Приложение МААМ

Программа дополнительного образования «Волшебная страна шахмат» (3 фото)

Елена Данилова
Программа дополнительного образования «Волшебная страна шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы

Кружок «Волшебная страна шахмат»

Программа дополнительного образования «Волшебная страна шахмат» по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы составлена на основе «Шахматы, первый год» И. Г. Сухина, а также учебного пособия И. Г. Сухина «Удивительные приключения в Шахматной стране».

Темочки:

Шахматы - это интеллектуальная игра, которая оказывает большое внимание на развитие человека и занимает огромное место в культурном наследии человечества. Шахматы несут нравственно-воспитательное предназначение и удивительную многоплановость, вызванную триединой формулой - искусство, наука, спорт.

В наше время шахматы стали прочно входить в образовательный процесс. Во многих школах нашей страны и за рубежом, ведутся шахматные уроки.

Цель программы : создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Задачи программы :

Обучающие:

• Ознакомить с историей шахмат;

• Обучить ориентироваться на плоскости шахматной доски;

• Обучить основам шахматной игры;

• Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

• Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

• расширить кругозор, словарный запас;

• Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;

• Формировать навыки запоминания, активизировать мыслительную деятельность;

• Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

• Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

• Прививать навыки самодисциплины;

• Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

В образовательной деятельности используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом образовательной деятельности является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Содержание дополнительной образовательной программы представлено календарно-тематическим планированием, включающим в себя цель образовательной деятельности, его содержание, средства обучения.

Объем и реализация рабочей программы.

Обучение по данной программе проводится с детьми старших и подготовительных групп (2 старшие и 3 подготовительные группы). С каждой группы набирается по 8 детей, всего занимается 40 детей.

Программа рассчитана :

Первый год – 28 часа;

Второй год – 28 часа.

Занятия проходят:

первый год обучения – по 25 минут (1 раз в неделю);

второй год обучения – по 30 минут (1 раз в неделю).

Ожидаемый результат.

К концу второго года обучения дети будут знать:

- понятие: «Шахматы - игра»;

- особенности фигур;

- расположение фигур на доске.

Будут уметь:

- расстанавливать фигуры по нотации;

- выполнять ходы шахматной фигурой;

- различать фигуры по их значимости.

Приобретут навыки:

- классифицировать шахматные термины;

- осуществлять взаимодействие фигур;

- самостоятельно принимать решения.

Овладеют личностными качествами: способностью к анализу, умением просчитывать свои действия, умением адекватно воспринимать проигрыш, самостоятельностью мышления, способностью самоконтроля.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Должен знать Должен иметь представление Должен уметь

- шахматные термины (белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья);

- названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король);

- правила хода и взятия каждой фигуры.

- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

- иметь представление о некоторых тактических приемах (рокировка, взятие на проходе).

- ориентироваться на шахматной доске;

-различать «горизонталь», «вертикаль», «диагональ»;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

Перспективный план кружка «Волшебная страна шахмат»

первый год обучения (старшая группа).

№ Содержание работы

1 Сказка о Шахматной стране. Повторение. Много белых и черных клеток, похожие на квадраты. Расположение шахматной доски между партнерами (мониторинг).

2 Подвижная игра «Шахматная эстафета».

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди место».

3 Ладья. Ход Ладьи. Взятие. Дидактические игры «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых»

4 Продолжение. Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

5 Вопросы из «Шахматной шкатулки». Творческая мастерская. Раскраска шахматной доски и шахматных фигур.

6 Слон. Ход Слона. Взятие. Дидактические игры «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых»

7 Продолжение. Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

8 Ладья против Слона. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар. Взятие. Защита. Дидактические игры «Перехитри часовых», «Сними часовых».

9 Продолжение. Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

10 Ознакомление детей с великими шахматистами мира с показом портретов. Настольная игра «Шахматный пазл»

11 Ферзь. Ход Ферзя. Взятие. Дидактические игры «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

12 Ферзь против Ладьи, Слона. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар. Взятие. Выиграй фигуру. Дидактические игры «Перехитри часовых», «Сними часовых».

13 Продолжение. Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

14 Настольно-печатная игра «Путешествие в Шахматное королевство»

15 Конь. Ход Коня. Взятие. Дидактические игры «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

16 Конь против Ферзя, Ладьи, Слона. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар. Взятие. Выиграй фигуру. Дидактические игры «Перехитри часовых», «Сними часовых».

17 Продолжение. Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности».

18 Ознакомление детей с известными шахматистами РС (Я) с показом портретов.

Настольная игра «Шахматное лото».

19 Пешка. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические игры «Один в поле воин», «Лабиринт», «Ограничение подвижности».

20 Пешка против Ферзя, Ладьи, Слона, Коня. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар. Взятие. Защита. Выиграй фигуру. Дидактические игры «Перехитри часовых», «Ограничение подвижности».

21 Настольно-печатная игра «Путешествие в Шахматное королевство»

22 Король. Ход Короля. Взятие. Дидактические игры «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Захват контрольного поля».

23 Король против других фигур. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар. Взятие. Дидактические игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Захват контрольного поля», «Ограничения подвижности».

24 Шах.

25 Мат.

26 Ничья.

27 Игра всеми фигурами из начального положения.

28 Мониторинг.

Перспективный план кружка «Волшебная страна шахмат».

второй год обучения (подготовительная группа).

№ Содержание работы

1 Сказка о шахматной стране. Герои шахматного королевства. Повторение. Черно-белые поля, понятия «горизонталь», «вертикаль», «диагональ», центр (диагностика). Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

2 Настольно-печатная игра «Путешествие в Шахматное королевство»

3 Повторение. Шахматная доска, название шахматных фигур и их расположение. Ориентировка на доске, используя буквенную и цифровую терминологию.

4 Вопросы из «Шахматной шкатулки». Настольная игра «Шахматное лото».

5 Повторение. Передвижение шахматных фигур на шахматной доске. Значимость и весомость каждой фигуры на шахматной доске.

6 Дидактические игры «Лабиринт», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Перехитри часовых».

7 Настольно-печатная игра «Битва за Шахматное королевство»

8 Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности».

9 Подвижная игра «Шахматная эстафета». Настольная игра «Шахматное лото»

10 Взятие на проходе. Чтение - инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга»

11 Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Перехитри часовых», «Сними часовых»

12 Тематическое рисование «Волшебная страна шахмат»

13 Шах. Три способа защиты от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Защита от шаха».

14 Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах», «Лучший шах».

15 Настольная игра «Шахматный пазл», «Шахматное лото»

16 Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

17 Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

18 Мат в один ход: сложные случаи с большим числом фигур. Дидактическое задание «Мат в один ход», «Пять матов», «Пропавшая фигура».

19 Подвижные игры «Расстановка фигур на шахматной доске», «Чей ход?»

20 Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

21 Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактические задания «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру».

22 Шахматная партия. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

23 Шахматная партия. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

24 Шахматная олимпиада

25 Викторина «Ответь, как в сказке, без подсказки».

26 Шахматный турнир.

27 Итоговое мероприятие «Волшебная страна шахмат»

28 Повторение. Мониторинг.

Содержание программы.

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

«Центр». То же самое, но заполняется центр шахматной доски.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Найди место». Ребенок правильно должен найти место шахматной фигуры на шахматной доске.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«По росту». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

«Шахматное лото». Игра на закрепление названий шахматных фигур и полей (белые и черные).

«Кто быстрее соберет» из кусочков картинки с шахматными фигурами быстро должны собрать картинку и назвать какая шахматная фигура.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Формы контроля.

Программа предусматривает наблюдение за развитием личности дошкольников, осуществляемое в ходе диагностики (мониторинга). Это позволяет педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения и воспитательную работу в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности. Мониторинг проводится 2 раза в год: в октябре и в апреле.

Вводный контроль: опрос, наблюдение.

Промежуточный, тематический контроль: собеседование, игра, наблюдение, соревнование.

Итоговая аттестация: конкурсно-познавательная игра.

Список используемой литературы:

1. Сухин И. Г. «Программы курса «Шахматы – школе» :Для начальных классов общеобразовательных учреждений». – Обнинск: Духовное возрождение, 2010. – 40 с.

2. Сухин И. Г. «Удивительные приключения в Шахматной стране». – М: Поматур, 200.-320с, ил.

3. Сухин И. Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны» : Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

4. Сухин И. Г. «Шахматы, первый год, или Учусь и учу» : Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

5. Сухин И. Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» : Рабочая тетрадь: Часть 1.– Обнинск: Духовное возрождение, 2010.

6. 6. Сухин И. Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» : Рабочая тетрадь: Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010.

7. Сухин И. Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» : Тетрадь для проверочных работ. – Обнинск: Духовное возрождение, 2005, 2006, 2008, 2010.

Шахматные игры и игрушки

1. Дидактические игрушки: "Горизонталь - вертикаль", "Диагональ" (материал - плотная бумага, ватман, картон).

2. Кубики с картинками шахматных фигур.

3. Шапочки с шахматными фигурами.

4. Набор фрагментов шахматной доски.

5. Разрезные шахматные картинки.

6. Темнымии светлыми сторонами кубики (из них дети могут собирать «горизонталь», «вертикаль», «диагональ»).

7. Шахматная магнитная доска.

8. Шахматное домино.

9. Шахматное лото.

10. Шахматные пирамидки.

11. Шахматный пазл.

12. Настольно-печатная игра «Путешествие в шахматное королевство»

Программа дополнительного образования «Волшебная страна шахмат»
Фото «Волшебная страна шахмат»
Программа дополнительного образования - фото
Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Занимательное плетение» (бисероплетение) Фантазии полёт и рук творенье, С восторгом я держу в своих руках… Не знает, к счастью, красота старенья, Любовь к прекрасному живёт в веках.

Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» Актуальность программы К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены.

Программа дополнительного образования «Изостудия «Акварелька» Программа дополнительного образования «ИЗО студия «Акварелька» Разработана для детей 3-7 лет Срок обучения – 4 года Авторы: Заместитель.

Программа дополнительного образования Кружок «Любознайка» Программа дополнительного образования Кружок «Любознайка» Старший дошкольный возраст 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Программа дополнительного образования по аппликации для детей 3–7 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лучик» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации:.

Программа дополнительного образования «Мои права» Введение Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей,.

Программа дополнительного образования «Музыкальный эрудит» Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. (Д. Шостакович) «Музыкальный эрудит» Цели и задачи: Цели: 1. Раскрыть духовный.

Программа дополнительного образования «Пластинография» Программа дополнительного образования ГКСУ СО АО «Детский дом «Солнечный» «Пластинография» Программа рассчитана для детей в возрасте 0т.

Программа дополнительного образования «Робототехника» Программа дополнительного образования «Мы - будущие инженеры» Содержание: 1. Введение; 2. Основная часть; 3. Перспективное планирование.

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» Программа дополнительного образования детей по рисованию «Веселая кисточка» Составитель: воспитатель Носова Ольга Витальевна Возраст обучающихся:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Волшебная страна шахмат»
Опубликовано: 23 ноября 2019 в 16:28
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Волшебная страна шахмат»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Данилова (УИ 140796) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД