Ирина Баштанник
Кубанские народные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Игровому фольклору кубанцев свойственны ярко выраженные трудовая и военно-прикладная направленность. Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.
Игры не просто детские забавы - это животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений.
«Кубанка»
(шапка казака)
Варианты игры :
Публикация «Кубанские народные игры» размещена в разделах
Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку - кубанку. У кого кубанка подброшена выше (падает последней, тот побеждает. По кругу сидят игроки (20-30 человек) через одного, на голове кубанка. У ведущего в. руках тоже кубанка. Он находится в центре круга. Как только ведущий надевает шапку одному из игроков без кубанки, рядом сидящие должны передавать со своей головы тем, кто без кубанок, свои шапки по цепочке (идет смена головных уборов). Там, где две кубанки будут рядом (т. е. у одного человека, игрок выходит из круга, поэтому нужно передавать как можно быстрее.
Для начала игры надо выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды по 8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все будут искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит «Есть» и старается отнести ее в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать кубанку. Кубанку можно передавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное место, та и выиграла.
«Брыль»
(соломенная шляпа с высокими полями)
Играющие сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5 - 6 см от края начерчен еще круг. По команде ведущего «Солнце» все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову Брыль и сразу говорит «Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по команде бежит в центр круга. Остальные игроки не должны пускать во внутренний круг. Если забежал в центр - ведущий он, если не успел - выходит из игры.
«Тополек»
В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки - «пушинки», 3 игрока - «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии. Ведущий:
«На Кубань пришла весна, распушила тополя! Тополиный пух кружится, но на землю не ложится. Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!»
После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т. е. ловят) «пушинки». «Пушинки»устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.
«Кубанка»
Все сидят по кругу, кубанки надеты через одного. Под
музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась – игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.
«Коники»
Проводится как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути - препятствия: ров, вода и т. д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.
«Подсолнухи»
Игроки - подсолнухи стоят в несколько рядов. Один - земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:
«Солнце светит, дождь идет,
Семечко растет, растет.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелек.
Небосвод весь обегая,
Солнце светит, не моргая.
Земледелец, не зевай,
Перемены отгадай!»
«Петушок»
Все дети сидят, Ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко всем спиной. Среди оставшихся назначается Петушок. Ведущий говорит: «Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спивает, спать мешает казаку и кричит.» Петушок: «Кукареку!»Выбранный отгадывает, кто кричал.
«Утки»
Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, а другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом поют: «Утка киря, по полю лета, поспивай, селезень, за ней. Скорий, скорий, бо мало дити пищать, исти хотять». Утку свободно пропускают, а селезня стараются задерживать.
«Не займай»
(не тронь меня)
В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки убегая, кричат: «Не займай!» Пойманым считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в этой цепи, игра кончается.
«Моргушки»
Девушки сидят по кругу. За каждой девушкой, стоит парень. Перед одним из парней, водящим, стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девушек и незаметно моргает одной из них. Она должна быстро занять свободное место, а парень,стоящий за ней. должен её удержать. Если он не успел удержать свою девушку, то он становится водящим.
«Стадо»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец - два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
«Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!
Трава мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле!»
Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу «Волк» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого волк поймал, выходит из игры.
«Перетягивание»
Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну но одному выстраиваются две команды игроков.
По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.
Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.
«Мак»
Играющие стоят по кругу плечо к плечу. Один из них в середине круга - это огородник. Он поет:
«Ой, на горе мак,
Под горой так!»
Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова:
«Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки!»
все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед-назад. На слова:
«Станьте вы так, Как на горе мак»
все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают:
«Огородник, огородник,
Поливал ли мак?»
Огородник отвечает: «Поливал».
На припев:
«Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки!»
все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит
в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова:
«Станьте вы так.
Как на горе мак»
все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони
поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты - имитируют цветок мака.
На припев:
«Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки!»
все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками.
Потом спрашивают:
«Огородник, огородник,
Поспел ли мак?»
Огородник отвечает:
«Поспел!»
Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова: «Станьте так!»- показывают, какая спелая головка у мака.
Движения выполняются в соответствии с текстом песни.
«Кауны»
На одном конце площадки проводится черта. Это «бахча», за чертой, на расстоянии 2-3 шагов от нее, «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линией «дом детей». Выбирается сторож. Остальные играющие – дети.
Когда «сторож засыпает», дети направляются к бахче со словами: Крадем, крадем кауны,
Деда не боимся
Дед нас палкой - мы его каталкой
Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша