Виктория Сергеевна Полякова
Картотека в помощь учителю-логопеду ДОУ «Дыхательные и фонопедические упражнения».
▼ Скачать + Заказать документы
1. «В саду».
- Представьте, дети, что мы сейчас в саду. Покажите, какие там большие фруктовые деревья (дети поднимают руки).
Подул теплый ветерок: [ ш-ш-ш], зашелестели листья.
(дети быстро – быстро шевелят пальчиками)
Подул холодный ветер: [с-с-с], закачались яблоньки.
(дети покачивают и машут руками)
Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
(дети расслабляются)
Снова подул ветер.
(дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются)
Публикация «Картотека в помощь учителю-логопеду ДОУ „Дыхательные и фонопедические упражнения“,» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Работа логопеда. Логопедия
- Фонопедический метод и упражнения для развития голоса
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Дети стоят прямо, поднимают руки, чтобы достать персики с высокой ветки -вдох. Пауза 1,2,3. Ведь персики надо достать и сорвать. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Персики надо положить в корзину (повтор 3-4 раза)
2. «Дует ветер».
Пришли дети в лес и набрали много грибов и ягод. Собрались идти домой, но подул сильный ветер «в-в-в» (произнесение громко и длительно звук)
«Дует легкий ветерок – в-в-в
И качает так листок - в-в-в
Дует ветерок и листочки, поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят:
Осиновый а-а-а
Рябиновый и-и-и
Березовый о-о-о
Дубовый у-у-у»
Дети хором поют «а-а-а и-и-и о-о-о у-у-у».
3. «Дубы и березы».
-Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва- едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом [ы-ы-ы]. А сейчас превратитесь в березы. Поднимите расслабленные руки покачивайте ими. Березы поют высоким голосом [ы-ы-ы].
4. «Задуй свечу».
Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания.
Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать при этом как надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать-гасить свечу, произнося звук [ф-ф-ф].
5. «Шарик».
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой-топ!
А у кошки шарик-хлоп!
[ш-ш-ш]
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука [ш].
6. «Снегирек».
Сел на ветку снегирек- (дети взмахивают кистями рук)
Ф-ф, ф-ф (коротко, активно выдыхают)
Брызнул дождик -он промок. (ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Ф-ф, ф-ф, ф-ф. (коротко, мягко выдыхают)
Ветерок подуй слегка,
Обсуши нам снегирька! (качают поднятыми руками над головой)
Ф-ф, ф-ф, ф-ф (продолжительно выдыхают)
7. «Животные Африки».
«Рычание тигра и тигренка».
Раскатисто произносить звук [р-р-р], тигр громко, тигренок тихо.
«Слон пьет воду».
Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох 1-2-3, затем выдох 1-2-3.
8. «Греем руки».
Дети греют руки по очереди, затем все вместе, произнося [х-х-х].
9. «Гудок».
Этот звук найдем в трубе
На военном корабле,
Что уйдет сегодня в море.
«У-у-у»- гудит он на просторе.
(дети держат в руках кораблики из плотного картона с прикрепленным к трубе кусочком тюля и продолжительно тянут звук [у].)
10. «Моя мама-певица».
Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх.
Задержка дыхания на выдохе. Выдох с открытым сильным звуком [а-а-а]. Руки медленно опускаются. Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком [о-о-о]. Медленный глубокий вдох, руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком [у-у-у], руки при этом опускаются.
11. «Суп кипит».
У детей в руках пластмассовые кастрюльки, наполовину наполненные водой, и короткие изогнутые соломинки. Опустите соломинку в кастрюльку и подуйте, не раздувая щек, так чтоб «суп закипел».
12. «Веселые рыбки».
Дети подходят к столу, где стоит тазик с водой, а в нем пластмассовые рыбки. Вытяните губы трубочкой и подуйте на выбранную рыбку, и она поплывет.
13. «Рыбки разговаривают».
Дети тихо и быстро произносят «п-п-п».
14. «Покорители космоса».
Полет на Луну - на выдох дети тянут звук[а], медленно поднимают левую руку вверх, достигают Луну, и медленно опускают.
15. «Пшеница».
По весне вспахал старик
Землю плугом [у]
Посеял пшеницу [п]
Солнце светит [а]
Пшеница растет [ш]
Ветер прилетает,
Пшеницу качает [у].
16. «Комар».
Стоя, расслабив тело и положив на шею руку. На выдохе произнести негромко и долго звук [з].
17. «Муха».
Стоя, ноги на ширине плеч. Ладонь одной руки положить на голову. После глубокого вдоха негромко произнести звук [в] до полного выхода воздуха из легких.
18. «Жук».
Стоя, закрыв глаза, положить ладонь на грудь. Вдох. На выдохе произнести долго и негромко звук [ж].
19. «Фонарик».
Над медведем возле уха
Целый час жужжала муха:
Ж-ж-ж
Комары летят,
Летят и пищат:
З-з-з, ж-ж-ж, з-з-з.
20. «Колокольчики будили».
Дили-дили, дили-дили
Колокольчики будили
Всех жуков
Ж-ж-ж
Пауков
Х-х-х
И всех веселых мотыльков
У-у-у
Дили-дили, дили-дили
Колокольчики будили
Всех зайчат
Бл-л-л
Всех ежат
Ф-ф-ф
Всех ленивых медвежат
Р-р-р
И воробушек проснулся
Чик-чирик
И галчонок встрепенулся
Кра-кра
Дили-дили, дили-дили
Встали все, кого будили.