Елена Аверкина
Кружок «Эрзянь кель»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
кружка «Изучение мордовского языка» (эрзянь кель)
разработанная на основе программы А. И. Исайкиной
«Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия»
для детей 4- 5-ти лет
(1-ый год обучения)
Руководитель:
воспитатель Аверкина Е. Ф.
г. о. Саранск, 2015 г.
Пояснительная записка.
Публикация «Кружок „Эрзянь кель“» размещена в разделах
В последнее время наметилась тенденция обучения детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях и школах Мордовии. В детских садах стали создаваться кружки по обучению детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам. В этих кружках обучались мордва, не владеющая родным языком, русские, татары и дети других национальностей. Многие воспитатели, знающие мокшанский или эрзянский языки, стали обучать детей в своих группах. Появилась необходимость в создании программы по обучению детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам.
Цель:
-изучение мордовского языка
-Познание национальных традиций
-Изучение культуры мордовского народа
Задачи
Обучающие:
Учить воспринимать мордовскую речь на слух.
Научить детей пользоваться интонационными различиями для целей общения.
Учить понимать смысл и функции различных конструкций, вступать в общении друг с другом на мордовском языке.
Развивающие:
Формировать у детей правильное произношение всех звуков как в отдельности, так и в составе слова. Особое внимание обратить на формирование и произношение звуков.
Формировать фонематический слух, умение различать звуки на слух в собственной речи и речи других.
Познакомить детей с грамматическими явлениями мордовского языка, необходимых для создания и построения высказываний.
Знакомить детей с мордовскими словами, объединяя их в группы по смысловому признаку, раскрывать значение новых слов.
Развивать, расширять, углублять и закреплять знания детей по истории, природе и культуре родного края.
Прививать любовь к песням, танцам, желание их слушать и исполнять.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ.
Формировать у детей социальную активность.
Воспитывать культуру общения и поведения во время посещения кружка, музеев, выставок, экскурсий.
Срок реализации программы–один учебный год при занятиях 2 раза в неделю с октября по май. Программа рассчитана на детей средней группы. Продолжительность занятий – 20 минут.
Оптимальное количество участников -12 человек.
Формы проведения занятий могут быть различны в зависимости от темы и цели конкретного занятия.
Продолжитель-ность занятия Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
20 мин 2 раза 40мин 36 час
Ожидаемые результаты к концу года обучения:
- знать словарь предназначенный для средней группы;
- уметь отвечать на вопросы одним или двумя словами;
- уметь спрашивать, как кого зовут, называть своё имя и имена других;
- давать краткое описание предмета;
- понимать указания воспитателя, направленные на выполнение какого –то действия;
-рассказывать вместе с воспитателем потешку, спеть песенку,поиграть в игру.
В качестве формы контроля развития ребенка проводится:
- задания на описание картинки с изменённым содержанием (на тренировочной картинке зеленые шары, на контрольной – красные или изменено количество шаров и т. д.).
- проверочные работы. Основными видами являются текущий и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в процессе групповых упражнений и игр. Он может проводиться в ходе занятия. Такой контроль следует проводить регулярно в конце каждой недели и в конце каждой темы. Итоговые проверки проводятся за квартал, полугодие, учебный год.
Основные формы и способы работы с детьми
• тематические занятия
• беседы
• игры-путешествия
• экскурсии
• викторины
• познавательные минутки
• дидактические игры
• сюжетно-ролевые игры
• подвижные игры
• физминутки.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
«Валдоня» (Светлячок).Программа и методические рекомендации для
Дошкольных образовательных учреждений. / Авторский коллектив
МГПИ им. Евсевьева/- Саранск. 2001
Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому,эрзянскому)языкам дошкольных образовательных учреждениях РМ. Программа и методические рекомендации/Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр» культур финно- угорских народов» ; МО РМ, МРИО,- Саранск, 2007.
Устно- поэтическое творчество мордовского народа Т. 8, Саранск, 1978.
Хрестоматия к программе «Валдоня» (Светлячок). Пособие для дошкольных образовательных учреждений РМ/ Авт. -сост. Е. Н. Киркина. /-Саранск 2004.
Пособия Брыжинского А. И. «Лисьмаприне» для изучающих эрзянский язык.
Учебник «Тештине» ( авторы: Н. В. Зиновьев, Т. И. Зиновьева) на эрзянском языке
Технические средства обучения
Доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Магнитофон.
Компьютер.
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой занятия
Таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)
Список использованной литературы
1. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск: Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов» ; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2007. – 64 с.
2. Валдоня: Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учрежденийРесп. Мордовия/ М-во образов. Респ. Мордовия. -Саранск:2001.
3. Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошк. образов. учреждений Р М Авт- сост. Е. Н. Киркина- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г
4. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011
5. Лисьмаприне :Вишкинетненьтуртов хрестоматия. / Сост. А. И. Брыжинский. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1993. – 208 с.
6. Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом», М. 1998г.
7. «Мордовские народные игры» // Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений, Саранск, 1993