МААМ-картинки

Кружок «Волшебный мир звуков и слов»

Мария Васильевна
Кружок «Волшебный мир звуков и слов»
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа

«Волшебный мир звуков и слов»

познавательно-речевой направленности

детей старшего дошкольного возраста

Афанасьева Мария Васильевна,

Воспитатель

Пояснительная записка

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, развить внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Познакомить дошкольников с основами грамоты, при дальнейшем обучении формировать у детей навыки чтения, подготовить их без страха идти в школу, –все это является основной идеей данной программы.

Публикация «Кружок „Волшебный мир звуков и слов“» размещена в разделах

Рабочая программа кружка «Волшебный мир звуков и слов» адресована дошкольным образовательным учреждениям общеразвивающего вида и рассчитана на дошкольников 5-7 лет. Она является дополнительной программой к основной общеобразовательной программе детского сада познавательно-речевой направленности и входит в такие образовательные области, как «Коммуникация» (речевое развитие, «Познание» (расширения кругозора детей и обогащения словаря предметного и социального мира, «Чтение художественной литературы».

Программа строится на поэтапном знакомстве со звуками и буквами, с миром слов, обучении детей навыкам чтения по ступенькам лесенки – читайки. Эта методика проста, логична, не содержит сложных терминов, не принуждает ребенка к осмыслению каких-либо способов действия. Игра – основное занятие детей, их ежедневная работа, жизненно важная для здоровья и развития. Программа предусматривает десять разделов.

Разделы первого года работы кружка (старшая группа) :

1. Мир звуков

2. Гласные и согласные звуки

3. В мире слов

4. Деление слов на слоги и звуковой анализ слов

5. Игры со словами

Разделы второго года работы кружка (подготовительная группа) :

6. Звук и слово

7. Гласные звуки и буквы

8. Согласные звуки и буквы

9. Чтение трехбуквенных и двусложных слов

10. Чтение произведений русских и зарубежных классиков

В речевом развитии ребенка особую роль играет возраст 5-7 лет. В этом возрасте начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития, происходит завершение становления речи детей. Это означает, что ребенок не только правильно произносит все звуки, но и владеет значительным словарным запасом, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными фразами связной речи (диалогом и монологом, позволяющими ему свободно вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Показателем нормального развития речи в этом возрасте является не только звукопроизношение, на которое чаще всего обращается внимание педагогов и родителей, но и фонематический слух, лексический запас, правильность грамматического построения и связность речи ребенка.

Цель программы: Формирование у детей дошкольного возраста звуковой культуры речи,

Фонематического слуха через обогащение языковой среды.

Задачи программы:

Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас.

Знакомить и работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением.

Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.

Сроки реализации программы - два года.

1 год-развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

2 год-развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребё нка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);

развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);

формирование графических навыков

Для оценки достижений воспитанников ведется мониторинг речевого развития, в котором фиксируются начальные и конечные результаты. Диагностика проводится дважды в году, в октябре и мае каждого учебного года. В методику выявления уровня речевого развития включены диагностические исследования Н. Смольниковой, Е. Смирновой, Эльконина-Давыдова.

Работа проводится всей группой (10 человек,а при необходимости индивидуально. Режим занятий: один раз в неделю по 25-30 минут.

Данная программа рассчитана на 32 занятия. Первое и последние занятия — диагностические.

Общедидактические принципы:

Систематичность;

Постепенность усложнения;

Перспективность;

Доступность;

Формы работы:

Дидактические игры

Фонематические упражнения

Работа с текстами

Театрализация

Рисование

Структура занятий:

Артикуляционная гимнастика.

Повторение пройденного.

Работа с азбукой большого и малого формата.

Физкультминутка.

Игры, тренинги, упражнения.

Индивидуальная работа.

Закрепление.

Совместная деятельность вне занятий:

участие в вечерах досуга, литературных викторинах;

организация выступлений с декламацией стихов перед воспитанниками младших групп;

посещение детской библиотеки.

Игровая деятельность:

Индивидуальная работа по разрезным азбукам, разгадывание кроссвордов по произведениям писателей, дидактические игры «Волшебные картинки», «Собери картинку», «Изографы» и т. д.

Взаимодействие с родителями в процессе обучения грамоте: представление информации о текущей работе; индивидуальные беседы и консультации; обсуждение успешности ребенка в выполнении заданий; совместная работа в изготовлении наглядных пособий.

II. Содержание программы первого года обучения

Результаты к концу 1-го года обучения (старшая группа).

Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Умеют составлять предложения из 2-3 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т. д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

Тематический план работы в старшей группе

Месяцы Разделы

Недели

Темы занятий Содержание работы

Октябрь 1 неделя Диагностика

Мир звуков 2 неделя «Человек в мире звуков. Всегда ли человек мог говорить?»

Научить правильно произносить гласные и согласные звуки, развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах, учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Обогащать и активизировать словарь детей.

3 неделя «Я знаю много слов начинающихся со звука…»

4 неделя «Из чего состоят слова»

Ноябрь «Гласные и согласные звуки» 1 неделя «Озвучиваем картинки»

Познакомиться с гласными и согласными звуками, научиться их отличать друг от друга. Развивать фонематический слух, определять место звука в слове. Узнавать названный звук в слове.

2 неделя «Пожужжали, порычали, на вопросы отвечали»

3 неделя «Звуки гласные поем»

4 неделя «Что изменилось?»

«Поймай звук»

Декабрь «В мире слов» 1 неделя «Магазин игрушек»

Учить правильно употреблять слова – названия предметов, признаков, действий и объяснения и значения. Уточнять, обогащать и активизировать словарь детей, развивать фонематический слух. Формировать умения детей задавать вопросы и отвечать на них.

2 неделя «Все вокруг какое. ?»

3 неделя «Я бегу, плыву, лечу.»

4 неделя «Удивительный дождь»

Январь 1 неделя «Найди звук»

2 неделя «Найди пару»

3 неделя «Слова – малютки»

4 неделя «День — ночь, черный — белый»

Февраль «Деление слов на слоги и звуковой анализ слов» 1 неделя «Короткие слова»

Учить разбивать слова на слоги различными способами, развивать фонематический слух, дать представление о звуковом анализе слов.

2 неделя «Двусложные слова»

3 неделя «Поезд — слово, слог — вагон»

4 неделя «Найди звук»

Март 1 неделя «Ставим слоги друг за другом — слово станет нашим другом»

2 неделя «Рядом два согласных звука»

3 неделя «Поиграем в хлопки»

4 неделя «Такие разные слова»

Апрель 1 неделя «Шипящие звуки»

2 неделя «Если звуки возьмутся за руки»

3 неделя «Хоровод звуков»

4 неделя «Если звуки встанут в ряд»

Май «Игры со словами» 1 неделя «Многосложные слова» Развивать артикуляционный аппарат, Обогащать и расширять словарь. Заучивать наизусть короткие стихотворения, потешки, песенки, считалки. Разбивать слова на слоги различными способами, развивать фонематический слух, делать звуковой анализ слов.

2 неделя «Каждому звуку — свое место»

3 неделя Повторение

4 неделя «Путешествие в страну звуков и слов» Открытое занятие по итогам года

III. Содержание программы второго года обучения

Результаты к концу 2-го года обучения (подготовительная группа)

Дети знают все буквы русского алфавита и правила их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Тематический план работы в подготовительной группе

Месяцы Разделы Недели Тема занятия Содержание работы

Октябрь 1 неделя Диагностика

Звук и слово

2 неделя Пение птиц

Звуки окружающего мира.

Научить различать звуки от букв, уметь определить звуки в слове (начало, середина, конец)

3 неделя Золотая осень

Что такое слово?

4 неделя Деревенский двор

Ноябрь Гласные звуки и буквы 1 неделя Звуки а, о, у, ы

Буквы а, о, у, ы

Определение последовательности звуков в словах. Уточнение понятия «ряд». Выделение гласных звуков в ряду гласных, слогах, словах. Определение позиции звуков в слове (начало, середина, конец). Анализ и синтез слогов

2 неделя Звуки и, э

Буквы и, э

3 неделя Звуки буквы,

4 неделя Дифтонги

Декабрь Согласные звуки и буквы

1 неделя Звуки и буквы м,с,х,ш Определение позиции согласных звуков в слове (начало, середина, конец) и обратных слогах.

Познакомить детей с ударением. Подбор слов к схемам звукового анализа.

2 неделя Сопоставление С и Ш

3 неделя Звуки и буквы л,н,р, к

4 неделя Обобщение

Январь 1 неделя Звуки и буквы п, т, в, з

2 неделя Звуки и буквы ж,б,г,д

3 неделя Й. Сопоставление И и Й

4 неделя Звуки и буквы ц,ч,ф

Февраль 1 неделя Звуки и буквы,,

2 неделя Звуки и буквы нь, дь

3 неделя Твердый знак, мягкий знак

4 неделя Закрепление, повторение

Март Чтение трехбуквенных и двусложных слов

1 неделя Я люблю читать Уметь читать слова из трех и двух слогов, делить слова на слоги Индивидуальная работа

2 неделя

3 неделя Работа с разрезной азбукой

4 неделя Обобщение, закрепление изученных букв

Апрель Чтение произведений якутских, русских и зарубежных классиков

1 неделя Якутские народные сказки Звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове Подбор слов к схемам. Звуковой анализ слова

сравнение количества звуков и букв в слове

2 неделя

3 неделя Русские народные сказки

4 неделя

Май 1 неделя Зарубежные сказки

2 неделя Повторение

3 неделя Диагностика речевого развития к концу курса

4 неделя «Я умею читать» Открытое занятие по итогам года

Литература

1. И. И. Каратаев. Огонучуолкайдыксанараргауерэтииуоннаграмотагауерэнэргэбэлэмнээьин. – Дь. Бичик-1993 с.

2. Е. В. Мандарова. Аагаргатирэх. – Дь. Бичик-2007 с.

3. Е. В. Мандарова. Играю, читаю. Книга-лото – Дь. Бичик-2013 с.

4. Алыптаах азбука. Дь. Бичик-2013 с.

5. Жукова Н. С. Букварь. - М. : Издательство Эксмо-Пресс 2002 г.

6. Д. Г. Шумаева. Как хорошо уметь читать. - СПб. «Детство – пресс». 2000 г.

7. Н. Н. Поисеева, М. К. Борисова, М. П. Андреева. Туохсаспытый?. Дь. 2006

8. Р. П. Андреева, А. Н. Иванова. Оьуоройуута. Дь. Бичик-2013 с.

9. Дурова Н. В «Игры и упражнения на развитие фонетико- фонематического восприятия»«Школьная пресса» 2010

10. ЖуроваЛ,Е»Обучение дошкольников грамоте».М. :Школа-Пресс,2000.

11. Кузнецова Е. В, Тихонова И. А «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» :М Творческий Центр Сфера 2009.

12. Давыдова Г. В. Игры, считалки, загадки. Стихи для развития речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

13. Кубышкина Т. А., Леденева О. В. Волшебный мир звуков и слов. - М. : Дрофа, 2010.

14. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов - на- Дону: Феникс, 2001.

15. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. (I II III периоды). – М. : Гном и Д, 2010.

16. Серия «Дошкольник». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Планы занятий. Составитель Г. Ф. Марцинкевич. – Волгоград; Издательство «Учитель», 2004.

Публикации по теме:

«Волшебный кружок» Интегрированное занятие для детей среднего возраста Волшебный кружок Интегрированное занятие Для детей среднего возраста с элементами фольклора Составитель: Бебекина Н. В., Музыкальный.

Дидактическая игра «Волшебный мир звуков»Дидактическая игра «Волшебный мир звуков» АВТОРСКАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МИГ ЗВУКОВ». Автор-разработчик учитель-логопед Елена Гурова Данная дидактическая игра предназначена.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Волшебный кружок» Цель: развитие речи детей. Задачи: учить составлять описательные рассказы; развивать у детей творческое воображение; воспитывать желание.

Конспект ОД по речевому развитию «Путешествие в волшебный лес «Вежливых слов» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 города Ельца» Конспект Образовательной деятельности по.

Кружок «Волшебный пластилин»Кружок «Волшебный пластилин» Пояснительная записка Направленность. Важную роль в процессе формирования личности дошкольника является художественно-эстетическое развитие.

Кружок «Волшебный пластилин» (Экопластика). Аппликация из пластилина «Золотая рыбка»Кружок «Волшебный пластилин» (Экопластика). Аппликация из пластилина «Золотая рыбка» Программное содержание: Формировать элементарное восприятие художественного слова и искусства. Продолжать закреплять навыки работы с пластилином.

Памятка для родителей «Волшебный справочник добрых слов и выражений» Памятка для родителей «Волшебный справочник добрых слов и выражений» 1. Употребляйте вежливые слова сами в присутствии ребенка. Слова.

План-конспект урока русского языка во 2 классе «Написание слов с парными согласными на конце слов» 1. Ихсанова Халида Мунавировна 2. МБОУ «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ 3. Учитель начальных классов 4. Русский.

Программа дополнительного образования для детей 4–5 лет «В мире звуков и слов» Администрация городского округа Подольск Комитет по образованию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития.

Развлечение «Путешествие в город звуков и слов» Развлечение «Путешествие в город звуков и слов» для детей от 6-7 лет. Составили учителя-логопеды: Лисечко Наталья Николаевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок «Волшебный мир звуков и слов»
Опубликовано: 6 декабря 2016 в 07:44
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок «Волшебный мир звуков и слов»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Васильевна (УИ 628131) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД