепочку); остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые в кулак. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:
Я золото хороню, хороню,
Я чистое прихораниваю!
Мое золото пропало,
Чистым порохом запало,
Метелицей замело.
Угадай, у кого?
Все: Гадай, падай, девица,
В какой руке перица?
Стоящая в кругу девочка спускает руку с золотом в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при словах; «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает; если угадает, то остается в кругу и хоронит «золото»; если ж нет, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девочки спрашивают в какой стороне живет ее жених, как его зовут и прочее, после чело она "снова хоронит «золото».
«Звонок»
Составляется «круг или замкнутая цепь; в круг входят двое играющих, один со звонком, а другой со жгутом. Последнему завязывают глаза и он старается по звуку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его кнутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться.
«Мак»
В этой игре принимают участие одни девочки, числом 10 и более, играющие становятся в круг, а одна садится внутри круга. Круг поет:
Ой, на гори мак,
А в долини так!
Мак мачистый, головистый.
Завивали молоди
Молодици — головици.
Встаньте ви в рад,
Спитаем за мак.
Сидящая в кругу встает, ее спрашивают
- Чи посияли мак?
Она отвечает: «Посияли». Затем садится, и ей поют тот же припев. Круг спрашивает: «Поспел мак?» Сидящая отвечает: «Поспел». Весь круг охватывает ее и начинает трясти, причем поднимают ее несколько раз вверх опускают вниз. Ее место в круге занимает та, которую она поцелует.
При этой игре поется следующая песня:
Край долины, край широкий,
Мак мачистый, головистый,
Головушки — як розушки.
Стань так, буде мак!
Во время пения все быстро движутся и пляшут в такт песне, а по окончании ее подхватывают, «мак», то есть стоящую в кругу, и качают ее, «трясут мак».
«Жмурки»
Одному из играющих завязывают глаза; с завязанными глазами он старается поймать кого-нибудь из играющих. Тогда пойманный заменяет первого.
Затем подводят того, кто ловит, с завязанными глазами к дверям и спрашивают
-Панас, где стоишь?
-На базаре.
-Что продаешь?
- Квас.
-Лови мышей, а не нас!
«Мышка»
Число играющих пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкою.
«Игра в шапку и прыгание через шапку»
Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один другому, не соблюдая при этом никакого порядка (бросают назад и вперед). Стоящий в кругу должен поймать шапку, когда она летит от одного к другому из бросающих, или должен вырвать ее из рук; если ему удастся это, то он садится в круг, а его заменяет тот, у кого была отнята шапка или кто не поймал ее, когда ему ее бросал кто-либо из круга сидяших.
На ровном месте один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз; остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот переменяет сидящего, то есть становится сам «болваном».
«Утки»
Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, а другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом поют:
«Утка киря, по полю лета, поспивай, селезень, за ней. Скорий, скорий, бом али дити пищать, исти хотять.
Утку свободно пропускают, а селезня стараются задерживать.
«Перетяжка»
Играющие делятся на две команды. Вожак одной команды берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется также за палку эту же, а за него берется его команда; затем стараются перетянуть палку - каждый на свою сторону.
«Пятнашки»
Один из играющих, по жребию, становится пятнашкою, а затем все играющие разбегаются в разные стороны. «Пятнашка» должен попасть мячом в кого-нибудь из играющих, и тогда запятнанный становится «пятнашкой» и т. д.
«Завивайся плетенышек!»
Все играющие берутся за руки и вытягиваются в шеренгу. Стоящая девочка на правом фланге ведет за собой всю шеренгу, проходит под руки между двумя, стоящими на левом фланге; за ней идут все, за исключением последних двух; затем они становятся лицом к лицу. Первая, что водит шеренгу, опять проходит под руки между вторым и третьим играющими с левой стороны, затем - между третьим и четвертым и т. д. Таким образом все играющие становятся в две шеренги, обращенные друг к другу передом. Когда таким образом «заплетают плетень», то играющие на распеве тянут «Заплетися, плете-е-нушек». После того как заплетется плетень, начинается обратное движение, причем играющие тянут: «Расплетися, плетенушек».
«Шум»
Играющие становятся в ряд по два человека, друг против друга, члотно прижавшись. Стоящие напротив берут руки так: каждый берет левую руку около кисти правою, а левою берет стоящего напротив за правую руку, ниже левой - свою правую, правой же берет левую руку другого. Когда все таким образом станут, образовав цепь, один из играющих ходит по рукам, а остальные поют: «Шум, шум ходе по дибрави», а шумиха рибу лове. Шо вловила, то и проила - сукна дочци не купила. Стривай, доню, до субботы, куплю сукно и чоботы».
«Казаки»
Мальчики из своей среды выбирают начальника, который приказывает им становиться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играющие попадают в цель камушками; более отличившихся получают от начальника чины и знаки отличия.
«Заяц»
Один из играющих, заяц, прячется под кустами, другие представляют собак и ловят зайца. Пойманный заяц делается собакой, а одна из собак, по желанию - зайцем, и игра снова продолжается.
«Молчан»
Один из играющих становится впереди, смотря на всех серьезно. Каждой из играющих старается рассмешить его, для чего подходит к нему и говорит что-нибудь смешное; если удалось его рассмешить, то не выдержавши роли, он удаляется из игры.
«Кувшинчики»
Выбираются кот, мать, дочь; остальные играющие - кувшинчики. Кувшинчики садятся рядом; кот ходит, роняет их, по очереди крадет их себе и кладет в отдельное место. Мать спрашивает у дочери; «Где кувшинчики?» Дочь отвечает, что отнесла их в погреб. Когда кот перетаскает все кувшинчики, то мать и дочь идут искать их, находят их у кота и начинают гоняться за ним. а кот убегает.
«Хвост-левка»
Играющие берутся руками один за другого гуськом, передний берет в руки хворостину и, приговаривая: «Свисти Левка, шопотит Левка, поворачивайся», бросается в сторону. За ним должны быстро повернуться и все другие, отставшие подгоняются хворостиной.
«Ящерица»
Участвуют в этой игре одни девочки. Играющие образуют круг, одна из них, войдя в круг, берет от всех платки и надевает себе на шею. Играющие поют:
Ящере, ящере, гороховое мисто,
Май соби дивку, як короливку.
Должен тебе, обдерем,
Вси подарки заберем.
Стоящая в кругу, повязанная платками, вырывается из круга; все бегут
за него и разбирают свои платки.