Кульнева Нелла
Кто поставит оценку учителю…
▼ Скачать + Заказать документы
Кто поставит оценку учителю…
В этом году мы рискнули провести в школе анкетирование учеников на тему, что они думают об учителях. Вопросов было много и весьма разнообразных:
«знания по предмету», «умение общаться», «чувство юмора»….и даже –«внешний вид учителя». Анкетирование проводилось в каждом классе с 8-го по 11-й. Конечно, его процедура вызывает большие сомнения, но сам факт подобного анкетирования мне не кажется ошибочным или тем более вредным. Объяснюсь почему. Для меня вопрос «Что является основным критерием учительского труда?» звучит почти риторически. Ибо считаю, что только ученики могут по- настоящему оценить работу учителя. Кто-то сразу-потому что интересно, задело за живое; кто –то – после поступления в институт; кто-то – много лет спустя. Конечно, администрация, коллеги, родители имеют свои критерии, но сторонние. А ученики чувствуют изнутри, проверяют по судьбе, обмануть их невозможно… Можно быть хорошим методистом, продвигаться по карьерной лестнице, быть победителем конкурсов «Учитель года», а дети… не будут любить ни учителя, ни его предмет, а после школы и вовсе не вспомнят.
Публикация «Кто поставит оценку учителю…» размещена в разделах
Ценность учительского труда можно определить не по валу правильных слов и сообщенных знаний, а по результату: что изменилось в себе, благодаря чему и кому, что пригодилось в жизни, какой учитель запомнился надолго.
И, если честно, навряд ли есть те, кто втайне не мечтает оказаться в верхних строчках ученического «табеля о рангах». Потому что в глубине души знают: этот рейтинг- самый престижный, самый настоящий.
Но почему-то даже уверенный в себе учитель так боится этих ученических анкет. Наверное, не только потому, что не хочет узнать о себе что-то не очень лестное, а потому, что в принципе не допускает мысли: как это так-ученик будет его обсуждать, да еще и оценивать! Разве это возможно? Что он себе позволяет? Что он понимает? Рушится основа основ: место и роль ученика в процессе обучения и взаимоотношений с учителем. Учитель учит, ученик учится. Учитель оценивает знания и старания ученика. Ученик принимает авторитетное мнение учителя, как должное, не обсуждая его. Но ведь мы прекрасно знаем, что это не так: ученики всегда обсуждают учителей между собой, с родителями, высказывают своё мнение, дают оценки. Почему бы их не узнать учителю? Что о нем думают на самом деле? Ведь даже через обиду, огорчение, возможно, боль прояснятся причины некоторых неудач или, напротив, выявятся ресурсы для улучшения своей работы.
Или ещё. Многие думают, что толерантность, бесконфликтность- это их позитивная, сильная сторона, личное преимущество. Но ученики посчитали иначе, подозревая своих учителей в бесхарактерности, черствости, даже равнодушии. Разве это не заставит учителей провести переоценку ценностей или постараться объяснить ученикам существенную разницу междй тем, кто вы есть и что им кажется?
Анкетирование помогло выявить некоторые интересные тенденции и задуматься над ними. Например, многие классные руководители проиграли в своих классах кому-либо из учителей-предметников и заняли вторые места. А очень популярные учителя не оказались в лидерах.
У детей не бывает дешевых авторитетов. Они «покупаются» только на качественное: любовь и неравнодушие, ум и знания, справедливость, доброту и чувство юмора.
Разные мы все, учителя. И по природному амплуа, и по жизненным обстоятельствам. Кто-то может хорошо обучать, но не очень любит и не умеет общаться. Другой -прекрасный классный наставник, но не любит и не умеет преподавать. Кто-то всю жизнь служит детям, а кто-то, наоборот, властвует над ними. Один нашел свое призвание, другой - укрытие от жизни.
По мнению участников анкетирования, 90% учащихся считают, что в первую очередь, учитель должен быть справедливым, умным, иметь хорошее чувство юмора и…красивым. И не удивительно, ведь они хотят быть похожими на нас. Цель становящейся личности – утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение, а цель педагогов и родителей помочь ему в этом. И при этом важно добиться между учителем и учеником доверительных, взаимообогащающих отношений и только тогда будет результат, ведь как сказал великий Гё те: «Учатся у тех, кого любят. Чтобы изменять других, их надо любить».
И наши ученики такие же разные, как и мы. Кому-то нужно, чтобы его обучили грамоте, счету или более серьезным наукам; кому-то нужна «тетка», временно присматривающая за его дисциплиной и охраняющая их от самих себя. Кому-то – собеседник, защитник или взрослый друг.
И представляется, что наиболее важен в этих условиях не вопрос, какую роль мы играем, а играем ли СВОЮ роль? По силам ли она нам, по уму, по сердцу? Так рождается первая объективная оценка : учитель - на своем месте! И нашу истинную цену назовут ученики. И выразится она в эквиваленте их доверия и желания, а еще точнее – в потребности с нами общаться. На уроке и вне его. В школе и спустя много лет после её окончания.
Когда на педагогические направления подготовки будут принимать людей, по-настоящему мечтающих стать хорошими учителями, тогда и качество образования сразу повысится. Думаю, рано или поздно так и будет.
Кульнева Н. А. педагог-психолог, г. Петропавловск-Камчатский