Мария Васильевна
Кружок «Волшебный мир звуков и слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
«Волшебный мир звуков и слов»
познавательно-речевой направленности
детей старшего дошкольного возраста
Афанасьева Мария Васильевна,
Воспитатель
Пояснительная записка
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, развить внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Познакомить дошкольников с основами грамоты, при дальнейшем обучении формировать у детей навыки чтения, подготовить их без страха идти в школу, –все это является основной идеей данной программы.
Публикация «Кружок „Волшебный мир звуков и слов“» размещена в разделах
Рабочая программа кружка «Волшебный мир звуков и слов» адресована дошкольным образовательным учреждениям общеразвивающего вида и рассчитана на дошкольников 5-7 лет. Она является дополнительной программой к основной общеобразовательной программе детского сада познавательно-речевой направленности и входит в такие образовательные области, как «Коммуникация» (речевое развитие, «Познание» (расширения кругозора детей и обогащения словаря предметного и социального мира, «Чтение художественной литературы».
Программа строится на поэтапном знакомстве со звуками и буквами, с миром слов, обучении детей навыкам чтения по ступенькам лесенки – читайки. Эта методика проста, логична, не содержит сложных терминов, не принуждает ребенка к осмыслению каких-либо способов действия. Игра – основное занятие детей, их ежедневная работа, жизненно важная для здоровья и развития. Программа предусматривает десять разделов.
Разделы первого года работы кружка (старшая группа) :
1. Мир звуков
2. Гласные и согласные звуки
3. В мире слов
4. Деление слов на слоги и звуковой анализ слов
5. Игры со словами
Разделы второго года работы кружка (подготовительная группа) :
6. Звук и слово
7. Гласные звуки и буквы
8. Согласные звуки и буквы
9. Чтение трехбуквенных и двусложных слов
10. Чтение произведений русских и зарубежных классиков
В речевом развитии ребенка особую роль играет возраст 5-7 лет. В этом возрасте начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития, происходит завершение становления речи детей. Это означает, что ребенок не только правильно произносит все звуки, но и владеет значительным словарным запасом, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными фразами связной речи (диалогом и монологом, позволяющими ему свободно вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Показателем нормального развития речи в этом возрасте является не только звукопроизношение, на которое чаще всего обращается внимание педагогов и родителей, но и фонематический слух, лексический запас, правильность грамматического построения и связность речи ребенка.
Цель программы: Формирование у детей дошкольного возраста звуковой культуры речи,
Фонематического слуха через обогащение языковой среды.
Задачи программы:
Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас.
Знакомить и работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением.
Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.
Сроки реализации программы - два года.
1 год-развитие звуковой культуры и фонематического слуха.
2 год-развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребё нка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);
формирование графических навыков
Для оценки достижений воспитанников ведется мониторинг речевого развития, в котором фиксируются начальные и конечные результаты. Диагностика проводится дважды в году, в октябре и мае каждого учебного года. В методику выявления уровня речевого развития включены диагностические исследования Н. Смольниковой, Е. Смирновой, Эльконина-Давыдова.
Работа проводится всей группой (10 человек,а при необходимости индивидуально. Режим занятий: один раз в неделю по 25-30 минут.
Данная программа рассчитана на 32 занятия. Первое и последние занятия — диагностические.
Общедидактические принципы:
Систематичность;
Постепенность усложнения;
Перспективность;
Доступность;
Формы работы:
Дидактические игры
Фонематические упражнения
Работа с текстами
Театрализация
Рисование
Структура занятий:
Артикуляционная гимнастика.
Повторение пройденного.
Работа с азбукой большого и малого формата.
Физкультминутка.
Игры, тренинги, упражнения.
Индивидуальная работа.
Закрепление.
Совместная деятельность вне занятий:
участие в вечерах досуга, литературных викторинах;
организация выступлений с декламацией стихов перед воспитанниками младших групп;
посещение детской библиотеки.
Игровая деятельность:
Индивидуальная работа по разрезным азбукам, разгадывание кроссвордов по произведениям писателей, дидактические игры «Волшебные картинки», «Собери картинку», «Изографы» и т. д.
Взаимодействие с родителями в процессе обучения грамоте: представление информации о текущей работе; индивидуальные беседы и консультации; обсуждение успешности ребенка в выполнении заданий; совместная работа в изготовлении наглядных пособий.
II. Содержание программы первого года обучения
Результаты к концу 1-го года обучения (старшая группа).
Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Умеют составлять предложения из 2-3 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т. д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.
Тематический план работы в старшей группе
Месяцы Разделы
Недели
Темы занятий Содержание работы
Октябрь 1 неделя Диагностика
Мир звуков 2 неделя «Человек в мире звуков. Всегда ли человек мог говорить?»
Научить правильно произносить гласные и согласные звуки, развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах, учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Обогащать и активизировать словарь детей.
3 неделя «Я знаю много слов начинающихся со звука…»
4 неделя «Из чего состоят слова»
Ноябрь «Гласные и согласные звуки» 1 неделя «Озвучиваем картинки»
Познакомиться с гласными и согласными звуками, научиться их отличать друг от друга. Развивать фонематический слух, определять место звука в слове. Узнавать названный звук в слове.
2 неделя «Пожужжали, порычали, на вопросы отвечали»
3 неделя «Звуки гласные поем»
4 неделя «Что изменилось?»
«Поймай звук»
Декабрь «В мире слов» 1 неделя «Магазин игрушек»
Учить правильно употреблять слова – названия предметов, признаков, действий и объяснения и значения. Уточнять, обогащать и активизировать словарь детей, развивать фонематический слух. Формировать умения детей задавать вопросы и отвечать на них.
2 неделя «Все вокруг какое. ?»
3 неделя «Я бегу, плыву, лечу.»
4 неделя «Удивительный дождь»
Январь 1 неделя «Найди звук»
2 неделя «Найди пару»
3 неделя «Слова – малютки»
4 неделя «День — ночь, черный — белый»
Февраль «Деление слов на слоги и звуковой анализ слов» 1 неделя «Короткие слова»
Учить разбивать слова на слоги различными способами, развивать фонематический слух, дать представление о звуковом анализе слов.
2 неделя «Двусложные слова»
3 неделя «Поезд — слово, слог — вагон»
4 неделя «Найди звук»
Март 1 неделя «Ставим слоги друг за другом — слово станет нашим другом»
2 неделя «Рядом два согласных звука»
3 неделя «Поиграем в хлопки»
4 неделя «Такие разные слова»
Апрель 1 неделя «Шипящие звуки»
2 неделя «Если звуки возьмутся за руки»
3 неделя «Хоровод звуков»
4 неделя «Если звуки встанут в ряд»
Май «Игры со словами» 1 неделя «Многосложные слова» Развивать артикуляционный аппарат, Обогащать и расширять словарь. Заучивать наизусть короткие стихотворения, потешки, песенки, считалки. Разбивать слова на слоги различными способами, развивать фонематический слух, делать звуковой анализ слов.
2 неделя «Каждому звуку — свое место»
3 неделя Повторение
4 неделя «Путешествие в страну звуков и слов» Открытое занятие по итогам года
III. Содержание программы второго года обучения
Результаты к концу 2-го года обучения (подготовительная группа)
Дети знают все буквы русского алфавита и правила их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.
Тематический план работы в подготовительной группе
Месяцы Разделы Недели Тема занятия Содержание работы
Октябрь 1 неделя Диагностика
Звук и слово
2 неделя Пение птиц
Звуки окружающего мира.
Научить различать звуки от букв, уметь определить звуки в слове (начало, середина, конец)
3 неделя Золотая осень
Что такое слово?
4 неделя Деревенский двор
Ноябрь Гласные звуки и буквы 1 неделя Звуки а, о, у, ы
Буквы а, о, у, ы
Определение последовательности звуков в словах. Уточнение понятия «ряд». Выделение гласных звуков в ряду гласных, слогах, словах. Определение позиции звуков в слове (начало, середина, конец). Анализ и синтез слогов
2 неделя Звуки и, э
Буквы и, э
3 неделя Звуки буквы,
4 неделя Дифтонги
Декабрь Согласные звуки и буквы
1 неделя Звуки и буквы м,с,х,ш Определение позиции согласных звуков в слове (начало, середина, конец) и обратных слогах.
Познакомить детей с ударением. Подбор слов к схемам звукового анализа.
2 неделя Сопоставление С и Ш
3 неделя Звуки и буквы л,н,р, к
4 неделя Обобщение
Январь 1 неделя Звуки и буквы п, т, в, з
2 неделя Звуки и буквы ж,б,г,д
3 неделя Й. Сопоставление И и Й
4 неделя Звуки и буквы ц,ч,ф
Февраль 1 неделя Звуки и буквы,,
2 неделя Звуки и буквы нь, дь
3 неделя Твердый знак, мягкий знак
4 неделя Закрепление, повторение
Март Чтение трехбуквенных и двусложных слов
1 неделя Я люблю читать Уметь читать слова из трех и двух слогов, делить слова на слоги Индивидуальная работа
2 неделя
3 неделя Работа с разрезной азбукой
4 неделя Обобщение, закрепление изученных букв
Апрель Чтение произведений якутских, русских и зарубежных классиков
1 неделя Якутские народные сказки Звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове Подбор слов к схемам. Звуковой анализ слова
сравнение количества звуков и букв в слове
2 неделя
3 неделя Русские народные сказки
4 неделя
Май 1 неделя Зарубежные сказки
2 неделя Повторение
3 неделя Диагностика речевого развития к концу курса
4 неделя «Я умею читать» Открытое занятие по итогам года
Литература
1. И. И. Каратаев. Огонучуолкайдыксанараргауерэтииуоннаграмотагауерэнэргэбэлэмнээьин. – Дь. Бичик-1993 с.
2. Е. В. Мандарова. Аагаргатирэх. – Дь. Бичик-2007 с.
3. Е. В. Мандарова. Играю, читаю. Книга-лото – Дь. Бичик-2013 с.
4. Алыптаах азбука. Дь. Бичик-2013 с.
5. Жукова Н. С. Букварь. - М. : Издательство Эксмо-Пресс 2002 г.
6. Д. Г. Шумаева. Как хорошо уметь читать. - СПб. «Детство – пресс». 2000 г.
7. Н. Н. Поисеева, М. К. Борисова, М. П. Андреева. Туохсаспытый?. Дь. 2006
8. Р. П. Андреева, А. Н. Иванова. Оьуоройуута. Дь. Бичик-2013 с.
9. Дурова Н. В «Игры и упражнения на развитие фонетико- фонематического восприятия» :М «Школьная пресса» 2010
10. ЖуроваЛ,Е»Обучение дошкольников грамоте».М. :Школа-Пресс,2000.
11. Кузнецова Е. В, Тихонова И. А «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» :М Творческий Центр Сфера 2009.
12. Давыдова Г. В. Игры, считалки, загадки. Стихи для развития речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
13. Кубышкина Т. А., Леденева О. В. Волшебный мир звуков и слов. - М. : Дрофа, 2010.
14. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов - на- Дону: Феникс, 2001.
15. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. (I II III периоды). – М. : Гном и Д, 2010.
16. Серия «Дошкольник». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Планы занятий. Составитель Г. Ф. Марцинкевич. – Волгоград; Издательство «Учитель», 2004.