Михайлова
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Главные члены предложения»
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет Русский язык
Учитель Михайлова Надежда Владимировна
Школа, класс КГУ «Общеобразовательная школа №30 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области,
3 класс
Тема урока Главные члены предложения.
Водоёмы Казахстана.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) : 3.1.2.1 – определять тему, основную мысль высказывания, опираясь на ключевые моменты
Публикация «Конспект урока по русскому языку в 3 классе „Главные члены предложения“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3.2.6. 1 - сравнивать тексты описательного и повествовательного характера по следующим параметрам: тема, основная мысль, стиль и тип текста, структурные элементы текста, ключевые слова
3.3.8.7 - различать главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения, задавать к ним вопросы
Цели урока : Все учащиеся смогут.
Узнать о грамматической основе в предложении.
Узнать о вопросах к главным членам предложения
Большинство учащихся смогут.
Определять главные и второстепенные члены предложения.
Задавать вопросы к членам предложения.
Находить подлежащее и сказуемое.
Определять части речи.
Некоторые учащиеся смогут.
Рассказывать по схеме о главных членах предложения.
Учащиеся с ООП (Подчередников Денис, Диденко Андрей, Власов Иван, Корчагин Иван, Богдан Варвара, Поджарова Варвара) смогут:
Правильно прописывать буквы
Делать правильное соединение в словах
Критерии оценивания: Определяет тему, основную мысль высказывания, опираясь на ключевые моменты.
Сравнивает тексты описательного и повествовательного характера по следующим параметрам: тема, основная мысль, стиль и тип текста, структурные элементы текста, ключевые слова.
Различает главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения, задавать к ним вопросы.
Межпредметные связи : В ходе урока осуществляются межпредметные связи с предметами естествознание, познание мира.
Навыки использования ИКТ: Учащиеся под руководством учителя смогут выполнить задания по презентации
Предварительные знания : Части речи и их роль в предложении. Словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации.
Ход урока
Запланированные этапы урока Деятельность учителя
Деятельность учеников Ресурсы
I.Начало урока (5 мин) Приветствие
-Здравствуйте, уважаемые ученики!
Нам всем приятно, когда рядом с нами человек с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все будем поддерживать доброе и хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день. А теперь протянем, друг другу руки и дружно скажем:
Я улыбаюсь миру,
Мир улыбается мне.
Я желаю всем людям планеты
Хорошего настроения.
Определение темы урока
Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по основным крупным водоемам Казахстана и узнаем интересные факты о них.
- Итак, вы готовы отправиться на экскурсию?
- Первый водоем, который я предлагаю вам посетить, называется Каспийское море, которое расположено на стыке Европы и Азии.
- Итак, давайте посмотрим, какие задания для нас приготовило Каспийское море.
- И это пословица, только пока она плыла к нам по морю, она немного перепуталась, и слова в ней написаны задом на перед. Давайте попробуем восстановить порядок пословицы:
тёчет юром к акер яаджаК
Каждая река к морю течёт
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
- Молодцы вы правильно прочитали пословицу, давайте запишем ее в тетрадь. Открываем тетради, записываем число, классная работа и записываем пословицу соблюдая все нормы правописания.
- А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените правильность написания пословицы, используя критерии которые лежат у вас на партах. Молодцы! А теперь поднимите руку те, у кого правильны все три критерия, Вы большие молодцы! Те, у кого правильны только два критерия, Вы молодцы, но нужно стараться еще!
- Ребята, вам всем интересно, какой же будет тема нашего урока сегодня. Я предлагаю вам узнать ее самостоятельно. Для этого мы будем использовать прием «Горячий стул».
(Вызываю 3 учеников, остальные задают вопрос)
- Исходя из того на какие вопросы отвечали ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Молодцы! Тема нашего урока : «Главные члены предложения.
Водоёмы Казахстана»
- Цель нашего урока вспомнить :
- Что такое главные члены предложения и на какие вопросы они отвечают?
- Что такое подлежащее?
- Какой частью речи в предложении бывает подлежащее?
- Что такое сказуемое?
- Какой частью речи в предложении бывает сказуемое?
- Вы большие молодцы! Вы правильно выполнили задание которое подготовило для нас Каспийское море! И смогли получить доступ к секретному письму, которое приготовило Каспийское море!
«Я Каспийское море - являюсь наибольшим замкнутым водоемом на планете. Наибольшая моя глубина достигает отметки в 1025 м. Во мне обитает больше сотни разновидностей рыб. Сегодня во мне разрабатывается много месторождений газа и нефти. Общие ресурсы нефти и газоконденсата составляют до 20 млрд тонн. Советую вам далее посетить озеро Балхаш и узнать о нем много интересного»
- Следующий водоем который мы посетим называется озеро Балхаш, находится оно на юго-востоке Казахстан в Алакольской котловине. Давайте посетим его и узнаем, что оно для нас приготовило. Хоровой ответ учащихся
II.Середина урока
(20-25 мин) - Озеро Балхаш приготовило для нас информацию о главных членах предложения. Давайте внимательно ее послушаем, так как она нам поможет ответить на ранее поставленные вопросы.
Главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говориться в предложении, называется подлежащим.
Подлежащее отвечает на вопросы кто? Или что?
Подчеркивается одной чертой вот так.
В предложении подлежащее выражается существительным.
Главный член предложения, который обозначает, что говориться о подлежащем или какое действие оно выполняет, называется сказуемым.
Сказуемое отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделал?
Подчеркивается двумя чертами вот так
В предложении сказуемое выражается глаголом.
- А теперь прочитайте это правило каждый шепотом, поднимите руку те, кто хорошо запомнил правило и может рассказать его всему классу.
- Озеро Балхаш пока не хочет отдавать свое секретное письмо нам и предлагает нам выполнить еще одно задание.
- У вас на столе лежат карточки с заданиями. В них вам даны слова, из которых нужно составить предложения и в этих предложениях найти подлежащее и сказуемое.
1. Три, вода, агрегатных, имеет, состояния.
2. В роднике, проходит, почву, вода, через, и песок.
3. Свойствами, вода, обладает, удивительными.
(Отдельные задания для детей с ООП (Подчередников Денис, Диденко Андрей, Власов Иван, Корчагин Иван, Богдан Варвара, Поджарова Варвара)
(3 ученика к доске)
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием и получили доступ к секретному письму, которое подготовило для нас озеро Балхаш.
«Я озеро Балхаш - единственное озеро на планете, которое состоит из пресной и соленой частей. Несмотря на свои большие размеры я относительно неглубокое озеро, средняя моя глубина не превышает шести метров, а максимальная глубина достигает 26 метров. Мои богатые минералами сероводородные грязи целебны. Купание в чистой воде, близкой по составу к морской, и яркое солнце способствуют укреплению здоровья, особенно у детей. Советую вам посетить озеро Тенгиз, думаю вам там будет очень интересно!»
- Молодцы, вы внимательно прослушали информацию которую подготовило для нас озеро Балхаш и верно выполнили задания. Мы смогли вместе получить пропуск и перейти в следующий водоем Республики Казахстан. Это озеро Тенгиз. Оно расположено в Тенгиз-Кургальджинской впадине, в Коргалжынском районе Акмолинской области. На озере Тенгиз живут фламинго, из-за этого его еще называют озеро где живут Жар-птицы.
- Озеро Тенгиз приготовило для нас очень интересное задание. В котором вам нужно будет хорошо подумать и вспомнить весь алгоритм нахождения главных членов предложения. Потому что у озера Тенгиз он расположен в неправильном порядке. Нам нужно помочь восстановить порядок, иначе мы не получим секретное письмо от озера Тенгиз. Вы готовы помочь озеру?
- Для этого мы с вами поделимся на группы.
- Проговорим правила работы в группе.
1. Говорить нужно шепотом
2. Работать нужно вместе
3. Договаривайтесь: если задание письменное, как выполнять, кто пишет, кто выступает.
4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки
6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.
Алгоритм нахождения грамматической основы.
1. Прочитай предложение.
2. Определи, о ком или о чём говорится в предложении?
3. Задай вопрос (кто? или что)
4. Найди подлежащее.
5. Подчеркни одной чертой.
6. Определи, что именно говорится о подлежащем?
7. Задай вопросы (что делает? что сделает?.).
8. Найди сказуемое.
9. Подчеркни двумя чертами.
10. Прочитай грамматическую основу.
(Отдельные задания для детей с ООП (Подчередников Денис, Диденко Андрей, Власов Иван, Корчагин Иван, Богдан Варвара, Поджарова Варвара)
- Я вижу все группы справились с заданием, давайте прослушаем одну группу и проверим свои ошибки.
- У кого не было ни одной ошибки ставят 10 балов, у кого одна ошибка 9 балов, две ошибки 8 балов, три и более ошибок 7 балов. Задание у всех групп мне соберет Лиза.
- Молодцы вы отлично справились с заданием и смогли получить еще одно секретное письмо. Давайте скорее откроем его и узнаем что же там.
«Я озеро Тенгиз - одно из крупнейших озер, расположенных в Тенгиз-Кургальджинской впадине в Казахстане. Я питаюсь талыми водами периодически пересыхающих рек Нура, Куланотпес, Еспесай. Моя уникальность в том, что я самое северное место обитания красивейших экзотических птиц – розовых фламинго. У меня созданы идеальные природные условия для этих очаровательных птиц. Я нахожусь в центре Коргалджынского государственного природного заповедника, образованного в 1968 году и входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Предлагаю вам посетить Озеро Зайсан, вам будет очень интересно!»
- Мы с вами посетили уже три крупных водоема и немного устали, озеро Тенгиз предлагает нам немного отдохнуть и сделать разминку.
- Все встаем из-за парт и повторяем упражнения за мной.
Физминутка
Если слово отвечает
На вопросы «кто?» и «что?»
То мы дружно приседаем,
Чтоб не видел нас никто.
Прилагательным в ответ
Мы рукой помашем вслед.
А когда глагол услышим,
Сесть за парту надо тише
- И последний водоем который мы посетим называется озеро Зайсан. Это озеро на востоке Казахстана. Название водоёма на русский язык переводится как "Великий князь".
- Давайте же посмотрим, что для нас приготовило озеро Зайсан. А приготовило оно для нас предложения, в которых нужно найти главные члены предложения. И это задание вы выполните в парах. Правила работы в парах у нас такие же, как и правила работы в группах
У вас на столе лежат карточки с заданиями. В них вам даны предложения и в этих предложениях нужно найти подлежащее и сказуемое.
1. Вода бывает разного вкуса
2. Вода высыхает, оставляя соль.
3. Вода была горькой и солоноватой.
4. К дождевым потокам прибавилась речная вода
5. Вода поднималась столбами справа и слева.
(Отдельные задания для детей с ООП (Подчередников Денис, Диденко Андрей, Власов Иван, Корчагин Иван, Богдан Варвара, Поджарова Варвара)
- Я смотрю все пары выполнили задание.
- Теперь давайте проведем взаимопроверку ваших работ, итак первые парты меняются работами со вторыми, третьи с четвертыми и т. д.
Проверка предложений с учащимися.
- У кого не было ни одной ошибки ставят 10 балов, у кого одна ошибка 9 балов, две ошибки 8 балов, три и более ошибок 7 балов.
- Задания с первого ряда мне соберет Самира, со второго ряда Богдан, с третьего ряда Арнур.
- Вы большие молодцы! Вы смогли получить последнее тайное письмо от озера Зайсан. Скорее же знаем что в нем.
«Я озеро Зайсан самое большое озеро на северо-востоке Казахстана. Так же являюсь одним из древнейших озер планеты. Во мне водится свыше 20 видов рыб и даже крабы. Мои окрестности густо заселены различными дикими животными: лисами, сусликами, степными орлами. Но самой моей главной достопримечательностью является каньон Киин-Кериш - кусочек Марса на Земле. Я очень рад что вы посетили меня и соих друзей, надеюсь для вас это была интересная экскурсия! До новых встреч!»
III.Конец урока
(10-15 мин)
- Ребята, мне было очень приятно с вами работать, но пора прощаться. Сейчас мы подведем итоги и узнаем как хорошо вы достигли цели которую мы поставили в начале урока, Для этого вы оцените степень ее достижения продолжив фразы:
Я узнал …
Мне было интересно …
Меня остались вопросы …
Рефлексия.
- Если вам было очень интересно и все понравилось, то возьмите с парты зеленый стикер и прикрепите к Каспийскому морю.
- Если вам было интересно, но возникли трудности в выполнении заданий, то возьмите с парты желтый стикер и прикрепите его к озеру Балхаш.
- Если вам было не интересно, то возьмите с парты розовый стикер и прикрепите его к озеру Тенгиз.
Домашнее задание
Стр. 22,упр. 4 (Списать, вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки)